В политической практике проблема особенностей лидерства вызывает большой интерес. Не случайно многие ученые обратили свое внимание на типологию лидеров и на выявление их функций.
Наиболее распространенной считается типология лидерства, предложенная М. Вебером. Он подразделяет лидерство на три типа:
1. Традиционное лидерство – связанное с верой в священность обычаев, традиций, определенных верований. «Право на лидерство», в данном случае, человек получает благодаря своему происхождению (например, старший сын монарха после его смерти «законно» становится правителем). Авторитет многих духовных лидеров также основывается на традициях.
Хотя этот тип лидерства сходит в современных условиях со сцены, он ещё продолжает существовать, к примеру, в странах Персидского залива (духовные лидеры Хомейни, Ганди и др.). Но в основном, традиционный тип лидера характерен для доиндустриального общества.
2. Рационально-легальное или бюрократическое лидерство в основном опирается на общепринятый правовой порядок, на юридические нормы и законы. Этот тип присущ индустриальному обществу. Основной путь становления этого типа лидерства – законные процедуры, например, победа в ходе избирательной кампании. Хотя и здесь особые качества личности занимают не последнее место. Примером данного типа лидерства могут быть Г. Шредер (Германия), Дж. Буш (США), Ж. Ширак (Франция), В.В. Путин (Россия).
|
|
3. Харизматическое лидерство основано на большой популярности человека, на редких исключительных человеческих качествах, которыми он обладает, и многие из которых не приобретенные им, а даны как бы, от бога, от природы (харизма – от греческого – дар божий). Харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Для него характерна всеобщая преданность окружающих, вера в лидера, готовность идти за ним и подражать ему. По мнению М. Вебера оно не долговечно и в дальнейшем трансформируется в рационально-легальное лидерство.
Харизматические лидеры часто появляются в периоды войн, общенациональных кризисов, в годы модернизации стран и т.д. Харизмой, как утверждают психологи, обладали: Петр Первый, Александр Суворов, И.В. Сталин, президент Ф. Рузвельт (США), Ш. де Голль (Франция).
Американский политолог Р. Такер выделяет также три типа лидеров, а именно:
1) Консерваторы – ориентируются на сохранение существующих форм общественной жизни, зачастую выступают против коренных изменений в обществе (У. Черчилль - Великобритания).
2) Реформаторы – поддерживают социальные перемены в обществе, участвуют в реформировании властных структур и экономики (Дэн-Сяопин - Китай).
|
|
3) Революционеры – их цель – фундаментальное переустройство всей общественной системы (В.И. Ленин - Россия, Ф. Кастро - Куба).
Существует также типология деления политических лидеров: на прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества и на реакционных – способствующих консервации или возврату отживших, устаревших государственных структур. На независимых – самостоятельно решающих стратегические и тактические задачи и марионеточных – зависимых от воздействия как зарубежных государств, так и от ближайшего окружения.
Весьма распространенной типологией лидеров является схема, предложенная американским политологом М. Дж. Херманн. На основе комплекса факторов здесь выделяются четыре типа лидеров:
а) «Знаменосец» – это самостоятельно мыслящая личность, хорошо представляющая цели и средства достижения поставленных задач. Приверженцы серьезного влияния на него не оказывают. К такому типу можно отнести В.И. Ленина.
б) «Служитель» – в своей деятельности он опирается на интересы своих соратников, на их ожидания и нужды. Только их поддержка приносит ему признание масс. Примером такого типа может быть Л.И. Брежнев (СССР), выражающий интересы советской бюрократии.
в) «Торговец» – этот тип лидера в обмен на поддержку сторонников и избирателей как бы продает им свои идеи, программы и планы. Особое значение для него имеет умение убеждать и вовлекать своих сторонников в реализацию намеченных планов. Лидером подобного типа можно считать Р. Рейгана (США).
г) «Пожарный» – это лидер, хорошо понимающий требования момента. Он адекватно реагирует на ситуацию, быстро принимает решения, особенно в экстремальных условиях. Примером такого типа лидера может быть фигура Б.Н.Ельцина.
Вряд ли возможно встретить в практике такие типы лидеров в чистом виде, однако, сочетание всех вышеперечисленных качеств реализуется в политической деятельности довольно часто.
В современной политологии, среди множества типологий политических лидеров, определенный интерес вызывает типология Э. де Боно, который выделяет более десятка разновидностей лидеров. Это и генераторы идей, и синтезаторы, и дипломаты, и коммуникаторы, и организаторы, и т.д.
Профессор Парыгин Б.Д. предлагает свою типологию лидеров, которая различается по содержанию деятельности:
1. Лидеры – вдохновители, которые не только предлагают программу действий, но и добиваются её поддержки у своих последователей и масс.
2. Лидеры – исполнители - это организаторы выполнения уже разработанных программ и политических акций.
3. Лидеры, являющиеся одновременно и вдохновителями и организаторами деятельности масс в сфере политики. Эти лидеры занимают лидирующие позиции в политической элите, опираясь на своих сторонников, последователей, соратников.
Функции политического лидерства во многом зависят от многообразия решаемых задач, от типологических особенностей, от конкретной ситуации и типов политического режима.
При тоталитаризме политическое лидерство обеспечивает функционирование абсолютной власти, полное господство государства над обществом. Центральной фигурой в нем выступает вождь. Все остальные лидеры подражают ему, способствуют укреплению его личной власти.
При авторитарном режиме, хотя методы насилия и принуждения не распространяются на все сферы общества, правящая элита продолжает выполнять свою главную задачу - поддержание авторитета главного политического функционера и проведение в жизнь его политической линии.
Демократический режим, основанный на гласности, принципах плюрализма, соблюдении прав человека и гражданина дает возможность политическим лидерам выполнить наиболее значимые для них функции.
|
|
Среди них выделим следующие:
1. Аналитическая функция - это глубокий анализ объективных и субъективных факторов политической жизни, выработка программы действий и способов её совершенствования;
2. Функция принятия решений – важнейшая функция, в которой проявляется властное начало института лидерства;
3. Интегративная функция - это интеграции общества в целом, объединение масс, консолидация разного рода общественных и политических сил;
4. Организаторская функция - это мобилизация масс на решение политических программ, сплочение сторонников, различных слоев населения, формирование команды помощников и контроль за ходом преобразований;
5. Коммуникативная функция - это обеспечение устойчивости связи между властью и массами, между политическими лидерами и партиями, между общественными организациями и представителями различных социальных общностей;
6. Функция гаранта справедливости, законности и порядка - она в основном характерна для общенационального политического лидера. Однако, в одинаковой мере она актуальна и для региональных, местных политических лидеров, ибо законность, справедливость и порядок начинается с дома, семьи, с улицы, с региона.