Тема 1. Основные психологические теории психологии обучения

Цель:  рассмотреть основные проблемы психологии обучения, современные теории психологии обучения; проанализировать и соотнести специфические особенности и механизмы протекания и взаимодействия психических процессов в учебной деятельности школьника.

Часть 1. Психология учения

1. Предмет современной психологии обучения.

2. Научение, виды научения, их сущность. Уровни научения. Научение в младенческом, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.

3. Психология учения как специфическая форма деятельности человека:

·  определение понятия «учение»,

· предпосылки учения,

· теории учения,

· личностные условия учения.

Часть П. Психологические основы обучения

1. Общее понятие об обучении. Цели и задачи обучения. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения..

2. Проблема соотношения умственного развития и обучения. Л.С.Выготский о зонах актуального и ближайшего развития.

3. Теории обучения:

· ассоциативная теория

· бихевиористская теория (Э.Торндайк), необихевиоризм (Э.Толмен, А.Халл, Б.Скиннер)

· гештальтпсихология (К.Коффка).

4. Теоретические подходы к обучению:

· когнитивный подход;

· деятельностный подход;

· личностно-деятельностный (личностно-ориентированный) подход;

· структурно-функциональный подход;

· индивидуализированный и дифференцированный подходы в обучении.

5. Технологии обучения:

· традиционное обучение.;

· программированное обучение;

· проблемное обучение;

· поэтапное формирование умственных действий П.Я.Гальперина;

· знаково-контекстное обучение;

· развивающее обучение;

· когнитивное обучение.

Контрольные вопросы:

1.В чем суть различных направлений обучения?

1. 2. Что такое ориентировочная основа умственного действия? Назовите виды ориентировок в процессе формирования умственных действий.

2. Существуют ли психологические основания для разнополого обучения?

3. Чем обусловлена необходимость дифференцированного подхода к учащимся?

Задание 1. Заполнить сравнительную таблицу 3 «Основные концепции обучения»

Таблица 3

Основные концепции обучения

Критерии сравнительного анализа Программированное обучение Проблемное обучение Теория содержательного обобщения Концепция развивающего обучения
Методологическая основа        
Авторы концепции        
Основные идеи        
Сильные стороны данного подхода (достоинства)        
Ограничения данного подхода (недостатки)        

Рекомендуемая литература:

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 416 с.

Задание 2. Законспектировать категории учебных целей в когнитивной области и в аффективной области (по Б.Блуму) – таблицы 7 и 8 на с.64-68.

Источник: Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

Часть Ш. Психология учебной деятельности

1.Теории учебной деятельности. Различие деятельности и учения.

2. Структура учебной деятельности: подготовительный этап, этап усвоения знаний, этап ожидания результатов деятельности. Психологические закономерности усвоения учащимися учебного материала. Самостоятельная работа как учебная деятельность.

3. Ученик (студент) как субъект учебной деятельности.

4. Мотивы и мотивация учебной деятельности. Мотивы поступления в школу.

5. Умственное развитие и обучаемость. Показатели умственного развития. Обученность, уровни обученности. Обучаемость и успеваемость.

6. Типология неуспевающих учеников:

· низкая обучаемость и положительное отношение к школе;

· высокое качество мыслительной деятельности и отрицательное отношение к школе;

· низкая обучаемость и отрицательное отношение к школе.

7.Способные и одаренные дети как результат обучения и развития. Трудности в учении одаренных школьников. Псевдоодаренность.

Контрольные вопросы:

4. Какие функции выполняет учебная деятельность в обучении?

5. Какие мотивы называются внутренними и внешними?

6. Почему необходимо формировать мотивацию к учению?

7. Какая из мотивационных ориентаций (на процесс, результат, награду, избегание) выявляет большую устойчивость мотивации?

8. Какие потребности из мотивационного треугольника А. Маслоу могут быть связаны с успешной учебной деятельностью?

9. Почему нельзя учить детей на отрицательной мотивации?

10. Какими приемами можно обеспечить положительную мотивацию?

11. Как проявляется низкий уровень мотивации у учащихся?

12. По каким признакам можно судить о степени обучаемости ученика?

13. Дайте характеристику типов неуспевающих учеников. Каковы причины неуспеваемости?

Предложите свои методы преодоления каждого типа неуспеваемости.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Психологические проблемы перехода детей из детского сада в начальную школу.

2. Основные компоненты готовности к школьному обучению.

3. Школьная дезадаптация.

4. Дидактогении.

5. Психологические проблемы перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

6. Психологические причины лени и лености учащихся.

7. Стили учебной деятельности.

8. Пол и успеваемость учащихся

Задание.

Законспектировать: С. 57-59. Анализ зон психического развития. С.71-72. Классификация мотивов учения.

См .: Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

2. Составить диагностическое портфолио (подобрать комплекс методик) к вопросу 4. Мотивы и мотивация учебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: