Методические рекомендации для тех, кто впервые приступает к подготовке курсовой работы

Когда вы впервые приступаете к подготовке курсовой работы, как самостоятельного научно-экспериментального исследования, необходимо учесть некоторые особенности разработки каждой структурной части.

1. По теме курсовой работы необходимо предварительно сформулировать

проблему исследования и перечень исследовательских вопросов, на которые вы должны получить ответ. Уместным будет составление первого варианта понятийного словаря исследования.

2. Поиск толкований проблемы осуществляется в процессе просмотра энциклопедий, толковых словарей по психологии, социологии, менеджменту, оглавлений и предметных указателей основных учебников и фундаментальных монографий по теме вашего исследования, на которые, в том числе, может указать научный руководитель.

Найденные определения понятий фиксируйте на отдельных карточках, в том числе электронных. В целях рационального использования времени сразу оформляйте их в соответствии с требованиями к оформлению библиографического списка, не забывая указать страницу, на которой находится найденное вами определение.

3. Необходимо сформулировать полно и четко основные теоретические понятия, связанные с темой работы. Можно занести их также на отдельные листы. В случае различных толкований того или иного понятия приведите все варианты и изберите окончательный, которому будете следовать в дальнейшей работе. Обязательно следует аргументировать свой выбор данного варианта толкования.

4. Далее отбирается литература, соответствующая теме. Составляется библиографический список с помощью различных каталогов библиотеки. К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если известно название необходимого источника и фамилия автора. Предметный каталог обеспечивает поиск книг по определенной теме. В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, сами рубрики расположены по системе дисциплин. Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг, как правило, за последние полгода.

В качестве источников библиографической информации также необходимо рассматривать словари, справочники, энциклопедии; прикнижную и пристатейную библиографию; реферативные журналы; обзоры, отчеты; периодические издания за последние 3 – 5 лет: журналы – «Управление персоналом», «Теория и практика управления», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Журнал практического психолога», «Практическая психология», «Социологический журнал», «Социологические исследования», «Социология и социальная антропология», «Социология: методология, методы, математические модели» и прочие.

5. Составляется развернутый план работы на основании изучения специальной литературы.

6. Формулируется цель исследования. В курсовых работах научно-исследовательского характера обязательно выделяются объект и предмет исследования, а так же гипотеза, которая будет уточняться в процессе работы.

7. Конкретизируются задачи исследования.

8. Изучается литература в соответствии с выбранным списком. Сначала изу-

чаются работы общего характера, близкие к теме курсовой, затем – по конкретным разделам плана. Из каждого источника тщательно выбирается только то, что имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы. Делаются тезисные записи, исходя из цели и задач исследования. Конспектировать все подряд нецелесообразно. Тезисы и цитаты заносятся на отдельные листы с одной стороны, на полях указывается, к какому вопросу плана относится данный материал.

9. В курсовой работе обязательным является психологическое или социологическое исследование.

При планировании психологического исследования требуется учесть следующие тонкости:

· обоснованно подбираются и используются только валидные и надежные методики, а так же исключается использование популярных психологических тестов и вопросников в качестве основных;

· специальной задачей является формирование выборки, как правило, гомогенной (однородной) по составу; определение количества респондентов в выборке в зависимости от вида обследования и исследования, и соответствие выборки задачам исследования;

· тщательно планируется организация проведения исследования – место, время, диагностический инструментарий;

· особое внимание уделяется планированию эксперимента и работе с экспериментальными данными.

Детально прорабатывается содержание всех этапов эксперимента:

· проводится констатирующий эксперимент и формулируются выводы на основе полученных данных;

· если исследование предполагает коррекционную и развивающую работу, то обязательно планируются контрольные срезы после ее проведения;

· полученные экспериментальные данные проходят тщательную обработку, подлежат глубокому анализу, обязательно сопоставляются с имеющимися в литературе;

· формулируются выводы исходя из целей и задач исследования. Констатируется факт установления новых данных или подтверждения имеющихся в их развитии.

При планировании социологического исследования требуется учесть ниже-

следующие этапы:

1-ый этап (подготовка): состоит в обдумывании целей, составлении про

граммы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.

2-ой этап: предусматривает сбор первичной социологической информации

– собранных необобщенных сведений в различных формах (запись исследователей, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. п.).

3-ий этап: подготовка собранной в ходе социологического исследования

(анкетного опроса, интервью, наблюдения и других способов) информации к обработке, составление программы обработки и собственно обработка полученной информации на компьютере;

4-ый этап (заключительный): анализ обработанной информации, подготов-

ка научного отчета по результатам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для организации.

10. Специально планируется время для оформления курсовой работы в соответствии с установленными оформительскими стандартами и вычитки всего материала работы. Как правило, когда виден весь объем работы, у автора на завершающем этапе возникает желание внести коррекцию не только по оформлению, но и по стилю изложения материала и иногда и по содержанию. Отсутствие времени для этого снижает качество представления работы к защите.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: