1. Установление взаимопонимания педагога и учащихся: сущность взаимопонимания.
2. Восприятие педагогами учащихся и возникновение первого впечатления о них. Изучение и понимание педагогом учащихся.
3. Особенности восприятия педагогов учащимися. Обеспечение педагогом понимания его учащимися. Сближение позиций педагога и учащихся.
4. Установление взаимопонимания педагога и учащихся.
5. Сотрудничество педагога с учащимися.
6. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную (или учебно-дисциплинарную) модель взаимодействия с детьми.
7. Толерантность и этапы общения как проявление профессионализма и культуры чувств.
8. Виды воздействий педагогов на учащихся:
· организующие, оценивающие, дисциплинирующие воздействия (Ильин Е.П.,2012);
· сближающие и разделяющие контакты (Казанская В.Г., 2003);
и формы: проявление внимания к учащемуся, просьбы и требования педагога, убеждение и внушение, разъяснение, принуждение, оценка действий и поступков учащихся, использование юмора, шутки и др.
|
|
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте педагогическое взаимодействие. В чем проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и обучающего?
2. Образовательный процесс как взаимодействие. Основные линии взаимодействия.
3. Общение педагога с учащимися в процессе воспитания: воспитание как общение; восприятие и понимание педагогом (воспитателем) учащихся; понимание учащимися педагога (воспитателя).
4. Типизация учащихся педагогами.
5. Формы оценочной стимуляции учащихся.
6. Эффективное и неэффективное поощрение.
7. Особенности использования похвалы и наказаний в зависимости от контингента учащихся (сильные и слабые учащиеся, средне-сильные и средне-слабые школьники).
Задание. Законспектировать модели педагогического взаимодействия на с.160 (таблица 21).
Источник: Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
Часть П. Психология педагогического коллектива
Цель: рассмотреть условия создания здорового нравственно-психологического климата в педагогическом коллективе.
1. Нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе: уровни и их характеристика.
2. Межличностные отношения в педагогическом коллективе.
3. Стиль руководства коллективом. Лидерство в коллективе.
4. Конфликт как психолого-педагогическая категория. Конфликты в социально-педагогическом процессе.
5. Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися. Условия, способствующие возникновению конфликтов.
6. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.
7. Педагогическое управление конфликтом между учащимися.
|
|
Контрольные вопросы
1. Каковы причины возникновения конфликтных педагогических ситуаций?
2. Как возрастные и индивидуальные особенности сторон конфликта влияют на его протекание?
3. Может ли педагогический конфликт быть продуктивным?
4. Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива.
Рекомендуемая литература:
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.
2. Виноградова Г.А. Нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе и его влияние на мастерство учителя. Ижевск, 1994.
3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1990.
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
5. Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПБ.: Питер, 2012. – 640 с. (Серия «Мастера психологии»).
6. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. – 366с: ил. – (Серия «Краткий курс»).
7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.
8. Козырев Г.А. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. – (гл.5)
9. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения //Вопросы психологии. – 1990.- № 2. – С.62-69.
10. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. М.: Просвещение, 1993.
11. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – (Серия «Мастера психологии»). – С.223-264.
12. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога//Вопросы психологии. – 1990.- № 2. – С.77-82.
13. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопросы психологии. - 1997.- № 1.- С.45-54.
14. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
15. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 1998.
16. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 1999.- 186с.
Модуль III. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ