Цель: рассмотреть основные проблемы психологии обучения, современные теории психологии обучения; проанализировать и соотнести специфические особенности и механизмы протекания и взаимодействия психических процессов в учебной деятельности школьника.
Часть 1. Психология учения
1. Предмет современной психологии обучения.
2. Научение, виды научения, их сущность. Уровни научения. Научение в младенческом, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
3. Психология учения как специфическая форма деятельности человека:
· определение понятия «учение»,
· предпосылки учения,
· теории учения,
· личностные условия учения.
Часть П. Психологические основы обучения
1. Общее понятие об обучении. Цели и задачи обучения. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения..
2. Проблема соотношения умственного развития и обучения. Л.С.Выготский о зонах актуального и ближайшего развития.
3. Теории обучения:
· ассоциативная теория
· бихевиористская теория (Э.Торндайк), необихевиоризм (Э.Толмен, А.Халл, Б.Скиннер)
· гештальтпсихология (К.Коффка).
4. Теоретические подходы к обучению:
· когнитивный подход;
· деятельностный подход;
· личностно-деятельностный (личностно-ориентированный) подход;
· структурно-функциональный подход;
· индивидуализированный и дифференцированный подходы в обучении.
5. Технологии обучения:
· традиционное обучение.;
· программированное обучение;
· проблемное обучение;
· поэтапное формирование умственных действий П.Я.Гальперина;
· знаково-контекстное обучение;
· развивающее обучение;
· когнитивное обучение.
Контрольные вопросы:
1.В чем суть различных направлений обучения?
1. 2. Что такое ориентировочная основа умственного действия? Назовите виды ориентировок в процессе формирования умственных действий.
2. Существуют ли психологические основания для разнополого обучения?
3. Чем обусловлена необходимость дифференцированного подхода к учащимся?
Задание 1. Заполнить сравнительную таблицу 3 «Основные концепции обучения»
Таблица 3
Основные концепции обучения
Критерии сравнительного анализа | Программированное обучение | Проблемное обучение | Теория содержательного обобщения | Концепция развивающего обучения |
Методологическая основа | ||||
Авторы концепции | ||||
Основные идеи | ||||
Сильные стороны данного подхода (достоинства) | ||||
Ограничения данного подхода (недостатки) |
Рекомендуемая литература:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 416 с.
Задание 2. Законспектировать категории учебных целей в когнитивной области и в аффективной области (по Б.Блуму) – таблицы 7 и 8 на с.64-68.
Источник: Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
Часть Ш. Психология учебной деятельности
1.Теории учебной деятельности. Различие деятельности и учения.
2. Структура учебной деятельности: подготовительный этап, этап усвоения знаний, этап ожидания результатов деятельности. Психологические закономерности усвоения учащимися учебного материала. Самостоятельная работа как учебная деятельность.
3. Ученик (студент) как субъект учебной деятельности.
4. Мотивы и мотивация учебной деятельности. Мотивы поступления в школу.
5. Умственное развитие и обучаемость. Показатели умственного развития. Обученность, уровни обученности. Обучаемость и успеваемость.
6. Типология неуспевающих учеников:
· низкая обучаемость и положительное отношение к школе;
· высокое качество мыслительной деятельности и отрицательное отношение к школе;
· низкая обучаемость и отрицательное отношение к школе.
7.Способные и одаренные дети как результат обучения и развития. Трудности в учении одаренных школьников. Псевдоодаренность.
Контрольные вопросы:
4. Какие функции выполняет учебная деятельность в обучении?
5. Какие мотивы называются внутренними и внешними?
6. Почему необходимо формировать мотивацию к учению?
7. Какая из мотивационных ориентаций (на процесс, результат, награду, избегание) выявляет большую устойчивость мотивации?
8. Какие потребности из мотивационного треугольника А. Маслоу могут быть связаны с успешной учебной деятельностью?
9. Почему нельзя учить детей на отрицательной мотивации?
10. Какими приемами можно обеспечить положительную мотивацию?
11. Как проявляется низкий уровень мотивации у учащихся?
12. По каким признакам можно судить о степени обучаемости ученика?
13. Дайте характеристику типов неуспевающих учеников. Каковы причины неуспеваемости?
Предложите свои методы преодоления каждого типа неуспеваемости.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Психологические проблемы перехода детей из детского сада в начальную школу.
2. Основные компоненты готовности к школьному обучению.
3. Школьная дезадаптация.
4. Дидактогении.
5. Психологические проблемы перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
6. Психологические причины лени и лености учащихся.
7. Стили учебной деятельности.
8. Пол и успеваемость учащихся
Задание.
Законспектировать: С. 57-59. Анализ зон психического развития. С.71-72. Классификация мотивов учения.
См .: Молодцова М.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
2. Составить диагностическое портфолио (подобрать комплекс методик) к вопросу 4. Мотивы и мотивация учебной деятельности.