Выбор темы и типа проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 24» г. Калуги

 

 

Методическиерекомендации

По выполнению исследовательских и проектных работ

Калуга,

2019


Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального итогового проекта предназначены для обучающихся 9, 10 классов МБОУ «Гимназия № 24» г. Калуги.

Рекомендации составлены в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и включенной в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ, Федерального государственного образовательного стандарта основного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897),Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413).

При составлении рекомендаций использованы материалы методического пособия «Как оформить научное исследование», составленного Алексеевым С.К., Сионовой М.Н., членами Калужского общества изучения природы; методическими рекомендациями по выполнению и защите индивидуального итогового проекта.


Информация оборганизации

Проектной и исследовательской деятельности

Организация проектно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО

Индивидуальный итоговый проект 1 – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую,иную). Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебномупредмету. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Качество выполненного проекта/исследовательской работы и соблюдение требований к описанию и оформлению результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в период школьногообучения.

Учащиеся выбирают тему и тип проектной/исследовательской деятельности и руководителя. На основе выбора учащихся формируются группы для организации проектно- исследовательской деятельности.

Темы проектов/исследовательских работ утверждаются научно-методическим советом гимназии.

Занятия по обучению основам проектно-исследовательской деятельности организуются в рамках учебного плана, по расписанию в форме учебных занятий или уроков-консультаций. Объём курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» в 10 классе –68 часов.

В 4-7 классах допускается выполнение проекта в составе группы учащихся (по желанию).

В 9 и 10 классах проект/исследовательская работа выполняются индивидуально (обязательно).

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

Защита проекта осуществляется на заседании специально организованной комиссии гимназии.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, оформленного текста проекта или исследования, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Лучшие проекты могут быть рекомендованы для представления на ежегодной гимназической научно-практической конференции, участия в открытых научно- практических конференциях различного уровня; могут быть изданы отдельным сборником или опубликованы в сборниках научно-практических конференций различного уровня.

 

Выбор темы и типа проекта

Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями общеобразовательных дисциплин. Обучающимся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта из представленных или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями предметных кафедр учителей и утверждается на научно-методическом совете гимназии. Перечень тем индивидуальных проектов ежегодно обновляется (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Тематика индивидуальных проектов доводится до сведения обучающихся в сентябре текущего учебного года. Одинаковые темы индивидуальных проектов могут выполнять несколько обучающихся, если круг рассматриваемых вопросов различен, что находит отражение в содержании проекта.

Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес учащегося к учебной дисциплине или конкретной теме, над которой он уже работали раньше. Основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора учащегося – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Первая ступень в процессе выполнения проекта – поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта. Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта.

Тема проекта определяет его тип и конечный продукт.

Итоговый индивидуальный проект учащихся может быть следующихтипов:

Практико-ориентированный, прикладной, направлен на решение практическихзадач.

Исследовательский проект, ориентирован на доказательство и опровержение какой-либогипотезы.

Информационный проект, его целью является сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Творческий проект ставит своей задачей привлечь интерес публики к проблеме проекта.

Игровой или ролевой проект представляет опыт участия в решении проблемыпроекта.

Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы, реже мероприятия, например, учебная экскурсия.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью. Результатом информационно-поискового проекта могут стать статьи, видео, публикации ит.д.

Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участника проекта. Проект направлен на решение какой- либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. Его результатом могут стать газеты, видеофильмы, звукозаписи, спектакли, программы действий, проекты закона, справочные материалы, раздаточные материалы по предмету, словари фразеологизмов, исторические атласы и т.п.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад и др.);

б) исследовательская работа;

в) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

г) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

д) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Примеры продуктов проектной деятельности:

- анализ данных социологического опроса;

- атлас,карта;

- видеофильм;

- выставка;

- газета,журнал;

- действующая фирма;

- законопроект;

- игра;

- коллекция;

- костюм;

- модель;

- мультимедийный продукт;

- стенды для оформления кабинета;

- постановка;

- праздник;

- прогноз;

- справочник;

- сравнительно-сопоставительныйанализ;

- учебноепособие;

- экскурсия и др.

Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению и защите проектов.

Основными функциями руководителя проекта являются:

- помощь в выборе темыпроекта;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуальногопроекта;

- оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых источниковинформации;

- контроль хода выполнения проекта.

Выбор темы индивидуального проекта закрепляется приказом директора гимназии.

После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося повыполнению.

Контроль за ходом выполнения индивидуальных проектов осуществляет заместитель директор по научно-методической работе, председатель методического объединения в соответствии с функциональными обязанностями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: