прочтение его потребителем. Оптимальное прочтение в данном случае понимается как коммуникативный процесс, состоящий из следующих фаз: привлечение внимания, понимание, запоминание.
В этом процессе каждый элемент объявления выполняет свою функцию. И задача рекламиста так скомпоновать текстовые и иллюстративные элементы, чтобы провести читателя от начала до конца объявления по заранее намеченному пути. Этот путь должен быть следующим.
Сначала привлекают внимание читателя заголовком и иллюстрацией. После этого взгляд должен остановиться на основном текстовом блоке, способствующем пониманию объявления. Прочтение должно закончиться на справочных сведениях и эхо-фразе, способствующих лучшему запоминанию объявления.
Поскольку европейский читатель читает слева направо и сверху вниз, то в соответствии с этим и надо расположить элементы рекламного объявления. В верхней, лучше левой части — фирменный знак, заголовок и иллюстрация. Иллюстрация должна быть вверху, а заголовок под ней, если заголовок дать над иллюстрацией — восприятие текста падает на 10%. Далее под заголовком дают основной текст. В правом нижнем углу повторяют логотип, размещают адресный блок, прощальную эхо-фразу
|
|
Такое размещение будет соответствовать наиболее благоприятному восприятию объявления. Но это не означает, что от этих норм никогда не следует отступать.
При построении композиции очень важно определить композиционный центр (КЦ), т.е. то, что является главным. Иногда таких центров может быть более одного. Однако в рекламном объявлении лучше иметь один, тот, на котором надо сакценти-ровать внимание. Наличие выраженного КЦ делает рекламное объявление броским, понятным, запоминающимся. С помощью точно найденного КЦ мгновенно передаются смысл рекламы, информация о том, что рекламируется и в чем состоит основная польза объекта рекламы.
В зависимости от творческой стратегии и идеи рекламы в качестве КЦ мо?кно использовать рекламируемый объект или изображение, демонстрирующее его основное преимущество. Если
Компоновка текстовых и изобразительных элементов... 307
рекламируется услуга, то КЦ могут выступать преимущества, которые получит потребитель, воспользовавшийся данной услугой. В качестве КЦ можно использовать и товарный знак, выделенный размером или фоном. Иногда КЦ может быть заголовок, рекламный слоган, изображение объекта, имеющее какое-либо отношение к товару (или даже не имеющее к нему никакого отношения).
Если предметом рекламы является сообщение о величине скидок, цене, дате открытия магазина или какая-либо аналогичная фактическая информация, то в качестве дополнительного КЦ используют схематичную звезду или пятно любой формы с расходящимися лучами. В них располагается то, что надо подчеркнуть. В любом случае КЦ значительно упрощает восприятие и понимание объявления. КЦ желательно размещать в оптическом центре в соответствии с принципом «золотого сечения».
|
|
И еще одно, уже обязательное правило: КЦ должен быть выделен. Для его выделения существует множество приемов.
Вынесение КЦ на передний план. Например, можно на переднем плане крупно показать пачку стирального порошка на фоне как бы уменьшенной фигуры женщины на заднем плане.
Выдвинуть предмет на передний план можно и другим способом: окрасив его в теплые тона на фоне холодных.
Выделение КЦ светлым на темном фоне. Светлый предмет на темном фоне сразу обращает на себя внимание. Например, многие статусные товары размещают на черном, темно-синем, коричневом фоне. Именно с целью большего привлечения внимания и фирменные знаки часто похмещают в светлые плашки на темный фон.
Выделение темнылг на све?плом фоне. Если в качестве КЦ выступает окрашенный в темный цвет товар, его разумно разместить на контрастном светлом фоне.
Выделение КЦ цветом на черно-белом изображении. Самое важное в рекламном объявлении можно выделить, окрасив его в какие-либо цвета и разместив на черно-белом фоне.
Выделение темного КЦ на темном фоне с помощью контро-вого света или цветной контурной линии.
Активирование внимания на КЦ с помощью большей четкости по сравнению с другими изображениями. Используя этот
Глава 12. Рекламное обращение
прием, можно, например, показать контрастное и четкое изображение автомобиля на размытом, нечетком фоне деревьев.
Итак, нами рассмотрены основные правила и рекомендации, касающиеся создания рекламного обращения. Большинство исследователей рекламного творчества обращают внимание на то, что лишь рекламное объявление, отвечающее базовым информационным и психологическим требованиям, как правило, становится эффективным. Вместе с тем надо понимать, что наиболее рискованной рекламой может оказаться та, которая выполнена по всем правилам, в которой совсем нет элементов риска. Абсолютно безопасная разработка по всем правилам может сделать рекламу банальной. Это положение (вместе со всеми прочими) также является одним из основных принципов действительно хорошей реклахмы.
Следовательно, нельзя следовать правилам создания рекламы до такой степени, чтобы никогда не нарушать их. Как отмечали мэтры рекламного дела Р. Батра, Д. Майерс и Д. Аакер, иногда лучшей рекламой оказывается та, которая ломает все стандарты. Но ломка стандартов возможна за счет высокого мастерства исполнителя, авторского стиля, оригинальной идеи и т.д. Мастер рекламного дела, обходя стандарты, должен их знать и в совершенстве владеть ими. Это высшее мастерство.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы этапы разработки рекламного обращения?
2. Назовите основные текстовые и изобразительные элементы рекламного обращения.
3. Какие элементы рекламного обращения выполняют функцию привлечения внимания?
4. В чем состоят основные различия заголовка и слогана?
5. Каким требованиям должны отвечать рекламный заголовок и рекламный слоган?
6. Назовите основные приемы создания рекламного заголовка и слогана.
7. Какие факторы надо учитывать, выбирая цвета и шрифты для рекламного обращения?
8. Как иллюстрация должна взаимодействовать с текстом?
Глава 13
Планирование и организация рекламной кампании
13.1. Понятие, вилы, стратегии рекламных кампаний
Рекламная деятельность сегодня стала необходимым направлением работы любой фирмы. Вместе с тем единичные и разобщенные во времени рекламные акции, не связанные между собой общей целью, идеей, оформлением, нельзя назвать рекламой в современном смысле этого слова. Практика рекламы показывает, что они гораздо менее эффективны комплексных и взаимосвязанных рекламных мероприятий, разработанных с учетом маркетинговой стратегии фирмы. Поэтому успешная профессиональная рекламная деятельность предполагает планирование рекламных мероприятий в рамках рекламных кампаний.
|
|
Рекламная кампания — это комплекс взаимосвязанных рекламных мероприятий, объединенных одной целью и общей стратегией, проводимых в определенный период и направленных на решение маркетинговых задач реклахмодателя.
Под стратегией рекламной кампании понимают совокупность организационных и креативных решений, благодаря которым достигаются цели рекламы. Рекламная стратегия отвечает на вопрос: как построить рекламную кампанию, чтобы реализовать маркетинговые задачи компании?
Если обобщить мнения авторов фундаментальных изданий, посвященных рекламе, ведущих западных и отечественных специалистов, то можно выделить следующие основные элементы рекламной стратегии.
310 Глава 13. Планирование и организация рекламной кампании
1. Определение целевой аудитории.
2. Разработка творческой рекламной стратегии и поиск идеи рекламы.
3. Формирование каналов рекламных коммуникаций, выбор средств распространения рекламы.
4. Определение рекламного бюджета.
Стратегию рекламной кампании определяют после того, как было проведено рекламно-маркетинговое исследование: изучены потребители, рынок, товар, каналы распространения рекламы и т.д.
От чего зависит выбор той или иной рекламной стратегии?
Прежде всего любая стратегия рекламной кампании должна быть максимально адекватна маркетинговым целям и финансовым возможностям фирмы.
На выбор стратегии рекламирования также влияет специфика товара (возможность выделить его значимые цдя потребителя свойства, преобладание утилитарной значимости или эмоционального фона), стация его жизненного цикла, действия конкурентов (их активность, методы продажи и реклама), характеристики и умонастроения целевой аудитории.
|
|
Некоторые авторы отождествляют понятие общей стратегии рекламной кампании и творческой рекламной стратегии. Вместе с тем эти понятия следует различать.
Как отмечалось выше, творческая рекламная стратегия предполагает формулировку того, какой смысл должна придать реклама товару, чтобы покупатель отдал ему предпочтение перед другими конкурирующими товарами. Творческая рекламная стратегия является основой для общей рекламной стратегии, ее главным элементом.
При этом творческая стратегия неразрывно связана с каждым элементом общей рекламной стратегии, зависит от них и, в свою очередь, оказывает влияние на них. Так, говоря о влиянии творческой стратегии на бюджет, надо помнить, что сильная в творческом отношении реклама позволяет в разы сэкономить средства на ее размещение. В основе любой грамотной, действенной рекламы лежат обоснованная общая рекламная стратегия и оригинальная, яркая творческая рекламная стратегия.
Эффективность рекламных кампаний достигается за счет одновременного использования многих рекламных средств