Практическое занятие 6. Школа и педагогика России XIX в

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(Очная форма обучения)

Практическое занятие 1. Возникновение и становление педагогической профессии. Профессионально-педагогическая компетентность (2 час).

 

Вопросы и задания:

 

1. Возникновение педагогической профессии.

2. Общая характеристика педагогической профессии и деятельности.

3. Сущность и цель педагогической деятельности. Основные виды и структура педагогической деятельности.

4. Профессиональная компетентность учителя.

5. Профессионально значимые личностные качества учителя. (Ознакомьтесь с литературой, указанной в списке. Выпишите 5 высказываний известных педагогов и личностных качествах учителя. Подготовьтесь к обсуждению выписанных вами высказываний на занятии).

Литература

1. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Кузнецов. - М.: Академия, 2011. - 174, [1] с. – [40 экземпляров].

2. Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя [Электронный ресурс] Код доступа: http://music-fantasy.ru/materials/professiya-uchitel-vyskazyvaniya-mysliteley-i-pedagogov-o-roli-uchitelya

3. Конфуций. Суждения и беседы / Конфуций. – М.: Азбука, 2015. – 445 с. [Электронный ресурс] Код доступа: https://ruwapa.net/read/7091/3/

4. Чугаева, И.Г.Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие/ И.Г.Чугаева.- Екатеринбург, 2018 [Электронный ресурс] Код доступа: https://docplayer.ru/91266586-Vvedenie-v-pedagogicheskuyu-deyatelnost.html

Практическое занятие 2. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. История становления педагогики как науки (2 час).

Вопросы и задания:

 

1. Прочитайте в «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики» работы: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», М.Ф. Квинтилиан «Воспитание оратора». Сделайте сравнительный анализ педагогических систем Спарты, Афин и Древнего Рима (В виде таблицы)

2. Определите специфические черты образования в Древнем Египте, Индии, Китае.

3. Принцип природосообразности - основа педагогической системы Я.А.Коменского. Воз­растная периодизация развития детей и система школ по Я.А. Коменскому.

4. Классно-урочная система. Система дидактических принципов.

5. Требования к учителю. Значение теории Я.А. Коменского для последующего развития педагогики и школы (XVII – XX вв).

Литература

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров/ А.Н.Джуринский - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 675 с.. - (Бакалавр. Базовый курс). (22 экз.).

2. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / Моск. пед. гос. ун-т; под ред. А. И. Пискунова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с.. - (Бакалавр. Углубленный курс). (10 экз.).

3. Очерки по истории античной педагогики / Жураковский Г.Е. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 510 с. – (4 экз)

4. Хрестоматия по истории педагогики: в 3т. / Под ред. акад. А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2007. – 560с.

5. Латышина Д.И История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина.- М.: ГАРДАРИКИ, 2005. — 603 с. [Электронный ресурс] Код доступа: http://studentam.net/content/category/4/114/125/   

Практическое занятие 3. Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (Х – конец XVII вв.). Школа и педагогика в России XVIII в. (2 час).

Вопросы и задания:

1. Воспитание детей в Древней Руси. Устное народное творчество как средство воспитания.

2. Мастера грамоты – первые учителя на Руси. Что представляли собой школы «ученья книжного»?

3. Братские школы на Украине и в Белоруссии. Коллегиум как высшее учебное заведение, созданное на основе братских школ.

4. Прочитайте в хрестоматии произведения Древней Руси: «Домострой» и «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Составьте план-конспект педагогических идей, содержащихся в этих памятниках Древней Руси.

5. Педагогические взгляды и деятельность М.В.Ломоносова. Прочитайте в хрестоматии «Проект регламента московских гимназий», какие принципы организации народного образования отстаивал в них М.В.Ломоносов?

 

Дополнительные сообщения:

Гуманистические идеи русских мыслителей эпохи Просвещения:

В.Н.Татищева,

И.И.Бецкого,
Ф.И.Янковича де Мириево.

 


Литература

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров/ А.Н.Джуринский - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 675 с.. - (Бакалавр. Базовый курс). (22 экз.).

2. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / Моск. пед. гос. ун-т; под ред. А. И. Пискунова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с.. - (Бакалавр. Углубленный курс). (10 экз.).

3. Хрестоматия по истории педагогики: в 3т. / Под ред. акад. А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2007. – 560с.

4. Латышина Д.И История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина.- М.: ГАРДАРИКИ, 2005. — 603 с. [Электронный ресурс] Код доступа: http://studentam.net/content/category/4/114/125/   

 

Практическое занятие 4. Развитие педагогической мысли эпохи Просвещения (2 час),

 

Вопросы и задания:

1. Сущность воспитания «джентльмена». (Из работы Дж.Локка «Мысли о воспитании» подберите примеры для иллюстрации основных положений своего ответа). Отметьте основные методы воспитания.

2. Сущность теории естественного и свободного развития и воспитания ребенка в педагогической теории Ж.- Ж.Руссо. Каковы особенности воспитания и обучения Эмиля в различные возрастные периоды? (Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании»)

3. Сопоставьте концепции Дж. Локка и Ж.- Ж.Руссо по самостоятельно выбранным основаниям (это может быть представление о человеке и цели его воспитания, педагогическая интерпретация категории «свобода» и др.). Выявите их сходства и различия. Подготовьтесь к дискуссии на занятии (как сторонники или противники одной из этих концепций).

4.   Педагогические реформы в России в эпоху Петра1. (В.Н.Татищев, И.Т.Посошков)

5. Реализация идей Д.Локка и Ж-Ж. Руссо педагогике России XVIII в. (И.И.Бецкой)

 

Литература

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров/ А.Н.Джуринский - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 675 с.. - (Бакалавр. Базовый курс). (22 экз.).

2. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / Моск. пед. гос. ун-т; под ред. А. И. Пискунова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с.. - (Бакалавр. Углубленный курс). (10 экз.).

3. Педагогическое наследие. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1988.- 416 с. [Электронный ресурс] Код доступа: file:///C:/Users/KNV/Downloads/pedagogicheskoye_naslediye.pdf

 

Практическое занятие 5. Классики педагогики XIX столетия (2 ч. в интерактивной форме)

 

Вопросы и задания:

Подготовьтесь к групповой работе на занятии. Для этого необходимо:

1. Войти в состав одной из 4-х групп.

2. Выбрать педагога и одну из предлагаемых его работ (одна работа на группу):

· И.Г.Песталоцци «Памятные записки парижским друзьям о сущности и цели метода». Прочитайте эту работу. В чем суть теории элементарного образования И.Г.Песталоцци? Назовите ее составляющие. Как связана эта теория с современной концепцией развивающего обучения?

· И.Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда». Как соединить обучение с производительным трудом в учреждениях для бедных и сирот? В чем заключается идея создания народных школ?

· Ф.А.В. Дистервег «О природосообразности и культуросообразности в обучении». Объясните сущность сформулированных Ф.А.В. Дистервегом принципов культуросообразности и самодеятельности. Являются ли они актуальными для нашего времени?

· Ф.А.В. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей». Могут ли выделенные автором правила обучения служить реализации развивающих задач школьного образования? Каким требованиям должен соответствовать учитель?

3. Самостоятельно каждому студенту (а не одному человеку от группы) прочитать выбранную работу, составить тезисный план по ее содержанию. Подготовиться к изложению на семинарском занятии содержания работы членам других групп.

4. Членам всех подгрупп подготовиться к ответу на вопрос: «Какие идеи педагогов представляются особенно актуальными сегодня»?

Литература

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров/ А.Н.Джуринский - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 675 с.. - (Бакалавр. Базовый курс). (22 экз.).

2. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / Моск. пед. гос. ун-т; под ред. А. И. Пискунова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с.. - (Бакалавр. Углубленный курс). (10 экз.).

3. Хрестоматия по истории педагогики: в 3т. / Под ред. акад. А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2007. – 560с.

4. Латышина Д.И История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина.- М.: ГАРДАРИКИ, 2005. — 603 с. [Электронный ресурс] Код доступа: http://studentam.net/content/category/4/114/125/   

5. Педагогическое наследие. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1988.- 416 с. [Электронный ресурс] Код доступа: file:///C:/Users/KNV/Downloads/pedagogicheskoye_naslediye.pdf

 

Практическое занятие 6. Школа и педагогика России XIX в.

Вопросы и задания:

1. Представьте в таблице основные педагогические концепции, получившие развитие в России во второй половине XIX века и их характеристику.

 

№п\п Направления развития пед. мысли во 2-ой половине XIX Характеристика направления. Основные представители
1. Например: Концепция свободного воспитания …………. …………
2. И т. д……………  

 

2. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Связь общего и профессионального образования (составьте тезисный план работы Н.И.Пирогова «Вопросы жизни»).

3. Анализ статьи Н.А. Добролюбова «О значении авторитета в воспитании (Мысли по поводу «Вопросов жизни» Н.И. Пирогова)»

4. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого по созданию школы для крестьянских детей в Ясной поляне и организация сельских школ.(Прочитайте работу
Л.Н.Толстого «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»).

5. Анализ работы Н.Г. Чернышевского «Ясная поляна». Школа (рецензия на журнал).


Литература

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров/ А.Н.Джуринский - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 675 с.. - (Бакалавр. Базовый курс). (22 экз.).

2. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / Моск. пед. гос. ун-т; под ред. А. И. Пискунова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с.. - (Бакалавр. Углубленный курс). (10 экз.).

3. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: уч. пособие для студентов пединститутов/ Сост. С.Ф. Егоров. – 2- е изд. –М.: Просвещение, 1986. – 432 с.

 

Практическое занятие 7. Формирование педагогической антропологии во второй половине XIX в. Педагогические идеи К.Д.Ушинского (2 ч. в интерактивной форме)

Вопросы и задания:

Подготовьтесь к групповой работе на занятии. Для этого необходимо:

1. Войти в состав одной из 4-х групп.

2. Выбрать одну из предлагаемых работ К.Д.Ушинского (одна работа на группу):

· «Труд в его психическом и воспитательном значении»;

· «О нравственном элементе в народном воспитании»:

· «Родное слово» (статья, а не учебник);

· «О народности в общественном воспитании».

3. Самостоятельно каждому студенту (а не одному человеку от группы) прочитать выбранную работу, составить тезисный план по ее содержанию. Подготовиться к изложению на семинарском занятии содержания работы К.Д.Ушинского членам других групп.

4. Членам всех подгрупп подготовиться к ответу на вопрос «Какие педагогические идеи К.Д.Ушинского представляются особенно актуальными сегодня»?

Литература

1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. /В.Я.Струминский._ М.: АН РСФСР, 1948.- Т.2      [электронный ресурс.] Код доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,0;fs,1/

2. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: уч. пособие для студентов пединститутов/ Сост. С.Ф. Егоров. – 2- е изд. –М.: Просвещение, 1986. – 432 с.

Практическое занятие 8. Зарубежная школа и педагогика конца XIX – XX вв. (2 ч. в интерактивной форме)

Вопросы и задания:

1. Поиск нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению за рубежом в конце XIX- начале XX вв. – «педагогика реформ». Основные направления и представители реформаторской педагогики.

Представление результатов групповой работы:

1 группа. Сущность «педагогики действий» (или иллюстративной педагогики) В.А.Лая
Анализ работы «Школа действия».

2 группа. Сущность прагматической педагогики Д. Дьюи и У. Килпатрик. Как вы считаете, в чем причина жизнестойкости идей этого направления до настоящего времени? (Анализ работы Д.Дьюи «Школа и общество»).

        3группа. Трудовая школа, школа гражданского воспитания
        Г. Кершенштейнера. (Анализ работы «Школа будущего - школа работы»).

2. Доклады (выбору тем докладов – по желанию студентов):

· Экспериментальная педагогика М.Монтессори.

· Идеи свободного развития Р.Штейнера, цель, содержание и методы вальдорфской школы.

· Школа С.Френе.

3. Краткие сообщения по темам:

И.К. Уошберн (США) «Виннетка-план»;Х.Паркхерст - «Дальтон-план»; М.О. Брайен Харрис «Говард-план»;П. Петерсон «Йена-план»

 



Литература

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров/ А.Н.Джуринский - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 675 с.. - (Бакалавр. Базовый курс). (22 экз.).

2. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / Моск. пед. гос. ун-т; под ред. А. И. Пискунова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 574 с.. - (Бакалавр. Углубленный курс). (10 экз.).

3. Хрестоматия по истории педагогики: в 3т. / Под ред. акад. А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2007. – 560с.

4. Латышина Д.И История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина.- М.: ГАРДАРИКИ, 2005. — 603 с. [Электронный ресурс] Код доступа: http://studentam.net/content/category/4/114/125/  

5. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - Москва: Просвещение, 1971-с.560 [электронный ресурс.] Код доступа:

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000049/index.shtml

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: