Темой для паблисити может быть появление новых товаров, услуг, юбилей фирмы, анализ тенденций ее развития, успехи, награждения, открытия филиалов и т.д. Паблисити часто маскируется под независимые редакционные материалы, поскольку журналистской информации читатели верят больше, чем рекламе. Такая информация должна быть интересна для читателей, тогда материал будет опубликован бесплатно для 'рекламодателя. Если этот материал оплачивается заказчиком, то он переходит в категорию рекламы.
ПР и реклама тесно взаимосвязаны. Четко разграничить эти средства маркетинговых коммуникаций невозможно. У них нет четких границ, они интегрированы друг в друга (так, практически невозможно отличить институциональную рекламу от инструментария ПР). Они могут использовать одни технологии, решать общие задачи, например формирование.и поддержание имиджа компании и ее продукции. Вместе с тем реклама и ПР применяют и отличные друг от друга приемы, выполняют особые собственные функции.
|
|
Отличительные коммуникационные черты ПР: - форма изложения информации претендует на объективность, достоверность, беспристрастность; - информация зачастую подается анонимно, рекламодатель
может не указываться;. - имеется двусторонняя направленность (в отличие от рекламы — это диалог с общественностью); - присутствует еще большая, чем у рекламы, неопределенность в измерении эффекта воздействия; - ПР не дают немедленного увеличения сбыта товаров (это реклама дальнего действия, хотя конечной целью этой деятельности является также успешная реализация товаров. Но главная цель ПР состоит в том, чтобы создать у потребителя через положительное отношение к фирме в целом привлекательный образ ее продукта); - ПР — это инструмент долговременного и непрерывного
воздействия на рынок; - в целом имеет еще меньшую, чем у прямой рекламы, стоимость одного контакта с целевой аудиторией (распространение информации через СМИ в ПР в большинстве случаев не оплачивается или стоит дешевле).
Сейлз промоушн 35
2.4. Сейлз промоушн
Сейлз промоушн (от англ. sales promotion — SF), или стимулирование сбыта, — это система краткосрочных побудительных приемов, направленных на стимулирование покупки (технология побуждения людей к совершению покупки).
Приемы SP сегодня очень разнообразны, они могут принимать множество форм. Среди них хможно выделить следующие классы:
1. Скидки на цены. Это один из самых распространенных
приемов сейлз промоушн. Сутдествуют следующие виды скидок
- скидки на покупку определенного количества товара (например, увеличенный объем батончиков «Mars» или «Snickers», больший объем зубной пасты за ту же цену, пятый кусок мыла — бесплатно);
|
|
- бонусные скидки, предоставляемые постоянным покупателям;
- скидки, выравнивающие временные колебания спроса (например, на билеты в кино в будни и в утренние часы);
- скидки сезонных распродаж (например, в туризме);
- скидки по случаю юбилея фирмы, праздников;
- скидки определенным категориям потребителей (дети, студенты, молодожены);
- скидки при покупке нового товара при условии, что сдается старый;
- скидки по дисконтным картам;
- купоны с правом на скидку (прилагают к рекламным объявлениям в прессе, печатают в каталогах, буклетах).
2. Специализированные мероприятия:
- подарки за покупку конкретного количества товара (это обычно фирменные кепки, майки, сумки, кружки и т.д.; условием получения подарков служат упаковки, этикетки, крышки от бутылок и др., свидетельствующие о покупках);
- раздача бесплатных образцов товара (сэмплинг). Проводится как в местах продаж, так и другими способами (на улицах, в прессе, в рассылках) с целью ознакомления потребителей с новым товаром;
- дегустация (конфет, кофе, вина и пр.);
- игры, конкурсы, лотереи, викторины;
- демонстрация товара в действии.
Глава 2. Комплекс маркетинговых коммуникаций
3. Кредиты всех видов.
4. Бесплатные сопутствующие дополнительные услуги (транспортировка, монтаж, бесплатное сервисное обслуживание, дополнительные гарантии, второй диплом, в туризме — пользование теннисными кортами, бесплатный проход на пляж, экскурсии и пр.).
5. Особая упаковка (на которой изображены портреты известных людей, героев мультфильмов и т.д.).
Мероприятия SP направлены на решение следующих задач:
- познакомить потребителя с новинкой;
- «подтолкнуть» к покупке;
- увеличить количество единиц товара, покупаемого одним покупателем;
- снизить временные колебания сбыта;
- поощрить постоянных покупателей, способствовать фор
мированию лояльности к марке и компании.
Кроме потребителей выделяют еще два типа адресатов SP-мероприятий: это торговые посредники и собственный торговый персонал. Их стимулирование —- еще одна важная задача SP.
Основные коммуникационные черты сейлз прамоушт
- привлекательность (потребители, посредники, сотрудники получают дополнительные блага, что всегда воспринимается положительно);
- высокая эффективность (опробование качественного товара часто ведет к покупке);
SP- это средство кратковременного воздействия на рынок. В большинстве случаев SP обеспечивает быстрый, но кратковременный характер эффекта в росте продаж (после резкого пика наблюдается быстрое возвращение к исходному уровню).
2.5. Аирект-маркетинг
Директ-маркетинг, или прямой маркетинг, — это деятельность по налаживанию и поддержанию личных, двусторонних коммуникаций с клиентами (отдельными потребителями и кОхМ-паниями).
Это непосредственное обращение продавца к покупателю, контакты без участия посредников (СМИ, магазинов и пр.).
Директ-маркетинг 37
Прямой маркетинг сегодня выступает не только как средство коммуникации с покупателем, но и как форма прямых продаж. Рассмотрим основные виды прямого маркетинга.
1. Телефон-маркетинг — это установление контакта между
продавцом и покупателем посредством телефона. Такая фор
ма дйрект-маркетинга особенно эффективна для налаживания
первичного контакта (связь по телефону обычно предваряет
последующие визиты агентов или рассылки). Ее преимущества,
состоят в том, что она не требует денег и считается одной из са
мых личностных форм коммуникаций.
Часто контакты с клиентами устанавливаются по телефону в сфере сервиса: страховании, туризме и пр. Сотрудники фирмы должны уметь квалифицированно консультировать клиентов, убеждать и вызывать доверие.
|
|
2. Каталог-маркетинг — это метод прямого контакта с по
купателями с использованием каталогов товаров, рассылаемых
клиентам по почте, либо продающихся и раздающихся в мага
зине. Каталоги могут распространяться в офисах и на выставках
(но это делают реже, поскольку на выставке много случайных
людей).
В каталогах приводят полный ассортимент продукции, указывают цены на товары. Так, фирма «Линвуж», продающая постельное белье с помощью каталогов, проводит рекламную кампанию на открытках. Для того чтобы бесплатно получить каталог, надо заполнить открытку и отправить ее по почте. Таким способом для рассылки каталогов выявляют именно ту аудиторию, которая заинтересовалась товаром.
В последнее время все шире используют каталоги не на бумажных носителях, а на дискетах, компакт-дисках, на видеокассетах (ролики) и интернет-каталоги.
3. Личная продажа — это процесс личного взаимодействия
с покупателем. Персональная продажа может принимать следу
ющие формы:
- торговый агент в процессе личной продажи контактирует с одним покупателем (на этом основана деятельность американской компании Avon Cosmetics, компании «Кирби», продающей пылесосы);
- торговый агент контактирует с группой покупателей (по такой схеме работает американская компания Mari KaY);