Личность как деятельный субъект

Лекция 6

 

 

План

 

1.Понятие личности.

2.Личность как социальный тип. Взаимодействие личности и общества.

3.Социальный статус.

4.Социальная роль. Ролевой конфликт.

5. Социальная регуляция поведения индивидов в обществе. Социальная норма. Социальный контроль.

6.Девиация. Формы девиации.

 

 

1. Понятие личности. В социологии человек рассматривается и как частица социальной материи или социальной структуры, в которой протекают социальные процессы, и как относительно самостоятельная ценность, являющаяся объектом и субъектом социальных отношений.

Человек есть прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Его характеризует особая телесная организация и наделенность сознанием, т. е. способностью познавать внешний и внутренний мир и действовать разумно. Важнейшим признаком человека является его общественная сущность. Лишь в обществе и благодаря обществу человек способен стать субъектом деятельности, субъектом общественного развития.

Отдельного человека в социологии принято называть индивидом. Это каждый человек как представитель человеческого рода.

Человек развивается в социальных условиях как личность. Известно, что человеком рождаются, а личностью становятся. Только что родившийся ребенок несет в себе лишь возможность стать личностью. Осваивая созданную людьми социальность, включаясь в нее в процессе своей жизнедеятельности, человек развивается как личность. Человек не «штампуется», не воспроизводится по неким социальным «клише» как личность, а формируется под влиянием врожденных особенностей, определенных социальных условий в зависимости от своего отношения к этим условиям и к самому себе.

Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Индивидуальность характеризует совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. В каждом обществе складывается своя совокупность типических социально значимых черт членов общества как носителей конкретного типа социальности. Личность каждого человека воплощает в себе и социально типические, и индивидуальные черты.

В социологии личность определяется, во-первых, как устойчивая совокупность социально-значимых черт индивида, обусловленных его включенностью в общественные взаимодействия и проявляющихся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Как писал К. Маркс, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[1]. Причем, по Марксу, человек не только общественное существо, но и существо, которое только в обществе и может обособиться, «человеческая сущность и есть истинная общность людей»[2], включающая в себя неисчерпаемое многообразие конкретных типов социальности и способов общения.

Понятие «личность» употребляется по отношению к каждому человеку, освоившему значимые черты данного общества. В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды (материально-вещественной и социально-групповой), мира человеческой культуры, с которыми человек взаимодействует; 3) уникальный индивидуальный опыт.

Каждая личность обладает совокупностью качеств, составляющих ее структуру. Прежде всего следует заметить, что личность представляет собой взаимосвязь двух миров — внешнего (деятельностного) и внутреннего мира (сознания). Личность является структурной целостностью биогенных, психогенных и социогенных компонентов. Эти компоненты можно рассматривать как уровни или подструктуры личности (биологический, психологический, социальный).

Биологический уровень отражает генетически детерминируемые, биологически наследуемые, определенные психофизиологические задатки, которые развиваются в интеллектуальные и духовные свойства человеческой психики.

Психологический уровень включает элементы структуры личности, отражающие особенности познавательных (мышление, память, восприятие, ощущение, внимание) и эмоциональных процессов (эмоции, чувства, мотивы, темперамент, характер).

К социальному, собственно личностному уровню относятся социально значимые черты: ценностные ориентации, убеждения, интересы, самосознание, совокупность знаний, умений, навыков, привычек, необходимых для полноценного и успешного функционирования в обществе.

Личность как социальный тип.

2.Личность как социальный тип.Взаимодействие личности и общества. Методологической посылкой в социологическом изучении личности является социальный тип личности, определяемый как совокупность типических социальных черт представителей той или иной социальной группы, общности. Социальный тип личности является продуктом взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В каждом обществе складывается своя совокупность типических социально значимых черт членов общества как носителей конкретного типа социальности. Личность каждого человека воплощает в себе и социально типические, и индивидуальные черты.

В социальной типологии личности выделяются также идеальный, базисный и реальный типы.

Идеальный тип личности отражает представления о желаемой совокупности социальных черт индивида, выступающих эталоном в данном обществе на конкретном этапе исторического развития.

Базисный тип личности является нормой для развития социума.

Реальный тип представляет собой статистически распространенный в обществе тип личности.

В общепринятых социологических моделях активность личности и ее автономия представлены в контексте активной адаптации, приспособления, заимствования, подражания. Общество фактически «продавливает» определенные типические свойства в духовных структурах человека. В диалоге между обществом и личностью лидирует общество.

Другое видение проблемы взаимодействия личности и социальной среды связано с пониманием этого взаимодействия как активного достижения личностью своих потребностей, ее самореализации, которой подчинена адаптация личности к среде.

Личность как социальное существо начинается с поиска ответов на вопрос: кто я в мире людей? Ответ на этот и другие подобные вопросы связан с осознанием человеком себя как социального субъекта.

В социологическом контексте этот вопрос звучит таким образом: какова моя социальная позиция в системе общественных взаимодействий? Фактически с этого начинается «социальная драма», в которой человек «проигрывает» себя, отбирает свои варианты социальных черт, т. е. личности.

3.Социальный статус. Социальный статус является характеристикой социальной позиции человека в обществе. Существует множество разновидностей социальных статусов личности. Рассмотрим их типологию.

Статусы могут быть формализованными и неформализованными.

Формализованные (формальные) статусы, как правило лучше закреплены, защищены законом. Они возникают в рамках формальных институтов и групп (статус директора завода, бригадира, профессора, магистра и т. д.). Неформализованные (неформальные) статусы (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива, уважаемого человека и т. д.) основаны на общественном мнении, а не на законах.

Статусы могут быть предписанными и приобретенными. Предписанный статус, как правило, приобретается от рождения — раса, пол, родственное положение, возрастные характеристики и т. д. Статусы, для достижения которых необходимо приложить усилия, являются приобретенными, достигаемыми (статус профессор, жены пианиста, офицера и т. д.).

В иерархии социальных статусов выделяется главный статус, который определяет и, что очень важно, самоопределяет человека социально. Безусловно, особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, имущественным положением. Однако в условиях неформальных определяющее значение могут иметь другие признаки (культурный уровень, обаяние, общительность).

Общество создает социальные статусы и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по различным позициям.

Остановимся подробнее на социальном статусе молодежи, т. е. социальной позиции молодежи в обществе. Особенности социального статуса молодежи состоят в следующем: во-первых, — это его предписанность, предопределенность, связанная с социальным конструированием молодежи как социальной реальности и лишь формирующейся позицией индивидов, которые составляют молодежь. В социальном статусе молодых превалирует не приобретенная, а предписанная его составляющая. Во-вторых, — динамичность и перспективность социального статуса молодежи, связанная с (а) ее интенсивной вертикальной социальной мобильностью, имеющей преимущественно (в норме) восходящую, позитивную направленность: получение образования, профессии, должности и т. д., (б) завершением присвоения социальной субъектности и расширяющейся в связи с этим возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков (экономических, властных, престижных и т. д.). В-третьих, — предопределенное обществом неравенство статуса младшей и старшей возрастных групп молодежи. Рассмотрение социально-правового статуса молодежи позволяет определить ее как социальную группу неравного гражданства. Статусная позиция гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей, определенных законодательными актами, а также устойчивых форм гражданского поведения, социальных ожиданий. Для молодежи разного возраста обнаруживается различная степень обретения прав и обязанностей. Это связано, прежде всего, с разным объемом дееспособности (согласно статье 60 Конституции Российской Федерации гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет), а также с рядом специально установленных прав и обязанностей лиц молодежного возраста и несовершеннолетних.

В молодежной среде образуются статусные группы, имеющие условное “равенство” статусов. Статусные молодежные группы в большинстве своем аморфны, а с точки зрения долговременной перспективы — ненадежны. Молодежь как социальная группа имеет внутригрупповую стратификацию по “статусным группам”, строящимся по различным основаниям (преимущественно это — вид деятельности, досуговые занятия и т. д.).

 

Как писал Вильям Шекспир,

«Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той…»[3]

Шекспир называет роли младенца, школьника, любовника, солдата, судьи, старика.

4.Социальная роль. Социальная роль определяется в социологии как совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную позицию. Она определяется также как социальная функция личности, как модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе социальных отношений. Социальная роль, являясь деиндивидуализированным образцом поведения, персонифицирует сложившиеся общественные отношения в конкретных личностях.

В нормативную структуру социальной роли входят три категории: 1) должное (обязательное); 2) желательное; 3) возможное поведение. Структура роли имеет своими элементами описание данного типа поведения, предписание требований в связи с подобны поведением, оценку случаев выполнения и невыполнения ролевых предписаний, санкцию (положительную или отрицательную).

Каждый человек в обществе обладает несколькими статусами и множеством социальных ролей. Личностная интеграция социальных ролей неповторимо индивидуальна и зависит от целого комплекса особенных обстоятельств[4]. Субъективно для индивида личность выступает как его образ-Я (Я-концепция) — система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая социальную идентичность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний человека.

Совокупность ролей, вытекающих из определенного статуса, называют ролевым набором.

Как определяет Ирвин Гофман, исполнитель роли способен субъективно отделяться от нее. Гоффман ввел термин «ролевая дистанция», подчеркивая различия между ожиданиями в отношении социальных ролей, исполнением роли и привязанностью индивида к своей роли.

Выполняя роли, человек испытывает различные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать кризис, раздвоенность.

Внутренняя сложность социальной роли может вызывать у индивида ролевой конфликт как некое ролевое несоответствие. Различают два типа таких конфликтов — межролевой (если две или более ролей заключают несовместимые конфликтующие обязанности индивида) и внутриролевой (несовпадение трактовки роли исполнителем и окружением, несоответствие выполняемой роли интересам индивида и т. д.).

Преодоление ролевых конфликтов связано с действиями индивида:1) по рационализации роли (скрытие реальности ее конфликта, принятие роли, нахождение положительных ее сторон); 2) по разделению ролей (снижение ролевой напряженности путем временной утраты роли, например, жесткого руководителя учреждения в пользу заботливой мамы); 3) по регулированию ролей с оправданием своего поведения за счет обстоятельств.

5. Социальная регуляция поведения индивидов в обществе. Социальная норма. Социальный контроль. В процессе взаимодействия индивида и общества огромная роль принадлежит социальной норме. Понятие социальной нормы одно из базисных понятий социологии. Социальная норма определяется как общепризнанное правило, образец поведения или действия. С помощью социальных норм обеспечивается упорядоченность, регулярность, социального взаимодействия индивидов и групп.

Социальная жизнь превратилась бы в хаос, если бы люди не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией. Например, движение на дорогах, поведение человека в гостях, на работе, на свидании, на похоронах, поведение студентов и преподавателей в аудитории. Правила, которым люди следуют, позволяют сделать предсказуемой их жизнь.

Типы социальной нормы. Существует множество различных социальных норм. Принято различать институционализированные (формальные) и неинституциализированные (неформальные) социальные нормы. К первым относятся нормы, которые официально одобрены обществом, его институтами и организациями. Они поддерживаются силой закона или служебными инструкциями (например, на производстве, в вузе, в школе и в других учреждениях). Эти нормы имеют особо важное значение для общества и потому их выполнение строго контролируется.

Формальные нормы это прежде всего нормы права. Норма права содержит ответы на вопросы: 1) кто и когда ее должен исполнять; 2) в чем должно состоять это исполнение; 3) каковы последствия неисполнения нормы. Эта норма очерчивает рамки поведения, выход за которые влечет за собой определенные неблагоприятные последствия.

Нормы права устанавливаются государством и являются правилами поведения общего характера, предписывающими поведение не определенным субъектам, а всем гражданам или группе граждан без указания на ее индивидуальный состав. Нормы права действуют длительное время до их отмены в порядке, предусмотренном законодательством. Норма права служит не только регулятором, но и критерием оценки действий участников регулируемого отношения, мерой, масштабом их поведения.

Свойством быть регулятором поведения людей обладают социальные нормы всех видов. Все они содержат модель дозволенного и одобряемого поведения. Однако нормы каждого вида не совсем одинаково регулируют общественные отношения.

К неформальным нормам относятся такие правила поведения, которые в большей мере опираются на нравы, обычаи, традиции, моральные требования, на силу общественного мнения, а не на силу закона, инструкции.

В моральных нормах как регуляторах общественной жизни исследователи выделяют особое свойство — императивность (повелительность). Общественная необходимость согласованного, упорядоченного поведения людей облекается в нормах в нравственное требование: «поступай так», «не делай так». Одна и та же норма может быть выражена и в форме запрета, и как позитивное предписание. В нормах как бы аккумулируется в виде повеления полезный социально-исторический опыт многих поколений людей.

Общепризнанно, что социальные нормы относительны, то есть абсолютных норм нет. Социальные нормы различаются в разных обществах и этнических группах, разделенных в пространстве и времени. Нормы не возникают внезапно, сразу. Они неотъемлемый элемент культуры, представляющей собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, правил поведения, посредством которой люди организуют свою жизнедеятельность. Каждое конкретное общество помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей имеет свои специфические представления о том, что важно, полезно, разрешено, а что неважно, вредно, запрещено. Это организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности их к одному сообществу.

В разных странах отмечается разное отношение к потреблению алкоголя и наркотиков, к абортам, проституции, азартным играм и т. д. Вместе с различиями в социальных нормах различных стран нормы имеют значительное сходство. Такие универсальные нормы зафиксированы, например, во Всеобщей декларации прав человека и этим приобрели международно-правовой характер. Существует огромный арсенал универсальных общечеловеческих норм морали: уважение к старшим, гостеприимство, нетерпимость к насилию, лжи, воровству и т. д.

Нормы связаны с классом, профессией, расой, национальностью. То, что «нормально» в той или иной субкультуре, может быть отклоняющимся поведением в обществе в целом. Социальные нормы различны в разных социальных группах и организациях в рамках одного общества: масштаб действия социальных норм определяется рамками признающей их группы или организации и способом институциализации.

В процессе функционирования неформальные нормы постепенно могут восприниматься людьми как должные, к ним привыкают, и не исключено, что в какой-то момент неформальная норма может быть воспроизведена как формальное требование. Наиболее часто отмечается ослабление традиционных сфер неформальных отношений. Но они не могут сойти на нет. Они начинают складываться в новых сферах деятельности. Область неформальных норм претерпевает изменения.

Н. Смелзер выделяет нормы-правила и нормы-ожидания, разделяя их по степени важности и суровости наказания за нарушение норм. Формальные, опирающиеся на право и закон, социальные нормы согласовываются с неформальными нормами. Иначе формальные нормы плохо работают или вовсе не работают.

Социальные нормы различаются и по масштабу их применимости. Так, выделяются нормы универсальные, применимые ко всем членам общества без исключения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп[5]. Причем, установлено, что существует несомненная связь между специальными и универсальными нормами, имеющими единый источник происхождения — доминирующие в обществе ценности культуры.

Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать те или иные правила поведения, что имеет вполне определенные границы.

Как уже отмечалось, человек и общество находятся в отношении взаимозависимости. Общество есть продукт взаимодействия людей, и человек не только субъект, но и объект общественных отношений. В связи с этим можно отметить и субъект-объектное положение человека в процессе образования и действия социальных норм. Имеется в виду не только адаптивность, конформность человека в обществе, в социальных общностях, институтах и организациях, а также высокая интериоризированность норм, но и инновация, неадаптивная активность, в частности, критическое отношение к принятым нормам, их рационализация.

Социологические толкования «социальной нормы» многообразны. Они основываются на необходимости изучения реального поведения людей, его объяснения и оценки. Выделяются, например, следующие типы норм:

— реальные, статистические, отражающие реальное поведение, как оно проявляется в статистическом большинстве случаев;

— должные, нормативные, т. е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;

— идеальные, т. е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

При выделении таких типов социальной нормы реальное поведение может оцениваться как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное, запрещенное и т. д. Оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу.

Все социальные нормы сопровождаются социальными санкциями. Санкция — это реакция со стороны других индивидов, группы общества на поведение человека. Санкции бывают позитивные (поощрение — орден, медаль, диплом, благодарность, похвала) и негативные (наказание — бойкот, игнорирование, штраф, тюремное заключение, казнь). Санкции могут быть формальными (как правило, со стороны организаций и учреждений) и неформальными (менее организованными).

6.Девиация. Девиантность определяется в социологии как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.

Человек, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

Существует множество объяснений природы отклоняющегося поведения. Первые попытки объяснения преступлений носили биологический характер. Итальянский криминалист XIX века Чезаре Ломброзо, не отрицая влияния социального опыта на развитие криминального поведения, считал, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями и определить их можно по форме черепа. В ХХ веке также предпринимались попытки связать наклонности к преступлениям с физическим типом человека или с определенным набором хромосом в генетическом коде.

Психологические теории связывают преступные наклонности с определенным типом личности.

Социологическое объяснение социальных отклонений строятся на социальных контекстах. По мнению Э. Дюркгейма, одним из факторов девиации является аномия, определяемая как безнормие, при котором традиционные стандарты и нормы разрушены, а новые еще не сложились. Согласно теории аномии Дюркгейма, жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества в условиях его нормативной неопределенности и социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

В момент общественной дезорганизации, будет ли она проходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. В момент социального кризиса, когда прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться, общество не в состоянии единым взмахом приучить людей к новой жизни, к дополнительному самоограничению. Для того, чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени. Никто не знает в точности, что возможно и что не возможно, справедливо и не справедливо. Нельзя указать границу между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все. Общественное мнение не в силах своим авторитетом сдерживать индивидуальные аппетиты; эти последние не знают более такой границы, перед которой они были бы вынуждены остановиться[6]. По Дюркгейму, аномия является результатом такого положения, когда в известных пунктах общества нет коллективных сил, т. е. организованных групп, которые бы направляли общественную жизнь. В коммерческой и промышленной сферах социальной жизни аномия является хроническим явлением. Здесь она достигает особой концентрации и из «патологического» становится почти что нормальным явлением.[7] Аномия является регулярным и специфическим фактором самоубийств и других социальных отклонений. Преодоление социальных отклонений связано с достижением большей сплоченности социальных групп, чтобы они крепче держали индивида, и чтобы индивид крепче держался за них. Чтобы его существование не казалось ему пустым, и он постоянно видел, что жизнь его служит цели, которая непосредственно его касается. Но это возможно лишь в том случае, когда более простая и менее обширная социальная среда теснее окружает его и предлагает ему более близкую цель его деятельности.[8]

Дюркгейм выдвинул положение о том, что отклонения — естественная часть социальной жизни. Их осуждение, регулирование и запрещение, как и моральное совершенствование личности, не уменьшают отклонений, так как активное противодействие отклонениям ведет к установлению более строгих норм поведения, а преодоление более заметных отклонений ведет к усилению внимания к мелким.

Важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии внес Р. Мертон. По Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения[9]. Мертоновская трактовка аномии многомерна. Во-первых, аномия как свойство социальной системы в целом, собственно «бесформие», возникающее в результате разрушения нормативной структуры общества; во-вторых, аномия обозначает нарушение взаимооднозначного соответствия и согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и тот же тип поведения; в-третьих, аномия как расхождение между нормативной структурой и структурой возможностей.

Согласно теории Мертона, доминирующими реакциями на воздействие аномии являются: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж. При этом предполагается, что конформизм, выступая в качестве единственного вида недевиантного поведения, не абсолютно противоположен девиации: между ними не существует непреодолимого барьера, и индивиды довольно свободно могут мигрировать из одной формы социальной адаптации в другую. Мертон рассматривает конформизм и девиацию не как отдельные, а как близкие категории.

Отклонения не существуют без нормы. В действительности не существует никакой нормы как реальности с четко обозначенными границами, за которыми начинается ненорма, т. е. отклонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной дистанцией от нормы. Значительное отклонение от нормы легко определяется. Незначительное отклонение от нормы трудно определить, чтобы говорить о ненормативном.

Как пишет Н. Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Эти ожидания могут быть спорными, неясными, меняющимися со временем. Кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

а) человека, которому свойственно определенное поведение;

б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;

в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение[10].

При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное и, во-вторых, делинквентное (преступное, криминальное) поведение.

Существуют несколько подходов выделения типов девиантного поведения. Т. Шибутани выделяет три типа: конформное поведение (приспособление к требованиям), импульсивное поведение (при сильном возбуждении и временной утрате самоконтроля), компульсивное (принудительное) поведение[11].

В современной отечественной социологии девиантное поведение рассматривается как социальный феномен, различные виды которого имеют общий генезис и причины и находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и социальных условий. Девиантное поведение рассматривается не как патология, а как естественный и необходимый результат эволюции социума, как дополнительные к конформным формы жизнедеятельности. Как подчеркивает Я. И. Гилинский[12], «отклонение» не есть объективная характеристика определенных видов поведения, а лишь следствие соответствующей общественной оценки (имеет место конвенциальность «нормы» и «отклонения»). Принципиально невозможно «искоренить», «ликвидировать», «преодолеть» негативное девиантное поведение и отдельные его виды. Речь может идти лишь об адекватных способах и методах регулирования, управления ими в целях оптимизации, минимизации, гармонизации.

Наиболее опасным проявлением отклоняющейся социализации является делинквентное (преступное) поведение, которое резко возрастает в условиях социальной аномии.

Формы девиации. В социологии выделяется ряд крайних форм девиантного поведения, в том числе наркомания, алкоголизм, проституция, самоубийства и т. д.

Под наркоманией понимается хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением наркотиков и характеризующееся непреодолимым влечением к ним, физической, психологической и социальной деградацией. На индивидуальном уровне речь идет о конкретном поступке определенного человека, на социальном — о совокупности актов такого рода, о системе нарушений социальных норм. Эти социальные факторы характеризуют такое явление, как массовый уход индивидов от социальной действительности, активной деятельности в иллюзорный мир в следствие немедицинского употребления наркотических средств. В этом случае имеет место индивидуальное или групповое поведение, которое не соответствует действующим на конкретно-историческом этапе развития общества нормам. Такое социальное явление определяется как наркотизм[13], что, на наш взгляд, более адекватно обозначает социологический аспект проблемы и отражает массовость данного явления.

Наркотизм получил широкое распространение во многих странах мира и считается одним из самых разрушительных социальных зол. Наша страна здесь не является исключением. В 90-е годы расширились масштабы наркотизма в России. Изменились социальные нормы в отношении потребления наркотиков, что обусловило смягчение социальных санкций в отношении наркоманов, отразившееся в законодательстве.

Алкоголизм представляет собой хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности. Социологи изучают причины возникновения и распространения алкоголизма и пьянства среди различных социально-демографических и социокультурных групп, выявляют пути и способы его предупреждения. Социологические исследования, проведенные Институтом социологии РАН, показали, что особенности алкогольного поведения определяются не только биологическими и психическими характеристиками, но и традициями, регулирующими отношение к спиртному мужчин и женщин, в том числе дифференциацией половых ролей, стереотипами мускулинности и фемининности (мужественности и женственности).

Если рассматривать возрастные различия алкогольного поведения как результат изменений личностных установок, можно сказать, что в среднем определенная установка складывается примерно к 20 годам, в течение жизни меняется не очень значительно и только после 69 лет претерпевает весьма заметную трансформацию.

Для мужского алкогольного поведения нормой в России является потребление спиртного с частотой один-два раза в неделю и один-два раза в месяц, а для женского один-два раза в месяц и примерно раз в два месяца и несколько раз в год. Относительная частота потребления спиртного у женщин несколько выше, чем у мужчин, среди них намного меньше тех, кто пьет реже нормы, и больше (хотя и незначительно) тех, кто прибегает к алкоголю чаще нормы. Общие тенденции возрастных изменений в частоте потребления у мужчин и женщин одинаковы, но структура этих изменений различна: у мужчин они происходят за счет сильных колебаний и относительной численности лиц, пьющих в соответствии с нормой и реже. Чем чаще спиртные напитки потребляются в определенном возрасте, тем больше в этой возрастной группе доля первых и меньше доля вторых. У женщин стабильнее всего группа выпивающих реже нормы. Все основные возрастные изменения происходят у них за счет уменьшения доли пьющих чаще нормы и увеличения относительной численности выпивающих «по норме».

С повышением уровня образования относительная частота потребления спиртного снижается у мужчин и повышается у женщин. Женщины с незаконченным средним и средним образованием пьют реже мужчин, обладающих тем же образовательным статусом, а женщины со средним специальным и высшим образованием — чаще. Кроме того, в группе наиболее образованных мужчин повышается степень концентрации в пределах нормы, что характерно для женского алкогольного поведения, а в такой же группе женщин, наоборот, соответствующая доля несколько уменьшается.

В наибольшей степени нивелирует относительную частоту мужского и женского алкогольного потребления социальное положение. Служащие-мужчины по этому показателю ближе к служащим-женщинам, чем к рабочим-мужчинам, и, наоборот, рабочие-мужчины ближе к рабочим-женщинам, чем к служащим-мужчинам[14].

Курение, не относящееся к отклонению в поведении взрослых людей, является одним из проявлений отклоняющейся социализации подростков.

Наряду с делинквентным (преступным) и крайними формами девиантного поведения существует огромное множество других отклонений в поведении людей. Речь идет о таких асоциальных поступках, когда человек не совершает правонарушений и не переходит запретный моральный барьер, когда он выполняет всякого рода предписания, но его поведение не соответствует социальным ожиданиям, дезорганизует людей. К такого рода отклонениям можно отнести: ложь, обман, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, раздражительность, конфликтность, халатность и многое другое. Слабые и случайные проявления таких отклонений легко устранить, но устойчивые их формы преодолеваются с трудом и могут привести к нарушениям правил и правопорядка.

* * *

 

Личность есть устойчивая совокупность социально значимых черт индивида, определяющая его включенность в общественные отношения. Социальный тип личности — это совокупность типических социальных черт представителей той или иной социальной группы, общности. Личность рассматривается в социологии как деятельный субъект.

Социальный статус отражает социальную позицию человека в обществе. Выделяются формальные и неформальные, предписанные и приобретенные статусы.

Социальная роль является социальной функцией личности, моделью её поведения в соответствии с занимаемой социальной позицией.

Поведение индивидов в обществе регулируется с помощью социальных норм, обеспечивающих упорядоченность взаимодействий личности и общества.

 


[1] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. — Т. 42. — С. 265.

[2] Маркс К. Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский и социальная реформа» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. — Т. 1. — С. 447.

[3] См.: Шекспир В. Как вам это понравится. URL: http://www.modernlib.ru/books/shekspir_uilyam/kak_vam_eto_ponravitsya/read/

[4] См.: Кон И. С. Социологическая психология. — М., 1999. — C. 75.

[5] См.: Комаров М. С. Введение в социологию. — М.: Наука, 1994. — С. 87–88.

[6] См.: Дюркгейм Э. Самоубийство. Социол. этюд: пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. Луков. — СПб., 1998. — С. 294–296.

[7] См.: там же. — С. 297.

[8] См.: там же. — С. 452–463.

[9] См.: Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. — М., 1996. — С. 299–313.

[10] См.: Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1998. — С. 239.

[11] См.: Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1969. — С. 471–472.

[12] См.: Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. — М.,1996. — С. 508.

[13] См.: Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. — М.,1996. — С. 508.

[14] См.: Шурыгина И. И. Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами // Социол. журнал. — 1996. — № 1/2. — С. 169–176.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: