Индивидуальное задание
Подготовьте работу на тему: «Методы профилактики и работы со стрессом», в которой представьте упражнения на коррекцию эмоциональных и стрессовых состояний. Материал подготовьте настолько качественно, чтобы вы могли с ним выступить перед людьми, нуждающимися в такой помощи.
Рекомендуемая литература.
1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: "БАХАРАХ-М", 2001. - 672 с.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., -Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 672с.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. -М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы психологии. -688 с.
4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И.Рогов. -М.: ВЛАДОС, 2000. 448 с.
5. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
6. Основы психологии. Практикум/ Рел.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576с.
Практическое занятие №10-11
ТЕМА: Психология общения
ЦЕЛЬ: Углубить теоретические знания по теме, освоить методики диагностики особенностей делового взаимодействия.
Основные понятия темы:
Общение, интерактивная сторона общения, перцептивная сторона общения, коммуникативная сторона общения, виды общения, этапы общения, средства общения, приемы психологического ухаживания, техники активного слушания.
Ход занятия:
Задание: заполните нижеприведенную рабочую тетрадь.
Изучите приведенный в рабочей тетради теоретический материал по теме.
Психология общения — один из важнейших вопросов психологии.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Субъектами общения являются живые существа, люди.
Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:
1. Передача от человека к человеку информации.
2. Восприятие партнерами по общению друг друга.
3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.
4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.
5. Взаимодействие партнеров друг с другом.
6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.
Стиль общения. Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.
К наиболее распространенным стилям общения относятся:
В большей мере в отечественной науке выделяют три стороныобщения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную).
Коммуникативная:
Интеракивная:
Перцептивная:
В качестве механизмов взаимопонимания выделяют:
рефлексию:
идентификацию:
стереотипизацию:
Средства общения делятся на пять основных групп:
— лингвистические: речевые (система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.);
— визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика;
— паралингвистические: качественные характеристики голоса, интонации и т.п.;
— экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи;
— пространственно-временные: дистанция, время, место, ситуация и т.п.
Выделяют следующие основные уровни общения:
1) социально-ролевой:
2) деловой:
3) интимно-личностный:
Выделяют следующие стратегии общения:
1) открытое – закрытое общение;
2) монологическое – диалогическое;
3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Выделяют следующие виды общения:
«Контакт масок»:
Примитивное общение:
Формально-ролевое общение:
Деловое общение:
Духовное, межличностное общение друзей:
Манипулятивное общение:
Светское общение:
Этапы делового общения
В развернутом виде в общении можно выделить следующие этапы:
– установление контакта;
– ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);
– обсуждение вопроса, проблемы;
– принятие решения;
– выход из контакта.
Выделяют невербальные и вербальные средства общения.
Вербальные средства – это
Невербальные средства – это