Часть 1. Психологические основы воспитания

1. Основные закономерности развития личности;

2. Психологические механизмы формирования личности;

3. Общая характеристика психологических условий, обеспечивающих эффективность воспитательного воздействия.

4. Роль семьи в формировании личности ребенка. Особенности воспитания детей в неполной семье. Психологический анализ типичных ошибок семейного воспитания, их коррекция в деятельности учителя. Организация совместной деятельности учителя и родителей в процессе формирования личности школьника. 

5. Классификация стилей отношений в семье: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный (по В.М.Миниярову) и другие. Типы личности как результат воспитания и развития школьника (по В.М.Миниярову).

6. Самовоспитание как высшая форма саморегуляции действий и поведения ученика. Психологические аспекты воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию:

· психологические особенности развития самостоятельности;

· формирование эталона (идеала);

· самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования;

· этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников;

· возрастные особенности самовоспитания;

· типичные ошибки самовоспитания.

7. Воспитание положительного отношения к труду.

8. Методы диагностики результатов воспитания.

Часть П. Проблемы психологии воспитания в разные возрастные периоды

1. Значение психологических знаний для построения теории воспитания.

2. Значение воспитания в младенческом и раннем возрасте.

3. Развитие социально важных качеств личности у детей. Нравственное воспитание. Психолого-педагогические условия формирования нравственности.

4. Диагностика воспитанности и нравственных качеств. Критерии воспитанности.

 

Часть Ш. Психологические особенности «трудных» детей и подростков

1. Определение понятия «трудные дети». Социальная ситуация развития «трудных» детей. Типизация «трудных» детей.

2. Основные причины появления «трудных» детей и подростков.

3. Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних. Нарушения социализации.

4. Агрессивность и агрессивное поведение подростка.

5. «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера.

6. Учет индивидуально-психологических особенностей при работе с «трудными».

Часть 1У. Проблема индивидуального подхода

Цель:  уяснить понятие, принципы организации индивидуального подхода, психологические основы индивидуального подхода к ученику.

1. Понятие индивидуального подхода (в истории психологической и педагогической науки).

2. Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе и его реализация:

· в обучении и воспитании одаренных детей;

· в обучении слабоуспевающих школьников;

· в обучении и воспитании учащихся «группы риска»,

· к неуспевающим детям. Проблема нежелания учиться.

Контрольные вопросы:

1. Воспитание как основной процесс формирования личности.

2. Основные цели и механизмы воспитания.

3. Основные институты воспитания личности и их сравнительное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: