Фазы психодраматической сессии

Этап погружения в проблему протагониста следует офор­млять с помощью следующего ритуала. Один из участников группы заявляет о том, что он хотел бы быть протагонистом. Стул рядом с этим участником освобождается, и ведущий пси­ходрамы подсаживается к нему, выделяя его таким образом из других участников. Ведущий начинает его интервьюировать, то есть задавать уточняющие вопросы, помогая обозначить основную проблему протагониста.

Когда проблема сформулирована, протагонист и веду­щий встают. Круг участников раздвигается. Ведущий вместе с протагонистом ходят внутри круга, выбирают и начинают представлять себе тот психодраматический эпизод, с которым предстоит работать. Ведущий приспосабливает свой темп дви­жения к темпу протагониста, внутренне настраиваясь на его темп продвижения в ситуации. Это «второй ярус» сцены.

Когда эпизод выбран, круг раздвигается еще шире. Его центр фактически образует сцену, на которой протагонист начинает символически с помощью вспомогательных средств организовывать пространство психодраматического эпизода. Из участников группы протагонист выбирает «вспомогательных лиц» — персонажей его эпизода. Делается это так: протагонист встает сзади участника и кладет руки на его плечи, а затем от первого лица дает характеристику персонажа, роль которого он будет исполнять. Уже в момент такого «инструктажа» про­тагонист, во-первых, проявляет свое отношение к данному персонажу и, во-вторых, «примеряет» на себя его образ.

Мы уже говорили, что на персонажей, задействованных в психодраматическом эпизоде, протагонист проецирует свои личностные черты. Поэтому процесс введения участников в роль может оказаться источником осознания и изменения про­тагониста, а также — частично или полностью — получения им ответа на поставленный вопрос. Однако чаще всего назначение ролей разогрева лишь способствует пониманию и прояснению для участников и ведущего трудностей протагониста и глубже погружает его самого в проигрываемую ситуацию.

Чтобы точнее войти в образ, участники от имени персонажа могут задавать вопросы, например: «Как я отношусь к главно­му герою?» и т. д. Эти вопросы также заставляют протагониста задуматься и могут способствовать прояснению отношений со значимыми лицами. Ведущий в это время не только следит за соблюдением ритуала (это важно в начале работы), но и сам организует психодраматический процесс. Он задает уточняющие вопросы, предлагает эксперименты в инсценировании, обращает внимание протагониста и других участников группы на то, что они не замечают.

Далее следует собственно инсценирование выбранной ситу­ации. Это инсценирование может быть неоднократно повторено с незначительными изменениями и уточнениями ситуации. Так­же это может быть последовательная смена эпизодов, в которых протагонист поочередно становится участником или наблюда­телем. «Многократная инсценировка является особенно эффек­тивным способом упражнения в тех случаях, когда необходимо предоставить членам учебной группы максимум возможностей опробовать в конкретных ситуациях недавно усвоенные установ­ки и формы поведения... В тех случаях, когда упражнение должно привести, в первую очередь к более полному вчувствованию в переживания других, наиболее полезной процедурой оказывается единичная инсценировка» (Psychology, 1991, с. 58).

Важно при этом поддерживать инициативу как протаго­ниста, так и вспомогательных лиц. В этот момент причины затруднений могут быть уже очевидны для участников и ве­дущего, но не ясными для протагониста.

В психодраме существует ряд техник, способствующих осознанию собственного поведения как источника затруднений в отношениях или как инструмента разрешения трудностей: дублирование, обмен ролями и зеркало. Это три способа могут показать протагонисту неосознаваемые аспекты его экзистенциальной реальности. Все три способа основаны на социодинамических законах, описанных Я. Морено. Дубли­рование основано на эмпатии и позволяет пережить вместе с протагонистом его реальность и найти возможное решение проблемы. Техника обмена ролями предполагает присоедине­ние протагониста к позиции значимого человека, с которым, возможно, имеется скрытый или осознаваемый конфликт, и выявление в связи с этим неожиданных отличий в их пере­живаниях. Идентификационный катарсис расширяет горизонт восприятия протагонистом своих трудности в отношениях с другим. При использовании техники зеркала участник группы отражает невербальное поведение протагониста, ускользающее от его осознавания.

При неоднократном повторении все более вовлеченный в действие протагонист достигает кульминационного накала чувств. Он переживает одновременно и тупик — безвыходность ситуации — и необходимость ее разрешения. В результате этого может возникнуть инсайт как прозрение протагониста, пере­живание им творческого прорыва, позволяющего допустить в свою реальность новое восприятие и понимание.

Психодраматическая сессия завершается обратной свя­зью — участники обмениваются чувствами по поводу происхо­дившего. Обмен начинается с ролевой обратной связи — в ней чувствами делятся участники, исполняющие роли в психо­драматическом эпизоде; затем чувствами делятся участники, пережившие групповой и идентификационный катарсис. Участники, наблюдающие психодраматический эпизод и воспринимающие происходившее через призму своих чувств, отличных от чувств переживших групповой катарсис, пережи­вают обсервационный катарсис.

После перерыва или во время следующей сессии можно обсудить сам групповой процесс, то, как участники поняли происходившее. Такой вид обратной связи называется процесс-анализ. Он особенно необходим в учебных психодраматических группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: