Учеными и практиками разработано значительное число шкал компетенций, которые могут быть полезны при разработке модели компетенций для определенной компании [6,8,11,15,16,17 и др.].
В целом, существует большое разнообразие шкал измерения компетенций, начиная от бинарных, когда фиксируется наличие положительного или отрицательного индикатора и, заканчивая многоуровневыми шкалами, количество уровней в которых может быть любым – от 3-х до 11-ти. Уровни шкал могут обозначаться цифрами (1, 2, 3), буквами (A, B, C, D, Е) или описаниями (мастерский, экспертный, базовый, недостаточный, неприемлемый и т. д.). Каждая компания при разработке модели компетенций определяется с выбором шкалы сообразно своему видению и задачам, ставящимся при реализации компетентностного подхода.
Шкала оценки развития компетенции – это шкала уровня развития и проявления компетенции (поведенческих индикаторов) или зафиксированные поведенческие способы проявления конкретной компетенции в работе [8, C. 79].
Шкала оценки развития, как правило, для всех компетенций единая.
|
|
Ниже приведены примеры шкал измерения компетенций:
1. Бинарная шкала:
- удовлетворительно;
- неудовлетворительно.
2. Трехуровневая шкала:
- ниже требований;
- соответствует требованиям;
- превышает требования.
3. Четырехуровневая шкала:
- компетенция не развита и работник не стремится ее развивать;
- требуется и возможно развитие компетенции;
- компетенция соответствует стандарту;
- работник показывает результаты выше, больше, описанных в стандарте.
Шкалы, содержащие в своем составе более 7-и уровней, чаще всего не расписываются детально, а содержат обобщенные характеристики.
4. Одиннадцатиуровневая шкала:
- с 1-го по 3-ий – недостаточно;
- с 4-го по 6-ой – средне;
- с 7-го по 9-ый – хорошо;
- с 10-го по 11-ый – отлично.
Нам представляется уместным для оценки сформированности и развития компетенций при подготовке курсовой работы введение четырехуровневой шкалы. Во-первых, формулировка ее первого уровня отражает мотивацию самого студента, что имеет основополагающее значение для освоения компетенций. Во-вторых, она удобна тем, что введение первого («нулевого») уровня сформированности компетенций позволит выявить надежность карты компетенций, применяемых индикаторов компетенций при подготовке курсовой работы. Это объясняется тем, что, с одной стороны, срез полученных данных результатов оценки на большой выборке покажет, какие компетенции не имеют развития в данном виде практической деятельности и их необходимо исключить. С другой стороны, полученные данные могут также свидетельствовать и о том, каким компетенциям не уделяется должного внимания и на них стоит обратить внимание в образовательном процессе. Этот вопрос всегда интересует исследователей и экспертов при проверке нового инструментария оценки.
|
|
Так же надо иметь в виду, что излишняя сложность и многочисленность уровней шкалы оценки может привести к затруднениям в применении. Количество уровней должно определяться как реальными требованиями к данному виду теоретической и экспериментальной исследовательской деятельности в рамках учебной дисциплины социологии и психологии управления, так и подготовленностью студентов и преподавателей к использованию разработанных карт компетенций при написании курсовой работы.
Нами предлагаются следующие уровни сформированности компетенций (индикаторов проявления компетенций):
1-ый уровень: компетенция развита на начальном уровне и студент не стремится ее развивать;
2-ой уровень: компетенция развита на приемлемом уровне, требуется и возможно развитие компетенции;
3-ий уровень: компетенция, в целом, соответствует образовательной программе направления подготовки;
4-ый уровень: компетенция развита на высочайшем уровне или превышает требования образовательной программы направления подготовки.
Оценку сформированности компетенций с применением данного инструментария предлагается использовать в балльно-рейтинговой системе оценки качества подготовки.
ЦЕЛИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Основной целью курсовой работы является овладение навыками и культурой научно-практической исследовательской деятельности и формирование умения применять полученные результаты исследования при решении конкретных профессиональных задач в организации.
Целями курсовой работы являются:
· систематизация, углубление и расширение теоретических, прикладных и практических знаний в конкретной научной области социологии и психологии управления;
· практическое овладение методологией и методикой научного исследования, анализа и интерпретации научных фактов;
· овладение методами социологического и/или психологического исследований, навыками экспериментальной работы;
· приобретение навыков самостоятельного решения практических проблем с опорой на научные знания;
· развитие навыков самоменеджмента при подготовке курсовой работы;
· развитие умения логично, грамотно и аргументированно излагать содержание собственного исследования, оформлять его материалы в академические тексты, публично представлять и защищать результаты исследования;
· развитие научно-исследовательского творчества студентов.
Реализация целей курсовой работы может быть осуществлена на разном уровне в зависимости от мотивации студента, степени его подготовленности, интеллектуальных способностей, навыков самоменеджмента, распределения временных ресурсов, развития волевых качеств личности, ответственности, а так же владения компьютером.
В качестве иллюстрации реализации цели подготовки курсовой работы на разном уровне приведем содержательную характеристику проявления индикатора «У.11.5. – уметь применять методы и методики теоретического и экспериментального исследования по изучаемой проблеме, в том числе математического анализа, моделирования и статистики», используя принятую четырехуровневую шкалу оценки.
1-ый уровень: не знает, не умеет и не стремится применять методы и методики теоретического и экспериментального исследования; использует плагиат, не может ответить на вопросы по содержанию материала;
2-ой уровень: по предлагаемому образцу разрабатывает содержание теоретической части: подбирает теоретический материал по исследуемой проблеме из интернет-источников, использует простое перечисление имеющихся фактов; разрабатывает содержание (план) практической части курсовой работы и раскрывает его. В эмпирическом части использует предложенную методику исследования; проводит исследование и анализ полученных результатов, делает выводы;
|
|
3-ий уровень: по предлагаемому образцу разрабатывает содержание теоретической части: подбирает теоретический материал по исследуемой проблеме, включая первоисточники (монографии, периодические издания, сборники конференций); обобщает, сравнивает теоретические подходы по теме исследования, выделяет нерешенную проблему, обосновывает методы и методики ее решения.В эмпирической части: получает заказ от предприятия на решение конкретной практической задачи по областям управления персоналом, подбирает необходимые методики исследования, планирует и проводит исследование, использует качественные и количественные методы анализа (методы математической и социально- экономической статистики), обработки и интерпретации результатов исследования, делает обстоятельные выводы, разрабатывает рекомендации по совершенствованию проблемы.
4-ый уровень: разрабатывает курсовую работу научно-исследовательского характера, формирует свое содержание теоретического и эмпирического исследования. В теоретической части: основательно прорабатывает категориальный аппарат, формулирует собственное мнение по выбранной теоретической позиции; включает перевод и анализ источников на иностранном языке; выявляет основные проблемы в области исследования, требующие решения; формулирует гипотезу, объект, предмет исследования, обосновывает выбор методологии, методов и методики исследования. В эмпирической части: проводит последовательное доказательство гипотезы, осуществляет ее проверку; обосновывает выборку респондентов, применение методов количественного анализа; формулирует выводы и рекомендации по использованию результатов исследования на практике и дальнейшей разработке проблемы.