привлекательность, а главной идеей стиля могут быть надежность, забота о покупателях, высокие профессиональные качества, компетентность, современность или какие-либо другие характеристики.
Компания может разработать оригинальные сигнатуры и пиктограммы — абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы, размещение служб и другую информацию. Они также могут' быть составляющими фирменного стиля.
С некоторыми оговорками можно назвать элементами фирменной символики и определенные внутрифирменные стандарты. Для ресторанов «Макдональдс», например, это обязательная вежливость персонала, быстрота обслуживания, чистота залов. Кроме того, это может быть фирменный этикет, стиль общения, стиль одежды (дресс-код) и многое другое. Так, если все сотрудники компании ездят на автомобилях одной марки, то в некоторой степени эти автомобили могут рассматриваться как элемент фирменного стиля.
Фирменный стиль может насчитывать сотни элементов, но на практике используется лишь несколько десятков. Набор элементов фирменного стиля зависит от специфики деятельности компании. Все эти элементы образуют систему фирменного стиля и могут использоваться на разнообразных носителях.
8.2. Основные правила проектирования фирменного стиля
В настоящее время руководители даже небольших компаний приходят к осознанию того, что корпоративная символика необходима. Но разработать хороший фирменный стиль в начале деятельности компании достаточно не просто. И главная проблема компании, только начавшей свою деятельность, состоит даже не в количестве денег, а в осознании своего уникального образа, а идея образа -— это основа фирменного стиля. Безликий, ни о чем не говорящий стиль — это отсутствие стиля. На первых порах сложно сформулировать идею стиля, создать весь комплекс его элементов и в полной мере использовать его на всех возможных носителях.
Но в то же время, если компания начнет действовать на рынке без определенной фирменной символики (проводить ре-
Основные правила проектирования фирменного стиля 179
кламные и ПР-акции, выпускать рекламные полиграфические материалы и т.д.), это негативно скажется на ее имидже. Кроме того, она рискует затеряться среди конкурентов. В связи с этим с первых дней создания компании и уже в первых рекламных кампаниях необходимо использовать минимальный набор компонентов фирменного стиля. Он может включать, например, фирменный товарный знак, цветовую гамму, слоган.
Формирование фирменного стиля — сложный комплекс творческих и организационных задач.
Можно выделить следующие основные этапы этого процесса.
1. Проведение рекламно-маркетинговых исследований.
2. Формулировка основной идеи, которую должен нести
фирменный стиль, образа, который он должен создавать в со
знании потенциального потребителя.
3. Создание основных элементов фирменного стиля (дизайнерское проектирование графических решений, разработка прочих элементов).
4. Оценка охраноспособности разработанного обозначения товарного знака.
. 5. Правовая защита фирменного знака.
Создание хорошего фирменного стиля начинается с рекламно-маркетинговых исследований (изучения сферы деятельности компании, ее продукции, целевой аудитории, рынка). Важно проанализировать и фирменные стили конкурентов, а также их отдельные элементы, для того чтобы не повторять чужие идеи даже в деталях. На этом этапе полезно провести патентные исследования (анализ уже зарегистрированных товарных знаков).
На основе рекламно-маркетинговых исследований формулируется идея, отвечающая образу компании. Идея стиля является его основой. Какими бы замечательными ни были сто отдельные элементы, они теряют смысл и становятся бесполезными, если не объединены одной идеологией.
Фирменный стиль является одним из компонентов имиджа компании. Следовательно, продумывая идею стиля компании, надо решить, какой у нее Ихмидж, какой она хочет преподнести себя аудитории: серьезной или веселой, солидной или креативной, современной или консервативной и т.д.






