Часть 1.Образовательный процесс как взаимодействие

1. Установление взаимопонимания педагога и учащихся: сущность взаимопонимания.

2. Восприятие педагогами учащихся и возникновение первого впечатления о них. Изучение и понимание педагогом учащихся.

3. Особенности восприятия педагогов учащимися. Обеспечение педагогом понимания его учащимися. Сближение позиций педагога и учащихся.

4. Установление взаимопонимания педагога и учащихся.

5. Сотрудничество педагога с учащимися.

6. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную (или учебно-дисциплинарную) модель взаимодействия с детьми.

7. Толерантность и этапы общения как проявление профессионализма и культуры чувств.

8. Виды воздействий педагогов на учащихся:

· организующие, оценивающие, дисциплинирующие воздействия (Ильин Е.П.,2012);

· сближающие и разделяющие контакты (Казанская В.Г., 2003);

и формы: проявление внимания к учащемуся, просьбы и требования педагога, убеждение и внушение, разъяснение, принуждение, оценка действий и поступков учащихся, использование юмора, шутки и др.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте педагогическое взаимодействие. В чем проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и обучающего?

2. Образовательный процесс как взаимодействие. Основные линии взаимодействия.

3. Общение педагога с учащимися в процессе воспитания: воспитание как общение; восприятие и понимание педагогом (воспитателем) учащихся; понимание учащимися педагога (воспитателя).

4. Типизация учащихся педагогами.

5. Формы оценочной стимуляции учащихся.

6. Эффективное и неэффективное поощрение.

7. Особенности использования похвалы и наказаний в зависимости от контингента учащихся (сильные и слабые учащиеся, средне-сильные и средне-слабые школьники).

Задание. Законспектировать модели педагогического взаимодействия на с.160 (таблица 21).

 Источник: Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

Часть П.  Психология педагогического коллектива

Цель: рассмотреть условия создания здорового нравственно-психологического климата в педагогическом коллективе.

1. Нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе: уровни и их характеристика.

2. Межличностные отношения в педагогическом коллективе.

3. Стиль руководства коллективом. Лидерство в коллективе.

4. Конфликт как психолого-педагогическая категория. Конфликты в социально-педагогическом процессе.

5. Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися. Условия, способствующие возникновению конфликтов.

6. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.

7. Педагогическое управление конфликтом между учащимися.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины возникновения конфликтных педагогических ситуаций?

2. Как возрастные и индивидуальные особенности сторон конфликта влияют на его протекание?

3. Может ли педагогический конфликт быть продуктивным?

4. Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива.

Рекомендуемая литература:

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.

2. Виноградова Г.А. Нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе и его влияние на мастерство учителя. Ижевск, 1994.

3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1990.

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

5. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПБ.: Питер, 2012. – 640 с. (Серия «Мастера психологии»).

6. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. – 366с: ил. – (Серия «Краткий курс»). 

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

8. Козырев Г.А. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. – (гл.5)

9. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения //Вопросы психологии. – 1990.- № 2. – С.62-69.

10. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. М.: Просвещение, 1993.

11. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – (Серия «Мастера психологии»). – С.223-264.

12. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога//Вопросы психологии. – 1990.- № 2. – С.77-82.

13. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопросы психологии. - 1997.- № 1.- С.45-54.

14. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.

15. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 1998.

16. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 1999.- 186с.

Модуль III. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: