Предоставляется длительный отпуск на год не реже одного раза за 10 лет непрерывной педагогической деятельности (см. ст. 335 ТКРФ)

Отметим, что общей для всех категорий работников, которым полагаются различные виды творческого отпуска, будет гарантия сохранения за ними на весь этот период рабочего места (должности).

Далее приведем текст ст. 256 ТК РФ, регламентирующей предоставление отпусков по уходу за ребенком[29].

«По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости)».

По заявлению работника ему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам. Сроки и продолжительность такого перерыва в работе согласовывается с руководителем.

Работающим пенсионерам по старости отпуск без сохранения дохода предоставляется безоговорочно максимальной продолжительностью до двух недель (14 календарных дней, ст. 128 ТК РФ).

Резюмируя все сказанное в данном параграфе, заключим, что одним из наиболее важных условий труда является установление рабочего времени, т. е. времени, в течение которого работник должен выполнять возложенные на него обязанности. Однако не менее важно и время отдыха, то есть того отрезка времени, в течение которого работник свободен от выполнения своих трудовых обязанностей. При этом характер отдыха должен быть противоположным содержанию труда. Еще раз перечислим основные виды отдыха (рис. 3.8).

 

  Виды времени отдыха

 

 
Перерывы в течение рабочего дня (для приема пищи и личных нужд)

 

  Ежедневный отдых – время после работы, между сменами

S /gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAAoaSiIWAgAAKwQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhABLyNHTgAAAACwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAcAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYA AAAABAAEAPMAAAB9BQAAAAA= " adj="127" strokecolor="black [3040]"/>

  Еженедельный отдых – выходные дни (количество зависит от продолжительности рабочей недели)

 

  Нерабочие праздничные дни

 

  Ежегодные отпуска

Рис. 3.8. Виды времени отдыха

Подчеркнем, что отпуск необходим для сохранения здоровья, обеспечения высокой работоспособности и трудового долголетия.

Работоспособность и ее зависимость от режима

Труда и отдыха

Эффективность внедряемых режимов труда и отдыха зависит от того, насколько правильно учитываются закономерности суточной динамики протекания биологических процессов в организме человека.

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени[30].

Работоспособность человека колеблется в течение рабочего дня, ее изменение во времени называют динамикой работоспособности.

Работоспособность имеет следующие уровни: 

– актуальный (актуализированный) – относится к повседневной трудовой деятельности с выполнением требований определенной профессии;

– резервный – способность работать в условиях, требующих предельной мобилизации всех физических и духовных сил (естественно, что человек в таких условиях не может работать не только постоянно, но и какое-либо длительное время).

Работоспособность и ее уровни зависят от внешних условий деятельности (внешние факторы) и психофизиологических ресурсов индивида (внутренние факторы). Внешние, определяющие специфику деятельности, – это интенсивность, длительность, сложность выполняемой работы. К внутренним факторам относятся индивидуальные психофизиологические особенности человека, его функциональное состояние, а также опыт и квалификация (рис. 3.9).

Оценивается работоспособность по двум группам показателей:

– производительность труда (количество выпущенной продукции, наличие брака, сбоев, снижение темпа работы и др.);

– показатели психофизиологических систем и психики человека.

В цикле суточных колебаний работоспособности можно выделить несколько стадий (или фаз): 1) врабатывания; 2) оптимального выполнения деятельности; 3) утомления; 4) конечного порыва (при высокой мотивации; возрастание продуктивности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения)[31] (рис. 3.10). Кратко охарактеризуем каждую.

Фаза мобилизации (нарастающей работоспособности). Человек мобилизуется, чтобы начать работу: включаются все системы организма, происходит активизация функции долговременной и оперативной памяти, мыслительное «проигрывание» разрешения наиболее вероятных проблемных ситуаций, возникающих вначале работы, планирование тактики и стратегии поведения. Эта фаза может длиться от нескольких минут до 1,5 часов. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций человека от предшествующего вида его деятельности к производственной.

Для фазы компенсации (устойчивой высокой работоспособности) характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Уровень работы различных систем организма оптимален. В этой фазе достигается сбалансированное соотношение между энергетическими затратами и восстановительными процессами. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий).

 

Факторы, влияющие на работоспособность

 

S /gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAORFPHkYAgAAKgQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAJNwTMneAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAcgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYA AAAABAAEAPMAAAB9BQAAAAA= " adj="22070" strokecolor="black [3040]"/>

       
Объективные (внешние)   Субъективные (внутренние)  

 

       
Материальные условия (оборудование и оснащение рабочего места)   Физические показатели (состояние здоровья, физические возможности)  
         
  Состояние производственной среды   Профессиональные возможности (образование, опыт, степень мотивации)  
         
  Режим труда и отдыха   Интеллектуальные возможности  
         
  Организация производственного процесса   Нервно-психическая устойчивость  
         
  Форма оценки труда и его стимулирование   Личностные качества (особенности характера, интересы и др.)  
         
  Социально-экономические условия (бытовое и медицинское обслуживание, социальная структура производственного коллектива и «психологический климат» в нем и др.)      

 

Рис. 3.9. Факторы, влияющие на работоспособность человека

 

Эффективность труда в этот период наибольшая. В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2–2,5 и более часов. Чем выше квалификация работника, тем дольше продолжается этот период.

 

 

Фазы работоспособности

 

 

 

 

Утомление

I. Фаза врабатываемости (период нарастающей работоспособности)

 

III. Фаза декомпенсации –

ухудшение функционального

состояния организма

 

 

 

 

 

II. Фаза компенсации (оптимальной работоспособности)

 

IV. Фаза субкомпенсации

(фаза срыва) – период

прогрессивного снижения

работоспособности

 

 

 

 

 

V. Фаза восстановления физиологических и психологических

ресурсов организма

 
             

 

Рис. 3.10. Суточные фазы работоспособности человека

 

На фазе декомпенсации  уровень резервной работоспособности перестает соответствовать основным требованиям деятельности. Период развития утомления характеризуется ухудшением функционального состояния организма и снижением технико-экономических показателей его трудовой деятельности и длится от нескольких минут до 1–1,5 часов.

Фаза конечного порыва возникает, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или в фазе субкомпенсации. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, притуплением чувства усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее социальные и материальные стимулы, тем более выражена фаза конечного порыва, изменяющая естественную динамику работоспособности, вызванную ростом утомления. При продолжении работы происходит истощение вспомогательных энергетических резервов и развивается фаза срыва, которая характеризуется значительным расстройством регулирующих механизмов резервного уровня работоспособности. Возникает неадекватность реакции организма и психики на сигналы внешней среды. Наступает резкое падение работоспособности, вплоть до невозможности продолжения работы. Нарушение работы вегетативных функций и внутренних органов может привести к обморочному состоянию и срыву адаптационных механизмов. Организм человека приходит в состояние переутомления и требует длительного отдыха или даже лечения[32].

Как видим, изменение психологических функций человека играет решающую роль для определения работоспособности. В период врабатываемости происходит активизация большинства показателей работоспособности, затем их активизация и стабилизация и последующее снижение работоспособности вследствие утомления[33].

Кроме суточных выделяют еще недельные фазы работоспособности:

– первая – фаза врабатываемости (понедельник);

– вторая – фаза устойчивой работоспособности – вторник, среда, четверг;

– третья – фаза спада работоспособности – пятница, суббота.

Динамика недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.

В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается.

Единство психических и физических реакций работника в результате его загруженности определяет напряжение, которое следует рассматривать как нормальный биологических процесс, связанный с активностью человека. Определение степени напряжения необходимо для поддержания нормального функционирования организма. Однако если возникшее утомление после напряженной работы – это естественное состояние организма,
то переутомление, развивающееся при хроническом утомлении – это уже болезнь.

Таким образом, работоспособность человека обусловлена его способностью к мобилизации и накоплению энергетических резервов организма и психики человека. Предел работоспособности – величина переменная. Она зависит от многих факторов:

- типа нервной системы;

- общего здоровья;

- квалификации;

- мотивации;

- соотношения труда и отдыха;

- условий рабочей среды и пр. (рис. 3.11).

Связанное с утомлением психофизиологическое состояние называют усталостью, которая является следствием напряжения в процессе деятельности как физического (мышечного), так и нервно-психического.  Оценить напряженность труда можно по таким критериям, как темп и ритм работы.

Темп работы – один из факторов, определяющих ее напряженность. Он характеризуется количеством движений работника в единицу времени, обусловленных характером этой работы.

Ритм – это равномерное чередование действий во времени и пространстве. При ритмичной работе у работника формируется рефлексное время, благодаря которому движения автоматизируются, мозг освобождается от непрерывной нагрузки и напряжения, самочувствие улучшается, утомляемость снижается.

 Нарушение ритма трудовой деятельности вызывает излишнее напряжение нервной системы, органов жизнеобеспечения и как следствие – ранее утомление.

Предупреждению утомления способствует переключение с одного вида деятельности на другой. Например, чередование умственного и физического труда предохраняет центральную нервную систему от истощения и повышает ее функциональность.

Снижение работоспособности
Физическая усталость
Психическая усталость
Общая усталость
Местная усталость
Мотива- ционная усталость
Информационная усталость
Недостаточное питание
Недостаток кислорода
Слабая освещенность
Недостаточное кровообращение
Ощущение скуки
Уход в себя
Снижение способности к восприятию
Ослабление памяти

 

 




Рис. 3.11. Виды и причины снижения работоспособности

 

Таким образом, динамика работоспособности человека является научной основой для разработки рационального режима труда и отдыха.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте факторы формирования условий труда.

2. Каким образом факторы трудового процесса могут оказывать влияние на функциональное состояние работника?

3. Выделите классы гигиенической классификации условий труда.

4. Выделите классы в соответствии с категорией тяжести работ.

5. Назовите документы, регламентирующие санитарно-гигиенические условия труда на предприятии.

6. Определите назначение режима труда и отдыха.

7. На основании каких документов устанавливается продолжительность ежедневной работы (смены)?

8. Какие виды режимов труда и отдыха работников применяются на предприятии?

9. В чем заключается содержание внутрисменного режима труда и отдыха?

10. Перечислите разновидности оплачиваемых и неоплачиваемых отпусков.

11. Какой документ необходим для оформления ежегодного оплачиваемого отпуска?

12. Каковы составляющие эффективной работы на предприятии?

13. Перечислите факторы, влияющие на работоспособность человека.

14. Выделите фазы работоспособности человека.

15. Каким образом динамика работоспособности человека определяет рациональное распределение режима труда и отдыха?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: