на щите нарисована овечка в знакомом всем знаке «запрещено» (красном перечеркнутом круге) и дан текст «Stanley против клонирования». Так был сделан акцент на индивидуальности исполнения мебели — ее важном свойстве.
Нежный вкус шоколада Dove в телевизионном ролике передали с помощью его ассоциации с шелком: «Такой нежный, тающий, обволакивающий. Dove — шелковый шоколад».
Реклама интернет-портала mail.ru для привлечения рекламодателей предлагает им отборную читательскую аудиторию (среднего возраста, с высоким уровнем дохода), которую символизируют в разных постерах спелые яблоки, малина, клубника.
Иногда нужно большее время, чтобы изучить преимущества товара. Метафора с помощью ярких образов представляет их просто, ярко и образно, как это сделано, например, в рекламе губной помады: «Блеск бриллиантов на ваших губах». Удачная рекламная метафора позволяет потребителю мгновенно уловить суть этих свойств. Надежность автомобиля Volvo представлена в виде двойной скорлупы грецкого ореха. Гибкая и тихая (не шумящая под дождем) черепица для крыши на щите изображена в виде черепахи. Возможность трансформации сиденртя автомобиля символизирует гимнастка. Еще одна разновидность метафоры в рекламе: метафорическое представление проблемы, решаемой с помощью товара. Этот вид метафоры можно рассматривать как разновидность приема «проблема — решение». Только проблема здесь представляется не обыденно и скучно, а художественно. Обычные чистящие порошки царапают поверхность плиты. Эта проблема представлена в ролике образохм фигуристки, царапающей коньками лед. Объект рекламы -— средство Cif, естественно, чистит, не повреждая поверхность.
Рекламируя кинокамеру со специальным механизмом, позволяющим делать качественные снимки в условиях тряски, проблему тряски символически показали в образе лягушки.
Проблему кариеса в неочищенных местах зубов в телевизионном ролике отец показывает сыну на метафорическом примере непрокрашенных частей забора, с которых может начаться его разрушение. Эту проблему решает рекламируемая зубная паста.
В рекламе лекарства от боли в горле проблему боли символизирует ежик.
Основные принципы и методические приемы создания рекламной идеи 245
В рекламе метафорически может быть представлен и объект, на который воздействует товар. В роликах «Актимель» организм человека представляют как крепость, которую надо защищать с помощью рекламируемого продукта.
Итак, творческое и умелое использование приема метафоры всегда позволяет сделать рекламу и художественной, и работающей.
Вместе с тем в рекламе слишком сложные метафоры могут оказаться непонятными. Реклама — это особый жанр творчества, не предполагающий долгого осмысливания читателем. Кроме того, хорошая метафора должна быть оригинальной.
Так, многие компании (банки, страховые фирмы) свою стабильную работу на рынке демонстрируют в виде уверенного полета самолета или птицы. Перо в разных рекламных объявлениях символизирует легкость и кроссовок, и ноутбука, и обуви, и сигарет. Такие метафоры становятся банальными и не привлекают внимание.
«Олицетворение (аналогии с человеком)». При использовании приема товар снабжается атрибутами человека. Благодаря этому он из неодушевленного становится как бы одушевленным, наделенным характером, начинает разговаривать и действовать, а это означает совсем другое к нему отношение.
Есть разные подходы к применению данного приема. Во-первых, можно создать визуальный образ «живого» товара, как в серии рекламных роликов стирального порошка «Миф». Во-вторых, можно обыгрывать эту идею в тексте. Например, коллекция мебели была представлена так, как если бы речь шла о супермодели: «Стройные ноги. Французская внешность. Скромна. Но примет приглашение пообедать».
Автомобильный центр в серии биллбордов так представлял разнообразие своих машин: на плакатах с заголовками «Энергичная американка», «Изысканная француженка», «Загадочная японка» из окон машин разных производителей выглядывали женщины, видимо, соответствующих стран.
Работая над такой рекламой, надо представить себе товар человеком с конкретными социально-демографическими характеристиками и ответить на вопросы: кто он? Молодой человек, старик, веселый, степенный, элегантный? Что бы сказал товар, если бы умел говорить? Как бы оделся?