В различные исторические эпохи мыслители обращали внимание на роль традиций, устоев, обычаев и привычек в общественной и политического жизни народов. Многие из этих явлений вошли в дальнейшем в содержание понятий «культура» и «политическая культура».
Элементы феномена политической культуры можно найти в работах античных философов – Конфуция, Сократа, Платона, Сенеки, Аристотеля и др. Знаменитую предсмертную речь Перикла можно рассматривать как квинтэссенцию политической культуры Афин эпохи расцвета античной рабовладельческой демократии:
«Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем‑нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из‑за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству». «Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против».
|
|
Правитель Афин констатировал тот факт, что уровень гражданского долга напрямую связан со свободным воспитанием афинян. А это в свою очередь отражается на стабильности и могуществе афинского города-государства.
В эпоху Возрождения Н. Макиавелли, М. Монтень и др. мыслители продолжили исследования зависимости между представлениями об общественно-политических ценностях, традициях, нормах поведения реальной и реальной политикой.
В Новое время Ш. Монтескье, А. Токвиль и др., широко оперировали понятиями «ценности», «чувства» и др. для объяснения как устойчивости, так и изменений в политических процессах. А. Токвиль в работе посвящённой американской демократии провел анализ «новой политической культуры» - своеобразной «тихой революции», которая привела к изменению культурно-ценностных ориентаций в преддверии революционных переворотов в Европе конца XVIII века.
|
|
Активизация исследований феномена политической культуры в середине ХХ века была обусловлена массовым вовлечением в политику ранее пассивных слоев населения, а также неудачной политической практикой внедрения западных политических институтов в государствах Азии, Африки и Латинской Америки.
Впервые понятие «политическая культура» было использовано И. Гердером в работе «Идеи к философии истории человечества». Однако он не дал определения этому термину, тем самым не ввел его в научный оборот.
Понятие «политическая культура» было возведено в статус научной категории лишь в современной политологии.
В широкий научный оборот проблематику политической культуры ввели американские исследователи Габриэль Алмонд и Сидней Верба. В совместной работе «Гражданская культура» под политической культурой они понимали политические ориентации - взгляды и позиции относительно политической системы и её разных частей и позиции относительно собственной роли в этой системе.
Таким образом, понятие «политическая культура» означает отраженную в общественном сознании систему общепринятых установок и наиболее распространённых ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике. Это своеобразное ценностно-нормативное или «субъективное измерение» процесса функционирования политической системы, т. е. совокупность повседневных мыслей, установок и ценностей индивидов и социальных групп, взаимодействующих в рамках данной политической системы. Когда мы говорим о политической культуре какого-то общества, пишут в связи с этим американские авторы, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения.
В соответствии с таким пониманием в структуру политической культуры ими включены:
- «когнитивные ориентации», то есть знания и вера относительно политической системы
- «аффективные ориентации», то есть чувства относительно политической системы
- «оценочные ориентации», то есть суждения и мнения о политической системе и её объектах, ориентации относительно своей роли как политического актора.
Представленное понимание структурных элементов сводит содержание политической культуры к фактам сознания (когнитивный, аффективный и оценочный элементы).
Ряд исследователей включают в структуру политической культуры помимо элементов сознания устойчивые модели поведения в политике. Так, российский исследователь Э.Я Баталов и польский автор Е. Вятр считают, что нельзя сводить понятие политической культуры только к психическим состояниям. Нужно включать в понятие политической культуры определённые образцы поведения. Любая национальная политическая культура включает в себя идеальные модели сознания и поведения.
Этот подход к пониманию политической культуры стал в настоящее время более продуктивным и распространённым.
Политическая культура – продукт длительного исторического развития общества. Она может выступать как важнейший фактор поддержания существующей политической системы, а может и наоборот, действовать в виде разрушительной силы. Классическим примером негативного воздействия политической культуры на хрупкий режим парламентской демократии является ситуация, которая сложилась в Германии после Первой мировой войны, во время так называемой Веймарской республики. Унаследованная от кайзеровской Германии политическая культура была отягощена грузом авторитарно-имперской ментальности и антидемократическими предрассудками. Политическая культура оказалась в то время неспособной противодействовать наступлению гитлеровского режима. И, напротив, после тотального поражения во Второй мировой войне, после успешно проведенного процесса «денацификации» в условиях роста экономики население ФРГ постепенно усвоило основы демократической политической культуры, которая сегодня является надёжным фундаментом функционирования политической системы ФРГ
|
|
Политической культуре свойственны определенные функции, а именно:
- нормативная, задающая акторам политического процесса определенные нормы и стандарты мышления и поведения;
- идентификации, раскрывающая потребность индивида в групповой принадлежности в политике;
- интеграции, обеспечивающая акторам возможность существования в рамках политической общности, сохранения целостности политической системы;
- социализации, характеризующая процесс усвоения определенных политических знаний и навыков политического поведения;
- репродукции, способствующая воспроизводству данной системы политических отношений, преемственности и непрерывности политического процесса;
- коммуникации, обеспечивающая возможность взаимодействия акторов с различными институтами государственной власти на основе общепринятых символов.