Методы и средства психолого-педагогического воздействия

Социально-психологический тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы формирования коммуникативных навыков, освоения эффективных стандартов поведения, развития личности, оказания психологической помощи и поддержки.

Социально-психологический тренинг как метод активного обучения.

Тренинговая группа является фактором, повышающим эффективность обучения. Работа в группе имеет специфическую ценность, которую можно рассматривать как обучающий фактор: именно в группе развивается и формируется личность, благодаря группе человек учится социально значимому поведению, способам удовлетворения своих потребностей, достижению взаимопонимания, группа выступает посредником между личностью и обществом. Тренинговая группа - это в первую очередь обучающая лаборатория. Термин “лаборатория” подчёркивает экспериментальный характер испытания новых способов поведения. Во первых, в группе каждый является как участником, который может экспериментировать с изменениями в своём поведении, так и наблюдателем, который контролирует результаты этих изменений. Во вторых, группа является “микроскопом”, представляющим реальный мир в миниатюре, с теми же проблемами и конфликтами. В третьих, главный упор в тренинге делается на развитие нового, отличного от традиционных подхода к решению проблем, на обучение тому, как учиться.

Понятию “обучения тому, как учиться” соответствует циклическое чередование трёх процессов, которые обязательно присутствуют на тренинге: самопрезентации, обратной связи и экспериментирования. На протяжении всего тренинга восприятие происходящего членами группы проявляется в их действиях. Это и называется самопрезентацией. Большим плюсом такого рода упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, так называемую обратную связь. Каждый участник группы может активно экспериментировать с различными стилями поведения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищённость. Последним этапом обучения является использование приобретённых навыков вне группы.

Активные групповые методы обучения можно условно объединить в 3 основные блока: дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и пр.); игровые методы ( диалектические и творческие игры, в т.ч. деловые (управленческие) игры; ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизиологического единства).

Дискуссионные методы (идеи К. Левина). Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго – вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что реализуется затем в конкретных действиях. Целесообразна для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и др. Метод помогает решать следующие задачи: обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирование проблемы; развитие умения слушать и взаимодействовать с другими участниками; моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; здесь важно показать, что именно высокоразвитая группа является основой в принятии большинства решений; демонстрации, характерной для большинства проблем многозначности возможных решений.

Игровые методы подразделяются на:   1) операциональные игры = методы анализа проблемных ситуаций, но имеют сценарии, в который заложен более или менее жёсткий алгоритм “правильности” и “неправильности” принимаемого решения; более подчеркнут аспект инструментального обучения и минимизирован межличностный аспект. Характеристики: служат дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству субъективно новых для обучающихся профессиональных задач. Это достигается конструированием (на этапе разработки) и реализацией (в процессе игры) системы проблемных ситуаций и познавательных задач; по содержанию являются имитацией конкретных условий и динамики производства, а также деятельности и отношений занятых в нем людей, т.е. моделированием двух реальностей: процессов производства и профессиональной деятельности специалистов; по направленности оказываются двухплановой деятельностью, способствующей достижению двоякого рода целей: игровых и педагогических (учебных) при доминирующей роли последних; конструируются и производятся как совместная деятельность участников учебного процесса в ходе постановки профессионально важных целей и их достижения посредством подготовки и принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений. Совместная деятельность имеет характер ролевого взаимодействия, развёртываемого  в соответствии с предписанными или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. 2) В ролевых играх индивид отрабатывает коммуникативные навыки с применением элементов драматизации. Такие игры способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения.

Сенситивный тренинг. Стремление к реализации максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании тренинговой группы. Ведущее средство стимуляции группового взаимодействия – феномен отсутствия структуры. Группа тренинга сенситивности не имеет очевидной цели. Участники включаются в новую сферу социального опыта, они узнают, как они воспринимаются др. членами группы и получают возможность сравнивать это с самовосприятием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: