При подготовке курсовой работы

Компетеностнй подход к результатам образования позволяет адресно выявить уровень сформированности необходимых компетенций у каждого студента и предложить конкретные рекомендации по их развитию.

Для проведения данной процедуры необходимо выделить результаты образования, которые должен освоить студент в процессе подготовки курсовой работы. С этой целью следует провести ряд шагов, направленных на их выявление:

1– ый этап: провести анализ основной образовательной программы (далее

ООП) по направлению подготовки бакалавров 080400.62 «Управление персоналом», разработанной держателем ООП, с целью выделения модуля(ей), включающего(их) предметную область науки социологии и психологии управления [9].

В результате анализа нами были выделены два укрупненных результата образования (образовательных модуля), соответствующих тем видам научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности, которые студент осваивает в процессе подготовки курсовой работы:

«РО 2 – Знает и умеет применять этические нормы поведения, управлять конфликтами и стрессами, владеет навыками диагностики организационной культуры и умеет применять их на практике».

«РО 11 – Способен проводить исследования по всему кругу вопросов своей

профессиональной области и использовать их результаты в контексте целей и задач организации по реализации функций управления персоналом» [9,С.16-17 ].

2– ой этап: провести анализ компетенций, формируемых или развиваемых в

процессе подготовки курсовой работы и связать их с результатами образования.  В отдельном случае, если формулировка компетенций является объемной, уточнить (выделить) ту часть (составляющую компетенции), которая имеет отношение к подготовке курсовой работы.

Сопоставительный анализ компетенций, характеризующий выше указанные результаты образования в ООП с необходимыми видами деятельности при подготовке курсовой работы, выявил, что перечень компетенций следует расширить. В этом случае его можно выбрать из общего перечня компетенций, указанных в ООП. В результате тщательного отбора было выделено восемь компетенций, последовательность которых для результатов подготовки и защиты курсовой работы представлена ниже.

Общекультурные компетенции (ОК):

1. Владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16).

2. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-18).

3. Способен находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации (ОК-9).

4. Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры (ОК-20).

5. Способен отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7).

Профессиональные компетенции (ПК):

 6. Способен провести исследования по кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-63).

7. Владеет навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72).

8. Способен вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74).

3 – ий этап: установить соответствие формируемых компетенций видам профессиональной деятельности, выделить задачи, которые научаться решать студенты в рамках данных видов деятельности.

В результате было выделено три  вида профессиональной деятельности:

Информационно-аналитическая деятельность.

Решаемые задачи:

- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников в целях рационального их использования;

- анализ социальных процессов и отношений в организации.

Социально-психологическая деятельность.

Решаемые задачи:

- управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами.

Проектная деятельность

Решаемые задачи:

- участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом.

4 – ый этап: установить соответствие формируемых компетенций видам работ научно-исследовательской деятельности, которая выделена в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) и отражена в разработанной ООП по данному направлению подготовки.

Выделенная нами группа общекультурных компетенций, характеризующая способность и готовность осуществлятьнаучно-исследовательскую деятельность, была конкретизирована по содержанию формулировок. Так же были сформулированы задачи, которые научаться решать студенты в рамках научно-исследовательской деятельности:

- планирование, подготовка, написание, оформление курсовой работы в данной предметной области;

- защита курсовой работы перед комиссией. 

5 – ый этап: установить взаимосвязь формируемых компетенций при подготовке курсовой работы с задачами образовательной и профессиональными видами деятельности

Выявленная в результате данного этапа взаимосвязь формируемых компетенций с видами, задачами научно-иследовательской и профессиональной деятельности в процессе подготовки курсовой работы представлена в табл. 4.

6 – ой этап: выделить индикаторы проявления компетенций в целях управления их формированием и развитием с ориентацией на результат образования.

На основании детального анализа ООП нами были выделены, а также дополнительно сформулированы индикаторы проявления всех компетенций. Было установлено, что при подготовке курсовой работы востребованы, формируются и

 

Таблица 4

Взаимосвязь формируемых компетенций с видами, задачами

научно-иследовательской и профессиональной деятельности

в процессе подготовки курсовой работы

 

№ п/п Вид деятельности Задачи деятельности Формируемые компетенции*

1.

Научно-исследовательская деятельность в вузе

1. Планирование, подготовка, написание, оформление курсовой работы в данной предметной области   1. Владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16)**. 2. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-18). 3. Способен находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации (ОК-9)
2. Защита курсовой работы перед комиссией  4. Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры (ОК-20). 5. Способен отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7)
2. Информационно-аналитическая профессиональная деятельность   3. Изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников в целях рационального их использования 4. Анализ социальных процессов и отношений в организации 6. Способен провести исследования по кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-63)  
3. Социально-психологическая профессиональная деятельность 5. Управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами. 7. Владеет навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72)  

 

                                                                                               Продолжение табл. 4

 

4. Проектная профессиональная деятельность   6. Участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом 8. Способен вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74)

* ОК – общекультурные компетенции; ПК – профессиональные компетенции;

** ОК-16- номер компетенции в Основной образовательной программе по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом», разработанной коллективом кафедры управления персоналом и психологии УрФУ

развиваются поведенческие индикаторы, характеризующиеся «умением», «владением». А когнитивные индикаторы, формулируемые как «знание» только имплицитно в них присутствуют. Так же появилась необходимость уточнения, на каком этапе подготовки и представления курсовой работы ее автор должен демонстрировать сформированные компетенции. Проведение работы по формированию результатов образования на языке компетенций привела к необходимости уточнения и дополнения индикаторов компетенций в разработанной ООП.

Таким образом, был сформирован общий перечень необходимых и достаточных индикаторов проявления компетенций:

У.1.3 – уметь применять методы и средства познания для интеллектуального развития, профессиональной компетентности (применение функций самоменеджмента в подготовке курсовой работы);

У.2.2 – уметь диагностировать организационную культуру и разрабатывать управленческие решения, направленные на ее улучшение(при разработке рекомендаций по результатам исследования);

У.2.3 – уметь диагностировать проблемы морально-психологического климата в организации и разрабатывать управленческие решения, направленные на их разрешение (при разработке рекомендаций по результатам исследования);

У.2.4 – уметь диагностировать конфликты в организации и разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в т.ч. с использованием современных средств коммуникации (при разработке рекомендаций по результатам исследования);

В.2.3 – владеть навыками публичного выступления, ведения дискуссии (перед комиссией при защите курсовой работы);

В.2.2владеть технологиями поддержания этического уровня деловых отношений, управления конфликтами и стрессами (перед комиссией при защите курсовой работы);

У.7.3. – уметь обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

У.11.1 – уметь принимать участие в разработке программ осуществления организационных изменений в части вопросов управления персоналом (при разработке и реализации конкретных рекомендаций по результатам исследования);

У.11.4 – уметь диагностировать проблемы и состояние системы управления персоналом (по проблеме исследования) и проводить их анализ в контексте целей и задач исследуемой организации;

У.11.5 – уметь применять методы и методики теоретического и экспериментального исследования по изучаемой проблеме, в том числе математического анализа, моделирования и статистики;

У.11.6 – уметь применять методы и способы поиска, получения, хранения и переработки информации, используя компьютер; оформлять научный текст в соответствии с требованиями оформительских стандартов.

7 – ой этап: разработка карты компетенций.

Завершающим этапом аналитико-синтетической деятельности стала разработка карты компетенций характеризующая результаты образования при подготовке курсовой работы на языке индикаторов проявления компетенций, поддающихся измерению (табл. 5). Такая форма представления результатов образования является удобной и оптимальной для ее использования в балльно-рейтинговой системе оценивания на основе принятой или разработанной шкалы оценки качества образования.

Таблица 5

Основные результаты образования, формируемые

при подготовке курсовой работы

 

Результат образования   Перечень формируемых компетенций Индикаторы проявления («знать», «уметь», «владеть»)

 

РО 2 – Знает и умеет применять этические нормы поведения, управлять конфликтами и стрессами, владеет навыками диагностики организационной культуры и умеет применять их на практике

Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, дискуссии (ОК-20) В.2.3 – владеть навыками публичного выступления, ведения дискуссии (перед комиссией при защите курсовой работы)
Способен отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7) В.2.2 – владеть технологиями поддержания этического уровня деловых отношений, управления конфликтами и стрессами (перед комиссией при защите курсовой работы)  
 Способен находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации (ОК-9) У.2.2 – уметь диагностировать организационную культуру и разрабатывать управленческие решения, направленные на ее улучшение (при разработке рекомендаций по результатам исследования); У.2.3 – уметь диагностировать проблемы морально-психологического климата в организации и разрабатывать управленческие решения, направленные на их разрешение (при разработке рекомендаций по результатам исследования); У.2.4 – уметь диагностировать конфликты в организации и разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в том числе с использованием современных средств коммуникации (при разработке рекомендаций по результатам исследования);  
Владеет навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72)   У.1.3 – уметь применять методы и средства познания для интеллектуального развития, профессиональной компетентности (применение функций самоменеджмента в подготовке курсовой работы)

Продолжение табл.5

 

 

РО 11 – Способен проводить исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и использовать их результаты в контексте целей и задач организации по реализации функций управления персоналом

Владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16) У.11.5 – уметь применять методы и методики теоретического и экспериментального исследования по изучаемой проблеме, в том числе математического анализа, моделирования и статистики;  У.7.3 – уметь обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-18)   У.11.6 – уметь применять методы и способы поиска, получения, хранения и переработки информации, используя компьютер; оформлять научный текст в соответствии с требованиями оформительских стандартов
Способен провести исследования по изучаемой проблеме в профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач организации (ПК-63).   У.11.4 – уметь диагностировать проблемы и состояние системы управления персоналом (по проблеме исследования) и проводить их анализ в контексте целей и задач исследуемой организации
Способен вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74)   У.11.1 – уметь принимать участие в разработке программ осуществления организационных изменений в части вопросов управления персоналом (при разработке и реализации конкретных рекомендаций по результатам исследования)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: