Политическая идеология

Политическое сознание представляет собой целостное, структурно сложное духовное образование, включающее чувства граждан, образы, настроения, убеждения, мнения, идеи, теории, отражающие те или иные стороны политической жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей.

На процесс становления политического сознания граждан оказывают влияние их собственные представления о политике, сложившиеся под воздействием окружающей политической жизни, Интернета, а также в результате целенаправленных усилий органов государственной власти, политических партий, СМИ, и др.

В структуре политического сознания выделяют обыденный и теоретический уровни. Элементами политического сознания являются оценки, мнения, убеждения, идеи, теории, взгляды и т.д.

Низший уровень – обыденное политического сознание, характеризуется несистематизированным миропониманием политической реальности гражданами на основе жизненного опыта. В обыденном политическом сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, формируются различными средствами коммуникаций. При этом они имеют мало общего с окружающей политической реальностью.

Высший уровень – теоретическое политическое сознание. Он характеризуется осмыслением социально-политической реальности в ее целостности и существенных связях между различными акторами общественно-политического развития. Носителями его являются политики, ученые, исследователи, эксперты, способные анализировать динамику политического развития и скрытые от внешнего наблюдения процессы.

Идеология относится к теоретическому уровню политического сознания. Понятие идеология стало использоваться в XVIII веке французским ученым А. Дестют де Траси в работе «Элементы идеологии». Введение понятия было обусловлено для обозначения особой отрасли знания, которая должна изучать происхождение и функционирование идей в том или ином обществе.

Рассматривая понятия «идеология» и «политическая идеология» можно исходить из того что в лексиконе политической науки, они являются синонимами. Использование прилагательного «политическая» подчеркивается связь понятия «идеология» с вопросами власти.

В активный научный оборот понятие идеология ввели классики марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах использовали термин «идеология» для обозначения «ложного сознания», далёкого от верного отражения действительности. Ложность идеологии как разновидности сознания порождается, согласно основателям марксизма, интересами эксплуататорских классов. Их интересы несовместимы и интересами трудящихся классов, но в любом эксплуататорском обществе господствующей идеологией являются идеи экономически господствующего класса.

Таким образом, согласно основателям марксизма, идеология, представляет собой один из компонентов общественного сознания, часть надстройки, которая детерминируется базисом общества, прежде всего экономическими отношениями.

Немецкий и американский философ Г. Маркузе, находясь под влиянием марксизма, характеризует идеологию как форму нормативного сознания, которое ограничивает свободомыслие человека. Идеология устанавливает правила, стандарты, нормы, тем самым, ограничивая творческое мышление. (работа «Одномерный человек» (1965 г.).

Д. Истон и М. Дюверже характеризуют идеологию как систему ценностных предпочтений. С их точки зрения благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов социальных отношений по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

Со второй половины ХХ века ряд исследователей акцентировали внимание на понятии «деидеологизация». В этот период набирает темпы научно-техническая революция. Некоторые её проявления оказались одинаковы в условиях противоборствующих тогда систем: социализма и капитализма. Под влиянием этого процесса стали распространяться идеи конвергенции (сближения) двух систем, конца идеологий, деидеологизации. Согласно концепции деидеологизации, в современных обществах уменьшается роль идеологий, вытесняемых формами позитивного знания (Р. Арон, Д. Белл). Но в дальнейшем, в 70-е годы ХХ века, была признана поспешность выводов о «конце идеологий», стали распространяться идеи реидеологизации. Сохранив суть концепции деидеологизации – противопоставление науки и идеологии, сторонники реидеологизации признают, что общественные науки не способны давать убедительные ответы на вопросы о смысле жизни, о социальных ценностях. Ответы на подобные вопросы призвана давать идеология.

Таким образом, политическая идеология — систематизированная совокупность идей, посредством которых определенные акторы общественной жизни осознают свои потребности и интересы, выражают свое отношение к существующей социально-политической реальности, формулируют и оправдывают свои цели и устремления, а также обосновывают пути и средства их достижения с помощью государственной власти.

Активными субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются индивиды, социальные группы, общественно-политические организации, общности и всевозможные объединения людей.

Необходимо учитывать тот факт, что поскольку различные идеологии отражают интересы разных социальных групп и общностей, то они могут не просто не совпадать, но быть противоположными. Это означает, что говорить об их теоретичности в научном смысле слова можно лишь условно.

Опыт Советского Союза, когда в стране насаждалась марксистская идеология в качестве единственно верной теории построения справедливого общества, привёл к тому, что сегодня в Российской Федерации согласно ст. 13 Конституции признается идеологическое многообразие. При этом «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

В современных демократических обществах носителями политических идеологий, как правило, выступают политические партии.

Политическая идеология выполняет ряд функций:

- легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции;

- артикуляция интересов групп и социальных слоев общества, прежде всего, артикуляция интересов политической элиты;

- мобилизация и интеграция граждан, институтов гражданского общества вкруг разрешения острых и злободневных проблем современного социума;

- компенсация социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия.

Есть и другие подходы к пониманию функций политических идеологий. Так, испанский политолог Л. Санистебан выделяет две основные функции политической идеологии в современном обществе:

- познавательную, т. е. описание и объяснение структурных изменений в политической системе общества;

- прагматическую, т. е. ориентацию действий, как отдельных граждан, так и институтов гражданского общества, политических партий в определенном направлении.

Познавательная и прагматическая функции тесно взаимосвязаны. При этом прагматическая функция является в современном политическом процессе преобладающей, т. к. любая социально-политическая группа, например, политическая партия, политическая элита, приходящая к власти, стремиться в глазах соотечественников и всего мирового сообщества обосновать легитимность и оправдать свое положение на вершине политического Олимпа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: