Стабилизация изображения

 

Дрожащее, колеблющееся или блуждающее по экрану изображение– это очевиднейший и недопустимый для качественного фильма брак. Это главный признак любительства. Он увеличивается пропорционально зуммированию. И самый меньший он при широких углах (150 – 170), что мы имеем в экшн-камерах. Однако в стационарных видеокамерах, снабжённых зум-объективами, столь широкие углы не реализуются. Они не шире 70 -80 градусов.

С неустойчивостью изображения при большом зуммировании можно эффективно бороться только использованием хорошего штатива. Поэтому требования к эффективности встроенного в камеру стабилизатора изображения должны быть очень высоки. Это проверяется исключительно по тестовым съёмкам опять же на IXBT, Ютуб и так далее.

Как правило, большинство стационарных камер имеют комбинированную стабилизацию - оптическую и цифровую. Оптическая стабилизация реализуется путём колебательных микроперемещений специальной линзы, вмонтированной в объектив, отклоняющей оптическую ось объектива пропорционально сигналу от вмонтированных в объектив гироскопических датчиков. Линза перемещается специальными шаговыми двигателями с частотой сигнала не менее 500 Гц, что создаёт эффект неподвижности изображения и, как правило, почти не снижает разрешающей способности объектива. Оптическая стабилизация общепринята.

Цифровая - реализуется, как правило, путём смещения кадра по свободному (нерабочему) полю матрицы, пропорционально сигналу, поступающего от процессора, обрабатывающего это изображение. Для снижения нагрузки на процессор применяют и гироскопы, которые и формируют сигнал - на сколько нужно переместить по полю матрицы изображение. Некоторые производители осуществляют стабилизацию путём смещения от шаговых двигателей самой матрицы.

Считается, что оптическая стабилизация наиболее эффективна. Хотя я как-то давно столкнулся с обратным результатом при собственном испытании камер Сони с цифровой стабилизацией – низшая модель в профессиональном секторе, и полупрофессиональной камерой Кенон – с оптической. А Кенон был тогда флагманом в оптической стабилизации. Различие было существенным в пользу Сони. Но так или иначе, но именно комбинированная стабилизация, особенно по всем осям и направлениям, в том числе и по вращению, и в направлении оптической оси объектива, даёт хороший результат.

Однако Сони на недорогих любительских камерах, включая камеры и премиум класса, реализует стабилизацию, кроме цифровой, с помощью плавающего оптического блока, включающего и линзы, и матрицу. Два года я снимал такой камерой (видеокамера Sony HDR-PJ760VE) и просто в восторге. Один недостаток мне мешал снимать – это инерционность такого массивного блока и, соответственно, запаздывание его остановки после остановки движения камеры. Этот дефект я устранял в редакторе, что требовало от меня дополнительной кропотливой работы.

Сейчас из премиум-класса Сони выпускает камеру Sony FDR-AX53, которую можно купить за 37 - 80 тыс. руб. Это, пожалуй, и был бы мой предварительный выбор, но только после изучения тестов (Матрица 1/2,5 дюйма, 8 МП, есть 4К с частотой 25 к/с и с 20-х зумом. Всё это предельно положительно для этой цены, включая и минимальное число пикселей для 4К).

Альтернативой была бы однодюймовая камера Сони со звуковой приставкой (от 70 до 120 тыс. руб.). Их несколько моделей, а также любительские камеры Панасоникпремиум класса серии 900 – от 30 тыс. руб. или Panasonic HC-VX1 – от 40 тыс. руб. (матрица 1/2,5 дюйма 8 МП, 4К 25 к/с и с 24 кратным зумом) или полупрофессиональные камеры Панасоник со звуковой приставкой с однодюймовой или 1/3 дюймовой матрицей, ценой от 70 тыс. руб. до 120 тыс. руб. Можно ещё сэкономить 10 тысяч руб. купив Panasonic HC-V770 – от 20 тыс. руб. Это камера в прошлом была премиум класса, и снимает классно, не хуже нынешних камер 900 серий. Это я помню из тестов на IXBT.

Обратите внимание, что обе современные любительские камеры Сони и Панасоник премиум класса имеют матрицы с минимально-возможным для 4К числом пикселей – чуть более 8 МП. Это хороший признак, что качество фото, даже ради маркетинга, отодвинули на второй план.

 

Вывод.

Лучшая стабилизация у Сони FDR-AX53 (исходя из применённого Сони нестандартного решения, а не из изучения мной тестов). Но по совокупности параметров, в том числе и по надёжности, и неубиенности, тут могут быть варианты. Среди экшн-камер тут нужно смотреть тесты, Ютуб, а не слушать организаторов всяких рейтингов и сайтов типа 10 топ моделей. И не дай вам бог попасться на эту маркетинговую подставу без цифр и тестов. Из экшн-камер мне нравиться стабилизация моих камер GIT UP 2, и GIT UP 3, кто бы и на какое место их не ставил. Хотя GIT UP 3 и попадает в тройку лидеров, но какова цена этого?

 

Зум

 

Очень привлекательной характеристикой является кратность оптического зуммирования объектива. Казалось бы, чем она выше, тем лучше. Но это совсем ни так. Высокая кратность - до 40-х, как правило, реализуется только у самых дешёвых камер. Дело в том, что обеспечить высокую разрешающую способность объектива в широком диапазоне зума трудно и дорого, а то и невозможно пока. Я следил за развитием известного фото объектива Кенон 70-200. И сколько лет или десятилетий прошло, как его третье поколение стало чудом, превосходящим и большинство известных фикс-объективов.

Одно-дюймовые камеры Сони в ценовом диапазоне от 60 до 250 и более тыс. руб. уже много лет комплектуются, как правило, объективом 12-х, что вполне достаточно для любительской съёмки, и реже 20-х. Ведь чем сильнее увеличение, тем изображение менее устойчиво и выше требования и к штативу, и мастерству оператора. Панасоники комплектуются зумами от 15-х до 25-х. Других производителей я не рассматриваю из-за преимуществ в отношении цена/качество именно у этих двух брендов. Хотя тут возможны и другие достойные покупки мировых брендов (Кэнон, Никон, Олимпус, ЖВС и другие) на ваше усмотрение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: