double arrow

Методы статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований.


Современная психология - разветвленная наука, включающая в себя десятки направлений, каждое из которых имеет свой предмет и большое количество специфических методов исследования. Тем не менее, все они базируются на нескольких основных общенаучных подходах и принципах исследования: принципе системности, операционализации и формализации исследований, повышении надежности исследований, а также на использовании современных математических методов.

Таким образом, математическая статистическая обработка результатов исследования является как базовым принципом так и обязательной составляющей (этапом) психолого-педагогического исследования.

После того как результаты обследования получены, перед исследователем встаёт самая главная задача: рассортировать результаты и представить в форме одной или нескольких таблиц, с тем чтобы облегчить интерпретацию. Затем следует представить полученные данные в графической форме, где вариации независимой переменной всегда откладываются на оси абсцисс (т.е. по горизонтальной оси), а зависимой - по оси ординат (по вертикальной оси). И наконец, остаётся подвергнуть различные результаты статистическому анализу с целью проверить, в какой степени можно утверждать, учитывая число испытуемых и различия в результатах по каждой группе, что существует какой-то реальный эффект, который можно без большого риска ошибки приписать изучаемому фактору.




Математическая статистическая обработка исследовательских данных предполагает:

1) Первичная статистическая обработка результатов обследований (применение количественных и качественных методов обработки полученной информации):

n вычисление среднеарифметических значений “сырых баллов” по результатам проведённого обследования;

n вычисление дисперсий и среднеквадратичных отклонений;

n перевод сырых баллов в стандартные (Т-оценки, стены);

2) Графическое изображение результатов исследования.

3) Статистическая проверка научной гипотезы:

n вычисление статистики Фишера для проверки гипотезы о равенстве дисперсии двух экспериментальных выборок;

n вычисление t-статистики Стьюдента для выборок равного и неравного объёма;

n определение статистической значимости полученных отклонений (сравнение вычисленного фактического значения t-статистики с табличным);

n вычисление коэффициента для выявления зависимости между исследуемыми переменными.

При этом активно используются методы математической статистики, приёмы шкалирования, обработка данных на ЭВМ.

Основная цель применения методов математической статистики — повысить обоснованность выводов психологического исследования за счёт использования вероятностной логики и вероятностных моделей, т.е. подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.







Сейчас читают про: