Компетеностнй подход к результатам образования позволяет адресно выявить уровень сформированности необходимых компетенций у каждого студента и предложить конкретные рекомендации по их развитию.
Для проведения данной процедуры необходимо выделить результаты образования, которые должен освоить студент в процессе подготовки курсовой работы. С этой целью следует провести ряд шагов, направленных на их выявление:
1– ый этап: провести анализ основной образовательной программы (далее
ООП) по направлению подготовки бакалавров 080400.62 «Управление персоналом», разработанной держателем ООП, с целью выделения модуля(ей), включающего(их) предметную область науки социологии и психологии управления [9].
В результате анализа нами были выделены два укрупненных результата образования (образовательных модуля), соответствующих тем видам научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности, которые студент осваивает в процессе подготовки курсовой работы:
«РО 2 – Знает и умеет применять этические нормы поведения, управлять конфликтами и стрессами, владеет навыками диагностики организационной культуры и умеет применять их на практике».
|
|
«РО 11 – Способен проводить исследования по всему кругу вопросов своей
профессиональной области и использовать их результаты в контексте целей и задач организации по реализации функций управления персоналом» [9,С.16-17 ].
2– ой этап: провести анализ компетенций, формируемых или развиваемых в
процессе подготовки курсовой работы и связать их с результатами образования. В отдельном случае, если формулировка компетенций является объемной, уточнить (выделить) ту часть (составляющую компетенции), которая имеет отношение к подготовке курсовой работы.
Сопоставительный анализ компетенций, характеризующий выше указанные результаты образования в ООП с необходимыми видами деятельности при подготовке курсовой работы, выявил, что перечень компетенций следует расширить. В этом случае его можно выбрать из общего перечня компетенций, указанных в ООП. В результате тщательного отбора было выделено восемь компетенций, последовательность которых для результатов подготовки и защиты курсовой работы представлена ниже.
Общекультурные компетенции (ОК):
1. Владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16).
2. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-18).
3. Способен находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации (ОК-9).
|
|
4. Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры (ОК-20).
5. Способен отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7).
Профессиональные компетенции (ПК):
6. Способен провести исследования по кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-63).
7. Владеет навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72).
8. Способен вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74).
3 – ий этап: установить соответствие формируемых компетенций видам профессиональной деятельности, выделить задачи, которые научаться решать студенты в рамках данных видов деятельности.
В результате было выделено три вида профессиональной деятельности:
Информационно-аналитическая деятельность.
Решаемые задачи:
- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников в целях рационального их использования;
- анализ социальных процессов и отношений в организации.
Социально-психологическая деятельность.
Решаемые задачи:
- управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами.
Проектная деятельность
Решаемые задачи:
- участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом.
4 – ый этап: установить соответствие формируемых компетенций видам работ научно-исследовательской деятельности, которая выделена в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) и отражена в разработанной ООП по данному направлению подготовки.
Выделенная нами группа общекультурных компетенций, характеризующая способность и готовность осуществлятьнаучно-исследовательскую деятельность, была конкретизирована по содержанию формулировок. Так же были сформулированы задачи, которые научаться решать студенты в рамках научно-исследовательской деятельности:
- планирование, подготовка, написание, оформление курсовой работы в данной предметной области;
- защита курсовой работы перед комиссией.
5 – ый этап: установить взаимосвязь формируемых компетенций при подготовке курсовой работы с задачами образовательной и профессиональными видами деятельности
Выявленная в результате данного этапа взаимосвязь формируемых компетенций с видами, задачами научно-иследовательской и профессиональной деятельности в процессе подготовки курсовой работы представлена в табл. 4.
6 – ой этап: выделить индикаторы проявления компетенций в целях управления их формированием и развитием с ориентацией на результат образования.
На основании детального анализа ООП нами были выделены, а также дополнительно сформулированы индикаторы проявления всех компетенций. Было установлено, что при подготовке курсовой работы востребованы, формируются и
Таблица 4
Взаимосвязь формируемых компетенций с видами, задачами
научно-иследовательской и профессиональной деятельности
в процессе подготовки курсовой работы
№ п/п | Вид деятельности | Задачи деятельности | Формируемые компетенции* |
1. | Научно-исследовательская деятельность в вузе | 1. Планирование, подготовка, написание, оформление курсовой работы в данной предметной области | 1. Владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16)**. 2. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-18). 3. Способен находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации (ОК-9) |
2. Защита курсовой работы перед комиссией | 4. Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры (ОК-20). 5. Способен отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7) | ||
2. | Информационно-аналитическая профессиональная деятельность | 3. Изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников в целях рационального их использования 4. Анализ социальных процессов и отношений в организации | 6. Способен провести исследования по кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-63) |
3. | Социально-психологическая профессиональная деятельность | 5. Управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами. | 7. Владеет навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72) |
|
|
Продолжение табл. 4
4. | Проектная профессиональная деятельность | 6. Участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом | 8. Способен вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74) |
* ОК – общекультурные компетенции; ПК – профессиональные компетенции;
** ОК-16- номер компетенции в Основной образовательной программе по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом», разработанной коллективом кафедры управления персоналом и психологии УрФУ
развиваются поведенческие индикаторы, характеризующиеся «умением», «владением». А когнитивные индикаторы, формулируемые как «знание» только имплицитно в них присутствуют. Так же появилась необходимость уточнения, на каком этапе подготовки и представления курсовой работы ее автор должен демонстрировать сформированные компетенции. Проведение работы по формированию результатов образования на языке компетенций привела к необходимости уточнения и дополнения индикаторов компетенций в разработанной ООП.
|
|
Таким образом, был сформирован общий перечень необходимых и достаточных индикаторов проявления компетенций:
У.1.3 – уметь применять методы и средства познания для интеллектуального развития, профессиональной компетентности (применение функций самоменеджмента в подготовке курсовой работы);
У.2.2 – уметь диагностировать организационную культуру и разрабатывать управленческие решения, направленные на ее улучшение(при разработке рекомендаций по результатам исследования);
У.2.3 – уметь диагностировать проблемы морально-психологического климата в организации и разрабатывать управленческие решения, направленные на их разрешение (при разработке рекомендаций по результатам исследования);
У.2.4 – уметь диагностировать конфликты в организации и разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в т.ч. с использованием современных средств коммуникации (при разработке рекомендаций по результатам исследования);
В.2.3 – владеть навыками публичного выступления, ведения дискуссии (перед комиссией при защите курсовой работы);
В.2.2 – владеть технологиями поддержания этического уровня деловых отношений, управления конфликтами и стрессами (перед комиссией при защите курсовой работы);
У.7.3. – уметь обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;
У.11.1 – уметь принимать участие в разработке программ осуществления организационных изменений в части вопросов управления персоналом (при разработке и реализации конкретных рекомендаций по результатам исследования);
У.11.4 – уметь диагностировать проблемы и состояние системы управления персоналом (по проблеме исследования) и проводить их анализ в контексте целей и задач исследуемой организации;
У.11.5 – уметь применять методы и методики теоретического и экспериментального исследования по изучаемой проблеме, в том числе математического анализа, моделирования и статистики;
У.11.6 – уметь применять методы и способы поиска, получения, хранения и переработки информации, используя компьютер; оформлять научный текст в соответствии с требованиями оформительских стандартов.
7 – ой этап: разработка карты компетенций.
Завершающим этапом аналитико-синтетической деятельности стала разработка карты компетенций характеризующая результаты образования при подготовке курсовой работы на языке индикаторов проявления компетенций, поддающихся измерению (табл. 5). Такая форма представления результатов образования является удобной и оптимальной для ее использования в балльно-рейтинговой системе оценивания на основе принятой или разработанной шкалы оценки качества образования.
Таблица 5
Основные результаты образования, формируемые
при подготовке курсовой работы
Результат образования | Перечень формируемых компетенций | Индикаторы проявления («знать», «уметь», «владеть») |
РО 2 – Знает и умеет применять этические нормы поведения, управлять конфликтами и стрессами, владеет навыками диагностики организационной культуры и умеет применять их на практике | Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, дискуссии (ОК-20) | В.2.3 – владеть навыками публичного выступления, ведения дискуссии (перед комиссией при защите курсовой работы) |
Способен отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7) | В.2.2 – владеть технологиями поддержания этического уровня деловых отношений, управления конфликтами и стрессами (перед комиссией при защите курсовой работы) | |
Способен находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации (ОК-9) | У.2.2 – уметь диагностировать организационную культуру и разрабатывать управленческие решения, направленные на ее улучшение (при разработке рекомендаций по результатам исследования); У.2.3 – уметь диагностировать проблемы морально-психологического климата в организации и разрабатывать управленческие решения, направленные на их разрешение (при разработке рекомендаций по результатам исследования); У.2.4 – уметь диагностировать конфликты в организации и разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в том числе с использованием современных средств коммуникации (при разработке рекомендаций по результатам исследования); | |
Владеет навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72) | У.1.3 – уметь применять методы и средства познания для интеллектуального развития, профессиональной компетентности (применение функций самоменеджмента в подготовке курсовой работы) |
Продолжение табл.5
РО 11 – Способен проводить исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и использовать их результаты в контексте целей и задач организации по реализации функций управления персоналом | Владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16) | У.11.5 – уметь применять методы и методики теоретического и экспериментального исследования по изучаемой проблеме, в том числе математического анализа, моделирования и статистики; У.7.3 – уметь обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные |
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-18) | У.11.6 – уметь применять методы и способы поиска, получения, хранения и переработки информации, используя компьютер; оформлять научный текст в соответствии с требованиями оформительских стандартов | |
Способен провести исследования по изучаемой проблеме в профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач организации (ПК-63). | У.11.4 – уметь диагностировать проблемы и состояние системы управления персоналом (по проблеме исследования) и проводить их анализ в контексте целей и задач исследуемой организации | |
Способен вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74) | У.11.1 – уметь принимать участие в разработке программ осуществления организационных изменений в части вопросов управления персоналом (при разработке и реализации конкретных рекомендаций по результатам исследования) |