1)
2)
3)
Приемы творческого воображения:
1) Аглютинация –
2) Аналогия –
3) Акцентирование –
4) Преувеличение –
5) Типизация –
Внимание - направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость.
Направленность –
Сосредоточенность –
Свойства внимания:
1) объем внимания –
2) распределение внимания –
3) концентрация внимания –
4) устойчивость внимания –
5) переключение –
Виды внимания:
1. Непроизвольное внимание –
2. Произвольное внимание –
3. Послепроизвольное внимание –
Практическая часть.
Выполните следующие методики
1. Методику «Оперативная память».
2. Тест Липпмана «Логические закономерности».
3. Тест «Художник – Мыслитель».
4. Методика «Интеллектуальная лабильность».
Индивидуальное задание
Подготовьте работу на тему: «Развитие основных психических процессов», в которой представьте способы формирования основных психических процессов. Это могут быть модели, упражнения, практические рекомендации.
|
|
Рекомендуемая литература.
1. Ильин. Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Издаельство «Питер», 2000. – 512 с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. – 583 с.
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: "БАХАРАХ-М", 2001. - 672 с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., -Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 672с.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. -М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы психологии. -688 с.
6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И.Рогов. -М.: ВЛАДОС, 2000. 448 с.
7. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
8. Основы психологии. Практикум/ Рел.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576с.
Практическое занятие №7-8
ТЕМА: Индивидуально-типологическая сфера личности.
ЦЕЛЬ: Углубить теоретические знания по теме, освоить методики диагностики индивидуально-типологических особенностей личности
Основные понятия темы:
Индивидуально-типологические особенности личности; темперамент; тип ВНД; сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов; экстраверсия; интроверсия; характер; структура и типы характера; акцентуация; моральные и волевые черты характера; способности; структура способностей; задатки.
План занятия:
1. Общее понятие о темпераменте.
2. Свойства темперамента, типы темперамента
3. Понятие о характере и его структуре.
4. Типы характера и его акцентуации.
5. Понятие о способностях и их структуре.
Ход занятия
|
|
1. Вопросы для самоподготовки:
1. Что такое темперамент?
2. Объясните что такое экстраверсия и интроверсия?
3. Что такое тип нервной системы?
4. Опишите основные свойства нервной системы такие как: с ила нервных процессов, уравновешенность, подвижность.
5. Как соотносятся тип высшей нервной деятельности (тип ВНД) и темперамент.
6. Какие виды деятельности вы рекомендуете выполнять интроверту, а какие экстраверту?
7. Что такое характер?
8. Какие вам известны классификации и виды черт характера?
9. Опишите свойства характера.
10.Что такое «акцентуация характера»? Какие виды акцентуаций характера вам известны?Что такое индивидуальный стиль деятельности.
11.Что такое способности?
12.Назовите виды и уровни способностей.
Практическая часть.
Выполните следующие методики
1. Методику на определение темперамента Айзенка.
2. Методику «Формула темперамента» (А. Белов).
3. Методику Шмишека «Акцентуации характера».
Индивидуальное задание
Опишите особенности поведения людей с разными темпераментами, занятых в вашей профессии. Какой тип темперамента больше подходит для вашей будущей профессии?
Рекомендуемая литература.
1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: "БАХАРАХ-М", 2001. - 672 с.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., -Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 672с.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. -М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы психологии. -688 с.
4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И.Рогов. -М.: ВЛАДОС, 2000. 448 с.
5. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
6. Основы психологии. Практикум/ Рел.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576с.
Практическое занятие №9
ТЕМА: Эмоционально-волевая сфера личности.
ЦЕЛЬ: Углубить теоретические знания по теме, освоить методики диагностики особенностей эмоционально-волевой сферы личности.
Основные понятия темы:
Эмоции, чувства, стенические эмоции, астенические эмоции, эмоциональные черты человека, функции эмоций, виды эмоций, строение эмоциональной сферы, чувства, формы переживания чувств, функции и виды чувств.
План занятия
1. Теоретические основы чувств и эмоций.
2. Функции эмоций.
3. Виды эмоций.
4. Строение эмоциональной сферы.
5. Чувства.
Ход занятия:
Задание: заполните нижеприведенную рабочую тетрадь.
Чувства и эмоции зависят от:
Источником эмоций и чувств служат:
Эмоции –
Виды эмоций:
1. Стенические эмоции -
2. Астенические эмоции -
Виды эмоций по Додонову:
1. Альтруистические –
2. Коммуникативные –
3. Глорические –
4. Праксические –
5. Пугнические –
6. Романтические –
7. Гностические –
8. Гедонистические –
9. Акизитивные –
Фундаментальные эмоции по К.Е.Изарду:
1. Интерес-волнение –
2. Радость –
3. Горе-страдание –
4. Гнев –
5. Отвращение –
6. Презрение –
7. Страх –
8. Удивление –
9. Стыд –
10. Вина –
Интеллектуальные эмоции по О.К.Тихомирову
1. Сомнение –
2. Уверенность –
3. Догадка –
4. Удивление –
5. Удовольствие –
Основные эмоциональные черты человека:
1. Тревожность –
2. Депрессия –
3. Любовь –
4. Враждебность –
Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
Чувства - это более устойчивое и продолжительное психическое явление, имеющее отчетливо выраженный предметный характер.
Функции:
1. Сигнальная –
2. Регулирующая –
В зависимости от направленности чувства делятся на:
|
|
1. Моральные –
2. Интеллектуальные –
3. Эстетические –
4. Практические –
Формы переживания чувств:
Настроение –
Аффект –
Стрессовое состояние –
Воля –
Непроизвольные действия –
Произвольные действия –
Структура волевого действия –
Практическая часть.
Выполните следующие методики:
1. Тест-анкету «Эмоциональная направленность».
2. Методику диагностики помех в установлении эмоциональных контактов.