Современные политические идеологии

Среди основных идеологий принято выделять: либерализм (неолиберализм); консерватизм (неоконсерватизм); социализм (демократический социализм); фашизм (неофашизм) и др.

Исторически либерализм связан со становлением капитализма и развитием рыночных отношений. Истоки либерализма восходят к периоду буржуазных революций XVII – XVIII веков, а его основные принципы разработаны Дж. Локком, А. Смитом, И. Кантом, Ш. Монтескье, Б. Франклином, Т. Джеферсоном и др.

Либерализм - система взглядов, ориентированных на то, что свобода каждого человека рассматривается как высший общественный идеал и фундаментальный принцип общественной жизни.

В настоящее время общепринятым является понимание либерализма как системы идей, в которой отдаётся приоритет «прирожденным и неотъемлемым» правам индивидов. При этом все надиндивидуальные связи и отношения, прежде всего государственное вмешательство в частную жизнь людей, допускаются лишь постольку, поскольку они не противоречат принципу индивидуальной свободы.

Базовые ценности «классического» либерализма включают в себя следующие положения:

- абсолютная ценность человеческой личности и естественное (от рождения) равенство всех людей;

- существование определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность); 

- договорный характер отношений между государством и индивидом;

- верховенство закона как инструмента социального контроля;

- ограничение объема и сфер деятельности государства;

- защищенность, прежде всего, от государственного вмешательства, частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни. Индивидуальные интересы приоритетны в отношении с общественными;

- вера в разумную природу человека и возможность рационального обустройства общества.

Согласно либералам равенство граждан имеет место в правовой сфере, а в социально-экономической представлена возможность реализации своего потенциала (умственного, физического, интеллектуального и т. п.).

В экономической области сторонники либерализма отчасти основываются на положениях разработанных теоретиком либеральной экономической теории в конце XVIII столетия А. Смитом. Основные положения, сформулированные мыслителем:

- в экономической сфере каждый индивид руководствуется своими собственными интересами, каждый стремится к получению максимальной прибыли;

- разные отрасли экономики связаны между собой рыночными отношениями, которые позволяют регулировать отношения спроса и предложения;

- участвуя в экономической жизни общества, каждый человек, кроме удовлетворения собственных интересов, непроизвольно способствует реализации общих интересов, исходя из того, что они - не что иное, как «сумма интересов отдельных членов общества».

Таким образом, в экономической сфере сторонники либерализма отстаивали идею свободного рынка, конкуренции и частного предпринимательства, свободу от вмешательства компетентных государственных органов в экономическую сферу частных предпринимателей и олигархов.

Либерализм оказал существенное влияние на разработку идеалов и норм современной демократии, его несомненной заслугой является обоснование и утверждение на практике идей свободомыслия и, прежде всего, свободы индивида от тирании большинства. Либерализм никогда и нигде не проповедовал безграничной свободы индивида. Свобода каждого индивида ограничена сферой свободы других. Свобода индивида существует постольку, поскольку индивид имеет обязанности и ответственность. 

 По мере развития общества происходит и содержательное наполнение дефиниции «либерализма». Он не представлял собой однородного течения. Принято выделять сосуществование в либерализме двух направлений. Одно из них восходит к классическому периоду, когда основной упор делался на экономическую независимость индивида, другое направление обозначилось в начале XX века в Великобритании, став выражением государственной политики социальных реформ, нацеленной на устранение дестабилизирующих противоречий в обществе.

Со вступлением западных стран в индустриально развитую стадию в рамках либерализма сформировался ряд новых идей и принципов, составляющих содержание современного, или социального, либерализма.

Новое в воззрениях современных либералов нашло свое выражение в признании позитивной роли государства в организации социально-экономической жизни и необходимости расширения его функций в реализации фундаментальных либеральных ценностей. В число важнейших функций государства либералы стали включать защиту предпринимательства от возрастающей угрозы монополизма в любых его формах. Важнейшей функцией государства современные либералы признают социальную защиту тех групп и слоев населения, которые испытывают наибольшие трудности в виду их незащищенности перед угрозами глобального рынка.

Немецкий политолог Г. Рормозер в своей работе «Кризис либерализма» (1994 г.) пишет, что «либерализм продемонстрировал значительные достижения, их нужно признать и защищать впредь. К таким достижениям относиться правовое государство, экономика, основанная на принципе конкуренции, разделение между государством и обществом». Он констатирует, что «проблема политической власти решается либерализмом путем замены власти на право. Либеральное государство специфично тем, что оно само ограничивает власть, чтобы обеспечить и гарантировать основные права граждан».

Неолибералы не отрицают необходимости участия государства в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, в то же время они полагают целесообразным ограничение этого вмешательства.

Идеи либерализма обогатили и другие идеологии, в том числе консерватизм. Понятие консерватизм можно трактовать как идейно-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление исторически сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, критически негативное отношение к различным модернизационным (реформистским) проектам.

Сторонники консерватизма во многом противостояли либерализму и всегда подчеркивали значимую роль государства и традиционных ценностей – семейных, исторических, религиозных, моральных, культурных – как их важнейших принципов. Идеология консерватизма возникла в конце ХVIII века. Родоначальником её является Э. Берк, который в своей работе «Размышления о революции во Франции» (1790 г.) заложил основные идеи, которые были противоположны либеральным ценностям и развиты далее французскими мыслителями Ж. де Местром и Л. де Бональдом.

Консерватизм представляет собой политическую идеологию, ставящую в качестве главного требования к власти сохранение морального порядка ценностей семьи, религии, собственности.

Носителями идеологии консерватизма выступают различные общественно-политические организации, политические партии, социальные слои и граждане, а также определенная часть политической элиты, заинтересованная в сохранении сложившихся общественных порядков и тем самым удержания власти. Идеология консерватизма проявляется в двух формах:

- как апология существующих порядков;

- как ностальгия по привычному социальному порядку.

Сторонники консервативной идеологии выступают с критикой идеи прав и свобод личности, индивидуализма, как правило, противопоставляя им коллективизм и реализацию интересов посредством коллективов.

Консерваторы рассматривают общество как целостную органическую систему, где первенство отдается сложившимся властным структурам и отношениям.

В 70-80 гг. ХХ века идеи консерватизма эволюционировали в неоконсерватизм, в котором отражена потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрения предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Социальную базу неоконсерватизма сегодня составляет часть среднего класса, заинтересованная в сохранении своих позиций в условиях непредсказуемых глобальных трансформаций. В связи с возрастанием в современном обществе роли знаний, информации неоконсерватизм ориентируется главным образом на современные проблемы качества и доступности образования, повышение уровня жизни всех социальных слоев, развития духовного потенциала граждан. 

Неоконсерваторы и «новые правые» проявили гибкость, прагматизм, а также способность приспосабливаться к изменившимся общественно-политическим условиям. Они четко улавливали настроения широких слоев населения, которые требовали принятия эффективных мер против растущей безработицы, борьбы с возрастающей инфляцией, с необоснованной тратой государственных средств, с негативными явлениями в социальной жизни и т.д.

Обратимся к феномену идеологии социализма. Понятие «социализм» появилось во второй четверти ХIХ века. Изначально его использовали в узком смысле, как некапиталистическое экономическое и социальное устройство, при котором на смену частной собственности на средства производства приходит кооперативная, общественная или государственная собственность. По мере развития общества под социализмом стали понимать солидарное общество, основанное на свободе и равенстве. Социализм основывается трех базовых ценностях, провозглашенных французской революцией: свобода, равенство и братство.

Идея социализма зародилась ещё в древнем мире, напр. в работах Платона, затем Т. Мора и многих других утопистов эпохи Возрождения и Нового времени, но систематическое развитие получила в работах К. Марса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Марксистскую теорию социализма можно условно разделить на две части: критическую и позитивную.

Критическая часть включает в себя обоснование «тупикового» развития капиталистического строя.

Позитивная часть учения состоит в обосновании исторической неизбежности общественного строя, который придет на смену капитализму, на высшей стадии которого будет реализован принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

По мысли теоретиков марксизма социализм должен представлять собой первую фазу коммунизма. Если следовать логике К. Маркса, то строительство «полного коммунизма» приведёт к отмиранию государства, поскольку не нужно будет контролировать меру труда и меру потребления.

Идеология демократического социализма (социал-демократия) получила разработку в конце ХIХ – начале ХХ вв., (Э. Бернштейн, К. Каутский) и дальнейшее развитие во второй половине ХХ века, В. Брандт, Б. Крайский, У. Пальме интегрировали социалистические представления об обществе социальной справедливости с рядом демократических и либеральных идей.

Сторонники демократического социализма активно выступали в защиту демократических свобод, настаивая на том, что без расширения демократических завоеваний социалистические преобразования в обществе абсолютно невозможны. Исходя из этого, они выступали за расширение парламентской демократии, при активном вовлечении рабочих в управление промышленными предприятиями в рамках так называемой «производственной демократии». Широкое развитие данная идеология получила в скандинавских странах. У европейских социалистов сложилось убеждение, что социальная политика не должна наносить ущерб эффективности и конкурентоспособности отечественного производства. «Капитализм в производстве, социализм в распределении», - таков экономический лозунг современной европейской социал-демократии.

В первой половине ХХ века получила развитие национал - фашистская идеология. Теоретики и вожди фашизма (напр. Б. Муссолини)[93] использовали ряд идей расово-антропологической школы (Ж. Гобино и Х. Чемберлен) и довели их до высшей степени античеловечности:

- нация – высшая и вечная реальность, основанная на общности крови (существует иерархия рас и наций, они делятся на «высшие» и «низшие», и поэтому необходимо бороться за сохранение «чистоты» высшей нации (расы));

- высшие расы (нации), в частности, арийская, должны господствовать над низшими, беспощадно уничтожая сопротивление с их стороны;

- сильная тоталитарная партия, объединившись с государством, обеспечивают всеобщий контроль над личностью и обществом;

- культ вождя.

Идеология фашизма возникла после Первой мировой войны как реакция на изменения, произошедшие в европейском обществе. Она была направлена против марксизма и буржуазной демократии. Антикапиталистические и псевдосоциалистические лозунги социального равенства и справедливости в сочетании с идеей превосходства арийской расы обеспечили фашизму массовую социальную базу, состоящую их мелкобуржуазных слоев города и деревни, люмпенов, безработных, части рабочего класса.

Фашизм – феномен ХХ века. Он представляет собой неадекватную реакцию некоторых слоёв общества на нерешённые социально-экономические проблемы.

В современном мире, в ряде государств в условиях усиления миграционных процессов наблюдается активизация неофашистских группировок. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности. В современных обществах идут поиски путей противодействия и преодоления этой античеловеческой идеологии и практики.

Во второй половине ХХ века активизировалась идеология и практика феминизма, возникшего ещё в ХVIII веке.В феминистскую идеологию включается множество идей, связанных с опытом каждой женщины, угнетаемой и оскорбляемой, как утверждают представители этой идеологии, женоненавистническим обществом, которое создали мужчины. В этой связи, главная цель феминизма - ликвидировать господство мужчин над женщинами, которое проявляется во всех сферах общества.  В России феминизм и как идеология, и как движение находятся в зачаточном состоянии. 

Как реакция на глобальные проблемы современности возникли идеология и движение экологизма. Для решения экологических проблем современности в идеология экологизма содержит требования радикальных социально-политических преобразований: децентрализации госуправления и развития демократии участия, отказа от насилия, ядерного оружия и атомных электростанций, эгалитаризма и т. д.

Экологические движения набирают силу, а экологизм становится влиятельной политической идеологией в развитых странах. В России это движение еще не имеет значительного влияния в обществе. Попытки российских «зеленых» войти в Государственную Думу в качестве политической силы (общественно-политическое объединение «Кедр») закончились неудачей.

Глобализация как новое и противоречивое явление общественной эволюции человечества породила и соответствующую идеологию - глобализм. «Глобализм как идеология возник в рамках западноевропейской культурной традиции в конце ХХ века, в эпоху постмоденизма»[94]. Идеология глобализма, это - идеология тех политических сил, которые от настоящей глобализации выигрывают. Это, прежде всего идеология господства мирового рынка, тех институтов и сил, которые его контролируют. Большинство исследователей считают, что главную роль в этом процессе играют США, которые после развала СССР стали монополистом на мировой арене, определяющим мировые социально-политические и экономические процессы. Как реакция на глобализм возник антиглобализм как идеология протеста против негативных последствий глобализации, В протесте против «американизации» мировой политики объединяются представители различных идеологических течений (социалисты, коммунисты, троцкисты, анархисты, экологисты, пацифисты и др.). Это разношерстное движение не имеет единой идеологии, сосредоточено в основном на критике современной глобализации, в его идеология стремится сформулировать позитивную альтернативу глобализму.

Ключевые понятия темы: сознание, политическое сознание, массовое сознание, общественное сознание, групповое сознание, индивидуальное сознание, типы политического сознания: тоталитар­ное, авторитарное, либеральное и демократическое, политическая идеология, политическая психология, феминизм, фашизм.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение и охарактеризуйте основные типы политического сознания?

2. Охарактеризуйте обыденное политическое сознание и теоретическое сознание?

3. Назовите основные функции, характерные для идеологий?

4. Охарактеризуйте основные типы современных идеологий?

5. Что представляет собой глобализм как идеология?

6. Феминизм как идеология и движение?

7. Идеологии в современной России и их социальная база?

 

 

ТЕСТ 16. Политическое сознание.
Современные политические идеологии

 

1. В литературе выделяют следующие уровни политического сознания:

 

А) Политическая психология и политическая социология

Б) Политическая психология и политическая практика

В) Политическая психология и политическая идеология       

Г) Политическая идеология и политическая социология

 

2. Политическая психология отражает политическую действительность:              

 

А) Опосредованно     

Б) Непосредственно

В) Наиболее верно     

Г) Полностью ошибочно

 

3. «Логически упорядоченное, систематизированное сознание» - это одна из характеристик:

 

А) Политической психологии  

Б) Политической идеологии

В) Политической жизни           

Г) Политической практики

 

4. Термин «индоктринация» означает:

А) Разработку определенных идей и ценностей

Б) Внедрение научных открытий в политическую практику

В) Навязывание различным субъектам общества определенных идей и ценностей

Г) Идеологический плюрализм

 

5. Укажите соответствие идейно-политических течений и идей, которые они разрабатывают:

 

1) Социализм             2) Этатизм                                                   

3) Консерватизм          4) Либерализм                                           

 

А) Права и свободы человека;                                           

Б) Укоренённость политики в истории;

В) Защита интересов трудящихся;       

Г) Сильное государство как главная ценность общества.

6. Согласно Конституции (ст.13) в Российской Федерации в качестве государственной или обязательной не может устанавливаться:

 

А) либеральная идеология  

Б) коммунистическая идеология

В) общенародная идеология  

Г) никакая идеология

7. «Каждое поколение должно иметь такое же право решать свою судьбу, как и предшествующие поколения. …Ни одно поколение не имеет права собственности на последующие поколения. Я отстаиваю право живых, против власти мертвых» Это утверждение Т.Пейна направлено против:

 

А) Социалистических идей   

Б) Либеральных идей 

В) Консервативных идей

Г) Анархистских идей

 

8. Наша концепция “принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства”. Это утверждение характерно для:

 

А). Современной социал-демократии      

Б). Фашизма      

В). Либерализма                                         

Г) Феминизма

 

9. Человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью:

 

А) либеральной идеологии

Б) социалистической идеологии

В) консервативной идеологии

Г) феминистской идеологии

 

10. Высшей ценностью и обязанностью государства защищать эти ценности Конституция РФ провозглашает (см.ст.2.):

 

А) интересы общества

Б) интересы государства

В) человека, его права и свободы

Г) права наций и народов РФ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: