Изобразительный знак может быть более или менее простым в зависимости от специфики его восприятия аудиторией. Так, фирменные знаки автомобилей в большинстве случаев воспринимаются в движении, поэтому они всегда четкие и максимально графически простые. Фирменные знаки магазинов аудитория чаще всего видит на вывесках и на рекламной полиграфии. Они воспринимаются в течение большего времени, следовательно, могут быть более нагруженными, как, например, знак компании «Седьмой континент». Но и здесь все же следует стремиться к простоте. Все удачные товарные знаки крупных компаний очень просты по исполнению. Парадокс: сложный товарный знак придумать намного проще, чем простой.
2. Уникальность, новизна идеи, отсутствие подражательно
сти. Товарный знак должен выделяться среди прочих, должен
быть оригинальным даже в небольших деталях. Это обеспечит
его отличие и узнаваемость. Сегодня в фирменных стилях мно
го штампов. В банковской и страховой сферах, например, в изо
бразительных знаках модны конструкции из ромбов и треуголь
ников. Большинство туристических фирм используют символ
солнца. Это перестает быть оригинальным и не запоминается.
|
|
Логотип также должен выполняться необычным, оригинальным и запоминающимся шрифтом. Этот шрифт зачастую Специально разрабатывается. Еще лучше, если он будет содержать оригинальные элементы, отражающие предназначение товара, направление деятельности компании, ее статус, характерные особенности.
3. Ассоциативность. Товарный знак не должен быть про
сто оригинальным и привлекающим внимание, он должен вы
зывать определенные ассоциации с товаром и компанией. Од
нако он совсем не должен быть похожим на основное изделие
компании (если предприятие выпускает велосипеды, это не
значит, что его товарный знак должен быть похож на выпускае
мый велосипед). Надо помнить, что товарный знак — это сим
вол, образ. В фирменном знаке должны быть загадка, позволя
ющая домыслить, недоговоренность, рождающая правильные
ассоциации.
В создании изобразительных товарных знаков велика роль семиотики — науки о знаках и символах. Ярким примером, иллюстрирующим роль символов, являются товарные знаки ав-
Основные правила проектирования фирменного стиля 183
томобилей. Например, после слияния фирм Даймлера и Венца в 1926 г. были объединены и их символы: символ колеса, товарный знак, выбранный Карлом Венцом,.и знак Даймлеров — звезда с тремя лучами, символ превосходства в трех средах — на земле, на воде и в воздухе. А четыре соединенных крута, товарный знак компании Audi — символ слияния четырех компаний.
|
|
4. Недвусмысленность. Товарный знак должен восприниматься однозначно.
5. Эстетичность и эмоциональность. Товарный знак не должен вызывать отрицательных эмоций, он должен быть привлекательным. Иногда с этой целью логотип может быть заключен в какую-либо геометрическую форму. Это может повысить его привлекательность, придать законченный вид. Круг и квадрат — вялые, скучные фигуры. При их использовании размещенные внутри них элементы должны быть особенно яркими и инте-ресньши. Эллипс — самая удобная для восприятия геометрическая фигура.
6. Масштабируемость и универсальность. Знак должен хорошо восприниматься с разных носителей. При разработке знака необходимо учитывать, что распознаваемость букв и изображения меняется в зависимости от их размера, поэтому знак предварительно необходимо изготовить в нескольких вариантах (от совсем маленького — для визиток, до очень большого — для оформления наружной рекламы) и проверить, насколько хорошо он воспринимается.
Необходимо учитывать, как фирменный знак будет воспроизводиться при печати на принтере, при передаче информации по электронной почте, на экране компьютера, на газетной бумаге, на ксероксе низкого качества и т.д. Для этого он должен быть контрастным, без сложных цветовых оттенков, хорошо читаться как в цветном, так и в черно-белом исполнении. Для того чтобы знак стал универсальным с точки зрения передачи на разных носителях, он не должен содержать сложных деталей.
7. Броскость и запоминаемость. Товарный знак должен быть
на первом плане в памяти потенциальных клиентов, когда им
понадобится продукт из вашей категории.
Даже если при разработке товарного знака были учтены все вышеизложенные требования, нельзя полагаться на собственное восприятие. Необходимо провести тестирование. Самым распространенным методом проверки фирменного стиля