Формирование новых государств в Европе

 

Европа (без Российской и Османской империй) характеризуется образованием в ХХ в. следующих государств. Произошло образование ряда национальных государств. Получили независимость от Великобритании Ирландия (1949 г.), Кипр (1960 г.) и Мальта (1964 г.). Это мононациональные государства за той оговоркой, что 6 ирландских графств пока удерживаются под британской оккупацией, а часть территории Кипра фактически захвачена Турцией. Австро-Венгрия распалась на Австрию (98% — немецкоязычные австрийцы), Венгрию (св. 90% — венгры), Словению (90% — словенцы), Хорватию (78% — хорваты, 12% — сербы), Боснию и Герцеговину (босанцы — 49%, сербы — 31%, хорваты — 17%), Чехию (св. 94% — чехи) и Словакию (словаки — 86%, венгры — 11%). Как видим, часть осколков практически мононациональны, а часть близка к этому состоянию (во всяком случае гораздо ближе, чем в Австро-Венгрии) — за исключением БиГ[7, с. 102].

Далее. В 1905 г. распалась уния Норвегии (95% — норвежцы) и Швеции (87% — шведы). И, наконец, в 1944 г. Исландия (св. 99% — исландцы) получила независимость от Дании (98% — датчане).

Кроме того, продолжают функционировать сепаратистские движения шотландцев (15% населения Великобритании) и басков (ок. 5% населения Испании), а также корсиканцев и косовских албанцев (албанцы составляют 17% населения Югославии).

С 1880-х годов ирландские националисты в Ирландской парламентской партии (IPP) требовали от Великобритании самоуправления. Маргинальные организации, такие как Синн Фейн Артура Гриффита, вместо этого выступали за какую-то форму ирландской независимости, но в то время они были в небольшом меньшинстве.

Требование о самоуправлении было в конечном счете удовлетворено британским правительством в 1912 году, сразу же вызвав длительный кризис в Соединенном Королевстве, поскольку Ольстерские юнионисты сформировали вооруженную организацию - Ольстерские добровольцы - чтобы противостоять этой мере деволюции. В свою очередь, националисты сформировали собственную военную организацию Ирландских добровольцев.

Британский парламент принял Третий закон о самоуправлении с поправкой к законопроекту о разделе Ирландии, внесенному Ольстерскими юнионистами, но реализация закона была отложена началом Первой мировой войны в августе 1914 года. Большинство националистов последовали за своими лидерами ИПП и призывом Джона Редмонда поддержать Британию и союзные военные усилия в ирландских полках новой британской армии, намереваясь обеспечить начало самоуправления после войны. Но значительное меньшинство Ирландских добровольцев выступало против участия Ирландии в войне. Волонтерское движение раскололось, большинство уехало, чтобы сформировать национальных добровольцев под руководством Джона Редмонда. Остальные Ирландские добровольцы под руководством Эоина Макнилла считали, что они будут поддерживать свою организацию до тех пор, пока не будет предоставлено самоуправление. В рамках этого добровольческого движения другая фракция, возглавляемая сепаратистским ирландским республиканским Братством, начала готовиться к восстанию против британского правления [42, с. 203].

План восстания был реализован в Пасхальном восстании 1916 года, в котором добровольцы, теперь явно объявив республику, начали восстание, целью которого было положить конец британскому правлению и основать Ирландскую Республику. Восстание, в результате которого погибло более четырехсот человек, было почти исключительно ограничено Дублином и было подавлено в течение недели, но британский ответ, казнивший лидеров восстания и арестовавший тысячи националистических активистов, активизировал поддержку сепаратистской партии Шинн Фейн — партии, которую республиканцы сначала приняли, а затем захватили. Поддержка британских военных усилий пошла на убыль, и ирландское общественное мнение было потрясено и возмущено некоторыми действиями, совершенными британскими войсками, в частности, убийством Фрэнсиса Шихи-Скеффингтона и введением военного положения.

Англичане, столкнувшись с кризисом, вызванным весенним наступлением Германии в апреле 1918 года, попытались ввести в Ирландии воинскую повинность в сочетании с внутренним правлением, изложенным на Ирландской Конвенции. Это еще больше оттолкнуло ирландский электорат и вызвало массовые демонстрации во время призывного кризиса 1918 года. Ко времени ноябрьских выборов 1918 года отчуждение от британского правления было широко распространено [20, с. 134].

Для ирландских республиканцев ирландская война за независимость началась с провозглашения Ирландской Республики во время Пасхального восстания 1916 года. Республиканцы утверждали, что конфликт 1919-21 годов (и действительно последующая гражданская война в Ирландии) был защитой этой республики от попыток уничтожить ее.

На всеобщих выборах 1918 года ирландские избиратели показали свое неодобрение британской политики, предоставив Шинн Фейн 70% (73 места из 105) ирландских мест, 25 из которых не встретили сопротивления. Синн Фейн выиграл 91% мест за пределами Ольстера на 46,9% голосов, но был в меньшинстве в Ольстере, где юнионисты были в большинстве. Синн Фейн пообещал не заседать в британском парламенте в Вестминстере, а скорее создать ирландский парламент. Этот парламент, известный как первый Dáil, и его министерство, называемое Aireacht, состоящее только из членов Sinn Féin, собрались в особняке 21 января 1919 года.

Dáil подтвердил декларацию 1916 года с Декларацией Независимости и выпустил послание к свободным нациям мира, в котором говорилось, что между Ирландией и Англией существует «существующее состояние войны». Ирландские добровольцы были воссозданы как «Ирландская республиканская армия» или ИРА. ИРА была воспринята некоторыми членами Dáil Éireann как мандат на ведение войны с британской администрацией, базирующейся в Дублинском замке.

Годы между пасхальным восстанием 1916 года и началом войны за независимость в 1919 году не были бескровными. Томас Эш, один из лидеров добровольцев, заключенных за его роль в восстании 1916 года, умер во время голодовки, после попытки насильственного кормления в 1917 году. В 1918 году во время беспорядков, вызванных кампанией против призыва на военную службу, шесть гражданских лиц погибли в столкновениях с полицией и британской армией и более 1000 были арестованы. День перемирия ознаменовался жестокими беспорядками в Дублине, в результате которых более 100 британских солдат получили ранения. Были также рейды за оружием со стороны добровольцев, по крайней мере один расстрел полицейского королевской ирландской полиции (RIC) и сожжение казармы RIC в Керри.

Данные события происходили в начала ХХ в., в конце образование новых государств в основном было связано с падением коммунистического строя [21, с. 62].

С момента распада советской империи в 1991 году мир пережил заключительную массовую волну демократизации в Европе, которая была подчеркнута тем фактом, что многие страны наконец обрели долгожданную независимость и автономию. Внезапная смена правительств привела к росту напряженности, экономическому спаду и насилию в некоторых случаях из-за идеологических различий между многими группами населения Европы. Люди, которым было отказано в основных правах человека и возможности высказывать свое мнение, в конечном итоге получили такие права, поскольку государства полным ходом продвигаются к свободным и представительным демократическим системам.

В свете этой третьей волны демократизации необходимо упомянуть случай Косово в связи с важными последствиями, которые независимость Косово будет иметь для международного сообщества, став возможным прецедентом для других. Независимость Косово была провозглашена спустя 17 лет после распада Советского Союза, что стало уникальным случаем, поскольку автономная республика бывшего коммунистического государства отделилась от государства Сербия и утвердилась как независимая республика Косово.

Реакция международного сообщества не была односторонней: некоторые, включая США и Великобританию, признали независимость Косово, в то время как другие государства, включая Китай, Россию и Сербию, выступили против этого, создав деликатную правовую дилемму для нового независимого образования. Таким образом, необходимо изучить влияние независимости Косово на национальном, региональном и международном уровнях, чтобы понять будущие события вокруг Косово, а также проанализировать, какие уроки можно извлечь из этого опыта, особенно в свете нынешнего статуса таких регионов, как Абхазия, Приднестровье, Тайвань, Онтарио и многие другие части мира [38, с. 16].

Для того чтобы понять влияние независимости Косово на различные уровни международных отношений, необходимо упомянуть исторические предпосылки стремления Косово к независимости, что поможет взглянуть на ситуацию в перспективе. На протяжении многих лет территория, включающая Косово, была спорной территорией между Сербией и Албанией. История Косово восходит к IV веку до нашей эры, когда это была территория Фракийско-иллирийского племени, которое впоследствии было завоевано Римом в 160 году до нашей эры. Затем он был поглощен болгарской империей в 850-х годах и пережил значительную славянскую и христианскую миграцию.

Одним из ключевых моментов в истории Косово была битва за Косово 28 июня 1389 года, когда сербские войска столкнулись с османскими войсками, что было демонстрацией сербской решимости, мужества, патриотизма, и это был пример, когда сербы и албанцы сражались вместе на поле боя. В дальнейшем в сербском национальном сознании Битва за Косово приобрела мифическое измерение важнейшего исторического события, сильно повлиявшего на дальнейшую судьбу всего сербского народа. Битва за Косово позже стала опорой в Косовском националистическом движении за независимость в XIX веке, а также политическим инструментом для репрессивной политики правительства Милошевича в отношении этнических меньшинств в Югославии. Республика Косово формально была создана в 1945 году Джозефом Тито, а в 1974 году ей был присвоен статус Автономной Республики, что дало ей аналогичные права, как и государствам, существовавшим в составе Югославии [22, с. 14].

После смерти Тито албанцы, проживающие в Косово, пережили годы жестокого и агрессивного режима Милошевича, который практиковал геноцид в Косово и утверждал, что сербское меньшинство подвергается остракизму со стороны албанцев. По мере того, как бывшие югославские республики отделялись от Югославии, Косово оставалось частью Сербии, что только усугубляло националистические призывы к независимости.

После войны НАТО в Косово в 1999 году была создана миссия Организации Объединенных Наций в Косово (МООНК) для поддержания мира в этом районе и предотвращения любого насилия и пограничных столкновений между Сербией и Косово. Однако 17 февраля 2008 года парламент Косово провозгласил долгожданную независимость, что привело к денонсации независимости со стороны Сербии и ее крупнейшего союзника - России. Сотни лет истории Косово являются примером длительного стремления к независимости небольшого албанского анклава в континентальной Европе, который сталкивается с неопределенным будущим в свете полного отрицания своей независимости со стороны Сербии, которая по-прежнему рассматривает Косово как часть Сербии. То, как международное сообщество будет решать этот вопрос, будет определяющим фактором для будущих попыток отделения со стороны многих территорий, находящихся сейчас под властью того или иного государства.

Провозглашение независимости Косово в 2008 году было не первым случаем, когда Косово пыталось освободиться от доминирующей в Сербии югославской республики. Косово провозгласило независимость, которая была признана только Албанией, в то время как Сербия все еще считала Косово частью самой себя. Эта неудачная попытка провозгласить независимость была частично спровоцирована снижением уровня автономии режимом Милошевича, который в основном дал сербскому меньшинству в Косово режим апартеида. Албанцы в Косово считались гражданами второго сорта и имели меньше прав, чем сербы, из-за давления со стороны своего южного соседа. Албанцы в Косово практиковали мирное сопротивление сербскому угнетению, однако с появлением Армии освобождения Косово боевые действия стали более кровавыми, что привело к гибели людей с обеих сторон. Косовская война длилась в 1996-1999 гг. и завершилась 77-дневной бомбардировочной кампанией НАТО, в результате которой были созданы миротворческие силы ООН, которые должны были сохранить мир, восстановить Косово и медленно начать переговоры об окончательном статусе Косово.

Специальный посланник ООН Мартти Ахтисаари был одним из ведущих переговорщиков в Косовском конфликте, однако большая часть его усилий была сведена на нет оппозицией Сербии и России, которые были против предоставления Косово какой-либо независимости [30, с. 15].

План Ахтисаари предусматривал установление графика для контролируемой независимости Косово, открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией и создания новых сил безопасности Косово, которые будут состоять не более чем из 2500 легковооруженных активных членов и 800 резервных членов, основная работа которых будет ограничена реагированием на кризисы и гражданской защитой.

Сербия и ее союзник в Совете Безопасности, Россия, выступили против плана, который поставил серьезные сомнения в том, что Косово когда-либо достигнет независимости на международном уровне. Местные албанцы в Косово призывают парламент объявить о самой независимости, не дожидаясь, пока международные субъекты договорятся об условиях предлагаемой независимости Косово. Таким образом, международная сцена не была создана для того, чтобы независимость Косово была должным образом признана международным сообществом, что создало проблему легитимности объявления 17 февраля 2008 года и последующего признания Косово в качестве независимого государства международными организациями.

Политическая жизнь в Республике Косово была отмечена сменой правительств в связи с результатами выборов, обвинением некоторых политических лидеров в совершении военных преступлений и смертью президента Руговы в январе 2006 года. Последние выборы в Косово состоялись 17 ноября 2007 года, когда албанская Демократическая партия (ДПК) получила 34% голосов, а Демократическая лига Косово имени Фатмира Сейдиу заняла второе место с 22% голосов.

Позднее эти две партии сформировали коалицию, которая сыграла видную роль в провозглашении независимости Косово в 2008 году. Самая большая предстоящая задача будет сосредоточена на включении сербского меньшинства в процесс принятия решений в Косово, поскольку из-за результатов последних выборов сербы отказались голосовать и воздержались от участия в выборах. Правительству Косово придется включить эту часть населения в законодательный процесс, чтобы показать, что эпоха военных действий между албанцами и сербами закончилась.

Важно отметить, что 20 мест из 120, которые составляют законодательную власть в Косово, выделяются для представительства меньшинств, однако для того, чтобы Косово стало полноценной функционирующей демократией, правительству необходимо создать систему свободных и справедливых выборов, на которых любой кандидат, желающий баллотироваться, мог бы получить шанс на победу. Албанский кандидат не должен иметь никаких преимуществ перед сербским, поскольку это было бы контрпродуктивной мерой в отношении цели объединения различных этнических групп в Косово.

Первые законодательные акты и предлагаемая Конституция должны были быть очень тщательно разработаны, поскольку они устанавливают государство для трех ветвей власти Косово, которые не должны благоприятствовать доминирующей этнической группе, но будут способствовать преимуществам демократической системы, где голоса населения будут влиять на политику правительства.

Таким образом, образование новых государств характеризуется в большинстве случаев наличием гражданской войны, противостоянием, человеческими жертвами. При этом, не всегда нового государство может быть признано всем мировым сообществом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: