Этап погружения в проблему протагониста следует оформлять с помощью следующего ритуала. Один из участников группы заявляет о том, что он хотел бы быть протагонистом. Стул рядом с этим участником освобождается, и ведущий психодрамы подсаживается к нему, выделяя его таким образом из других участников. Ведущий начинает его интервьюировать, то есть задавать уточняющие вопросы, помогая обозначить основную проблему протагониста.
Когда проблема сформулирована, протагонист и ведущий встают. Круг участников раздвигается. Ведущий вместе с протагонистом ходят внутри круга, выбирают и начинают представлять себе тот психодраматический эпизод, с которым предстоит работать. Ведущий приспосабливает свой темп движения к темпу протагониста, внутренне настраиваясь на его темп продвижения в ситуации. Это «второй ярус» сцены.
Когда эпизод выбран, круг раздвигается еще шире. Его центр фактически образует сцену, на которой протагонист начинает символически с помощью вспомогательных средств организовывать пространство психодраматического эпизода. Из участников группы протагонист выбирает «вспомогательных лиц» — персонажей его эпизода. Делается это так: протагонист встает сзади участника и кладет руки на его плечи, а затем от первого лица дает характеристику персонажа, роль которого он будет исполнять. Уже в момент такого «инструктажа» протагонист, во-первых, проявляет свое отношение к данному персонажу и, во-вторых, «примеряет» на себя его образ.
|
|
Мы уже говорили, что на персонажей, задействованных в психодраматическом эпизоде, протагонист проецирует свои личностные черты. Поэтому процесс введения участников в роль может оказаться источником осознания и изменения протагониста, а также — частично или полностью — получения им ответа на поставленный вопрос. Однако чаще всего назначение ролей разогрева лишь способствует пониманию и прояснению для участников и ведущего трудностей протагониста и глубже погружает его самого в проигрываемую ситуацию.
Чтобы точнее войти в образ, участники от имени персонажа могут задавать вопросы, например: «Как я отношусь к главному герою?» и т. д. Эти вопросы также заставляют протагониста задуматься и могут способствовать прояснению отношений со значимыми лицами. Ведущий в это время не только следит за соблюдением ритуала (это важно в начале работы), но и сам организует психодраматический процесс. Он задает уточняющие вопросы, предлагает эксперименты в инсценировании, обращает внимание протагониста и других участников группы на то, что они не замечают.
Далее следует собственно инсценирование выбранной ситуации. Это инсценирование может быть неоднократно повторено с незначительными изменениями и уточнениями ситуации. Также это может быть последовательная смена эпизодов, в которых протагонист поочередно становится участником или наблюдателем. «Многократная инсценировка является особенно эффективным способом упражнения в тех случаях, когда необходимо предоставить членам учебной группы максимум возможностей опробовать в конкретных ситуациях недавно усвоенные установки и формы поведения... В тех случаях, когда упражнение должно привести, в первую очередь к более полному вчувствованию в переживания других, наиболее полезной процедурой оказывается единичная инсценировка» (Psychology, 1991, с. 58).
|
|
Важно при этом поддерживать инициативу как протагониста, так и вспомогательных лиц. В этот момент причины затруднений могут быть уже очевидны для участников и ведущего, но не ясными для протагониста.
В психодраме существует ряд техник, способствующих осознанию собственного поведения как источника затруднений в отношениях или как инструмента разрешения трудностей: дублирование, обмен ролями и зеркало. Это три способа могут показать протагонисту неосознаваемые аспекты его экзистенциальной реальности. Все три способа основаны на социодинамических законах, описанных Я. Морено. Дублирование основано на эмпатии и позволяет пережить вместе с протагонистом его реальность и найти возможное решение проблемы. Техника обмена ролями предполагает присоединение протагониста к позиции значимого человека, с которым, возможно, имеется скрытый или осознаваемый конфликт, и выявление в связи с этим неожиданных отличий в их переживаниях. Идентификационный катарсис расширяет горизонт восприятия протагонистом своих трудности в отношениях с другим. При использовании техники зеркала участник группы отражает невербальное поведение протагониста, ускользающее от его осознавания.
При неоднократном повторении все более вовлеченный в действие протагонист достигает кульминационного накала чувств. Он переживает одновременно и тупик — безвыходность ситуации — и необходимость ее разрешения. В результате этого может возникнуть инсайт как прозрение протагониста, переживание им творческого прорыва, позволяющего допустить в свою реальность новое восприятие и понимание.
Психодраматическая сессия завершается обратной связью — участники обмениваются чувствами по поводу происходившего. Обмен начинается с ролевой обратной связи — в ней чувствами делятся участники, исполняющие роли в психодраматическом эпизоде; затем чувствами делятся участники, пережившие групповой и идентификационный катарсис. Участники, наблюдающие психодраматический эпизод и воспринимающие происходившее через призму своих чувств, отличных от чувств переживших групповой катарсис, переживают обсервационный катарсис.
После перерыва или во время следующей сессии можно обсудить сам групповой процесс, то, как участники поняли происходившее. Такой вид обратной связи называется процесс-анализ. Он особенно необходим в учебных психодраматических группах.