1. Основные закономерности развития личности;
2. Психологические механизмы формирования личности;
3. Общая характеристика психологических условий, обеспечивающих эффективность воспитательного воздействия.
4. Роль семьи в формировании личности ребенка. Особенности воспитания детей в неполной семье. Психологический анализ типичных ошибок семейного воспитания, их коррекция в деятельности учителя. Организация совместной деятельности учителя и родителей в процессе формирования личности школьника.
5. Классификация стилей отношений в семье: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный (по В.М.Миниярову) и другие. Типы личности как результат воспитания и развития школьника (по В.М.Миниярову).
6. Самовоспитание как высшая форма саморегуляции действий и поведения ученика. Психологические аспекты воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию:
· психологические особенности развития самостоятельности;
· формирование эталона (идеала);
· самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования;
· этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников;
· возрастные особенности самовоспитания;
· типичные ошибки самовоспитания.
7. Воспитание положительного отношения к труду.
8. Методы диагностики результатов воспитания.
Часть П. Проблемы психологии воспитания в разные возрастные периоды
1. Значение психологических знаний для построения теории воспитания.
2. Значение воспитания в младенческом и раннем возрасте.
3. Развитие социально важных качеств личности у детей. Нравственное воспитание. Психолого-педагогические условия формирования нравственности.
4. Диагностика воспитанности и нравственных качеств. Критерии воспитанности.
Часть Ш. Психологические особенности «трудных» детей и подростков
1. Определение понятия «трудные дети». Социальная ситуация развития «трудных» детей. Типизация «трудных» детей.
2. Основные причины появления «трудных» детей и подростков.
3. Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних. Нарушения социализации.
4. Агрессивность и агрессивное поведение подростка.
5. «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера.
6. Учет индивидуально-психологических особенностей при работе с «трудными».
Часть 1У. Проблема индивидуального подхода
Цель: уяснить понятие, принципы организации индивидуального подхода, психологические основы индивидуального подхода к ученику.
1. Понятие индивидуального подхода (в истории психологической и педагогической науки).
2. Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе и его реализация:
· в обучении и воспитании одаренных детей;
· в обучении слабоуспевающих школьников;
· в обучении и воспитании учащихся «группы риска»,
· к неуспевающим детям. Проблема нежелания учиться.
Контрольные вопросы:
1. Воспитание как основной процесс формирования личности.
2. Основные цели и механизмы воспитания.
3. Основные институты воспитания личности и их сравнительное значение.