1. Познавательная активность как основа учения детей. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.
2. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения. Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке.
3. Внимание как интериоризированная деятельность контроля. Способы поддержания устойчивого внимания на уроке. Невнимательность учащихся, ее причины и последствия.
4. Память и ее развитие в структуре учения. Память и мышление. Основные приемы и закономерности осмысленного запоминания материала.
5. Мышление как центральное звено процесса учения. Мышление как организованная деятельность и этапы ее протекания. Мышление как творчество.
6. Речь и общение в деятельности мышления. Речь как материальная основа и орудие мыслительной деятельности.
7. Эмоции и воля в структуре деятельности учения. Основные психологические проблемы формирования воли. Сущность и проявления аффективного поведения учащихся. Феноменология эмотивного поведения учащихся, ее минимизация и предотвращение в учебной деятельности.
|
|
Рекомендуемая литература:
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону,1999.
3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд.центр «Академия», 1998.
4. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2003.
5. Занков Л.В. Влияние обучения на развитие //Народное образование.-1996.- №4.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
7. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. – 366с: ил. – (Серия «Краткий курс»).
8. Карпов Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития //Вестник Московского университета. - 1990.- № 2. – С.3-16. - (Серия 14. Психология).
9. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы /Под ред. Т.Галкиной, Э.Лоарера: Пер. с франц М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.
10. Маркова А.К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования. //Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой. М.: Педагогика, 1982.
11. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
12. Минияров В.М. Педагогическая психология: учебное пособие /В.М.Минияров. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 288с.
13. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
14. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с.
|
|
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Тема 2. Психология педагогической оценки
Цель: рассмотреть понятия «оценка», «отметка», средства стимулирования обучения и воспитания, условия эффективности педагогической оценки.
Вопросы к собеседованию:
1. Психологическая ситуация и оценка на уроке.
2. Средства стимулирования обучения и воспитания. Педагогическая оценка как средство стимулирования.
3. Условия эффективности педагогической оценки.
4. Возрастные особенности и педагогическая оценка.
5. Оценка и отметка, их значение в психическом развитии ребенка. Отметка и ее психологическое воздействие.
6. Психологический анализ урок.
Рекомендуемая литература:
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избр.психол.труды. М., 1980. Т.2.- С.128-268.
2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд.центр «Академия», 1998.
3. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. – 366с: ил. – (Серия «Краткий курс»). Законспектировать:
· с.128-135 (психологический анализ урока);
· с.140-141 (карта эффективности урока);
· с.142-143 (общие рекомендации для психологического анализа урока).
4. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д.Щадрикова. М.: Просвещение, 1990.
Модуль IV. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Тема 1. Психологические концепции воспитания личности
Цель: рассмотреть основные проблемы психологии воспитания.
1. Предмет и задачи психологии воспитания. Психологическая сущность воспитания:
· воспитание как изменение личности, как изменение сознания;
· соотношение знания и сознания, обучения и воспитания;
· проблема воспитывающего обучения;
· организация ведущих типов деятельности как средство целенаправленного влияния на формирование личности на разных возрастных этапах;
· формирование установок толерантного сознания;
· формирование личностной автономии и способности к самостоятельному выбору.
2. Психологическая характеристика моделей, методов, стилей и феноменов воспитания:
2.1.Модели воспитания:
· представления о воспитании в Новое (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо) и Новейшее время (Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко),
· современные модели воспитания (технократическая, гуманистическая, японская, российская, модель духовного воспитания).
2.2.Методы воспитания.
2.3.Стили воспитания (патогенный, нормативный, потворствующий, игнорирующий и соревновательный); авторитарный, демократический и попустительский стили.
2.4.Феномены воспитания:
· феномен «выученной беспомощности»;
· феномен запрограммированного сознания;
· феномен психологической уязвимости.
3. Психологические концепции воспитания личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, З.Фрейд, К.Роджерс, Э.Эриксон, Л.Колберг, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко и др.).
4.Психическое здоровье как результат воспитания. Психические травмы детей в процессе воспитания.
Тема 2. Воспитание и развитие личности