Педагогическая ситуация

1. Имеет ли право школа привлекать учащихся к отработке во время летних каникул? [3].

2. «…Моя дочь учится в 10 классе в школу возят на автобусе за 30 км.мест всем не хватает и директор школы говорит что 10 и 11 класс это дополнительное образование и дети должны добираться до школы сами. прав ли директор школы? Александра» [3].

3. «У нас в 5 классе 37 учеников. Допустимо ли это?» Светлана [3].

4. Какими документами регламентируется порядок разработки расписания занятий в общеобразовательном учреждении? [4]

5. «Ребенок утерял учебник истории за 9 класс, но в замен сдал 2 личных учебника(литературу и географию)? Имеет ли право библиотекарь не выдать учебники за 10 класс по всей школьной программе, оставив ребенка без учебных пособий?» [3]

6. «Что делать если не хочешь есть в школе а заставляют?» [3]

7. «В ушах растянуты тоннели. На 12 и 8 мм. Директор заставляет снимать, ссылаясь на то, что это некрасиво. Вынимать тоннели вредно для уха. Имею ли я право не вынимать их?» [3]

8. «Моя дочь 11 кл шк 165 нечаянно разбила угол стекла шкафа класного. Шкаф стоит вдоль рада у стены. Проход очень тесный. Проходя мимо, задела одеждой. Учитель просит нас поменять стекло за наш счет. Должна ли я оплачивать? пожалуйста ответте. Я в растерянности. спасибо! Лейсан» [3].

9. «Директор (50 лет) в колледже ведет предмет, может ли она не допустить до занятий при опоздании на минуту? Часто грубит, придирается, к примеру ставит два, за работу на занятиях, когда сданы все работы. Можно ли как-то с этим бороться? Студент (бюджетное место), пребывая в постоянном стрессе и имея слабое здоровье, начинает чувствовать себя плохо, повысилась утомляемость, появляется бессонница». [3].

10. «Моя дочь закончила 9 класс в п. Лазаревское, теперь мы переехали в другой город, аттестат с тройками, ей отказывают в принятии в 11 класс, имеют ли на это право и на каком основании?» [3].

11. «Моя подруга переживает из-за сына. Его оставляют на второй год в 6-ом классе. Две двойки: русский, алгебра и одна двойка по истории (по четвертям были тройки и не понятно, как «добавили» двойку). Оценки явно занижали ребёнку. Тихий, умный мальчик, спокойный. Ходил к репетиторам. Но много болел. Его оставили на второй год. Но, главное то, что в его классе перевели реальных двоечников. Поразило и то, что таких, которые не посещали школу и не знают таблицу умножения. Подруга плачет. Ребёнок "замкнулся" и сообщил, что второй год в 6-ой класс не пойдёт - пусть убьют, так легче будет. Я не могу дать совет. Возможно, Вы поможете - как быть и что предпринять…» [3].

12. «Здравствуйте! Прошу дать разъяснения, с ссылками на нормативные правовые акты, имеет ли право директор школы перед началом нового учебного года, в конце августа, перевести учителя 2 класса на 1 класс, если родители учеников 2 класса возражают против этого перевода, а родители первоклассников, наоборот, желают, чтобы их детей обучал именно этот педагог» [3].

13. «Имеет ли право администрация школы закрывать входные двери, и не выпускать учеников из школы?» Шушан [4].

14. «Здравствуйте! Я учусь в общей образовательной школе и меня хотят отчислить за плохие оценки! имеют ли право они это сделать?» Динар [4].

15. «Здраствуйте. Я ученик 8 класса у меня выходит за периуд 5-7 двоек. Меня хотят ВЫГНАТЬ из школы в ПТУ или ПУ (плохое училише одним словом). Я желал бы остатся на второй год но мне говорят то что мы неоставляем на осень и на второй год! Скажите пожалуйста куда обращаться!» Вадим [4].

16. «Примут ли моего ребёнка в другую школу, если в старой школе нам не отдают личное дело моего ребёнка? Не нарушает ли школа право ребёнка на получение образования?» Синицкая Елена [4].

17. «Что делать если учитель каждый раз обзывает меня колобком потому что я немного полноват?» Вячеслав [4].

18. «Может ли учитель забрать у меня сотовый телефон во время урока?» Оксана [4].

19. «Имеет ли право администрация школы (в лице директора и завуча) перевести моего сына в параллельный класс (который они создали для отстающих учеников) без согласия родителей? И если они имеют такое право, то на основании какой статьи закона РФ " Об образовании«? В случае если такого права они не имеют, то куда можно обратиться с жалобой по этому вопросу? Спасибо». Владимир [4].

20. «В школе произошел конфликт между моим сыном и одноклассником. Директор после уроков, когда мой ребенок был уже дома, позвонила без моего ведома и приказала через 5 минут явиться в ее кабинет. Вопрос: Имеет ли право педагог или директор вызывать без ведома родителей ребенка на допрос?» Ольга Александровна [4].

21. «Я не буду дальше получать высшее образование, можно ли мне сдать государственную итоговую аттестацию в 11 классе в форме экзамена-собеседования? Если нет, то почему?» [4].

22. «Мне 19 лет, я живу с мамой (инвалидом 1 группы), отца нет. Имею ли я право на льготное зачисление в университет?» [4].

23.  «Здравствуйте, мы перевели ребенка учиться в 5 классе в другую школу не своего района, там как раз набирали новый дополнительный 5 класс. Теперь проучившись 3 года по причине изменений в школьном образовании руководство школы приняло решение о расформировывании набранного ранее класса т.е из трех классов сделать два и в связи с этим руководитель класса предпринимает всяческие попытки чтобы забрали ребенка из школы на основании того, что мы не из того района. Вопрос: имеет право ли администрация исключить ребенка на том основании что он обучается не по месту прописки». Сергей [4].

Литература:

1. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студ. вузов / Д. А. Ягофаров. - М.: Владос-Пресс, 2008. - 399 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Элекронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 – 02.09.2013.

3. Интернет-приемная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usperm.ru/vopros. – 02.09.2013.

4. Права детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravadetey.ru/view.php?offsetpage= 19&sbj=8. – 02.09.2013.

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12183577/#ixzz3CGS3I0hQ – 03.09.2014.

6. Устав МОАУ СОШ №11 г. Благовещенска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school11-amur.ru/documents/statutory - 03.09.2014.

Практическое занятие 22. Современные педагогические технологии в реализации системно-деятельностного подхода в образовании (2 часа)

Задания для самостоятельной подготовки:

1. Выбрать технологию из списка и изучить ее

2. Подготовить отрывок урока с демонстрацией применения выбранной технологии.

Тематика технологий для выбора

1. Технологии развивающего обучения.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология программированного обучения.

4. Технология контекстного обучения.

5. Коммуникативные технологии: технология «Дебаты».

6. Коммуникативные технологии: технология организации дискуссии.

7. Технология развития критического мышления обучающихся.

8. Игровые технологии: технология организации ролевых игр.

9. Игровые технологии: технология проведения организационно-деятельностных игр.

10. Технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательных задач) Г.С. Альтшуллера.

11. Кейс-технология

12. Технология модульно-рейтинговой оценки обучающихся.

13. Технология дифференцированного обучения.

14. Технология организации коллективного способа обучения

15. Технология организации обучения на основе бригадной формы работы.

16. Технология организации французских мастерских (творческих мастерских)

17. Технология организации мастер-класса

Основная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е издание, исправленное. – М., 2006.

2. Селевко В.Г. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2000.

3. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. В. Бордовская, Л. А. Даринская, С. Н. Костромина и др. – М.: КНОРУС, 2011. – 32 с.

Практическое занятие 23. Педагогические технологии предпрофильной подготовки школьников (2 ч. в интерактивной форме)

Задания для самостоятельной подготовки:

1. Изучите «Концепцию профильного обучения». Сравните сущность организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Какова цель и задачи предпрофильной подготовки в основной школе?

2. Проанализируйте информацию о деятельности тьютора в предпрофильном обучении. Какова особенность работы тьютора в 8-9 и 10-11 классах школы?

3. Подготовьте материалы о методике применения одной из педагогических технологий по схеме (сущность педагогической технологии, цель, задачи, условия применения технологии, этапы внедрения технологии в практику):

- проектная технология;

- технология «портфолио»;

- технология индивидуального и группового консультирования;

- технология профильных и профессиональных проб;

- игровая технология: организация деловых профориентационных игр;

- технология «Образовательная информационная карта»;

- технология рейтинговой системы оценки.

Внести в личный педагогический словарь следующие основные термины и понятия: профессиональная ориентация, предпрофильная подготовка, профильное обучение, тьютор, межпредметный проект, портфолио, тренинг, консультирование, профильная проба, профессиональная проба, деловая игра, компьютерная технология, информационная образовательная карта.

Задание для практической работы на занятии:

1. Распределиться в рабочие группы.

2. Решить педагогическую задачу с ориентацией на педагогические технологии, которые подготовили к занятию.

3. Заполнить бланк проектирования педагогической технологии.

4. Подготовить и защитить свое решение педагогической задачи.

Педагогические задачи:

1. Вы – тьютор и учитель-предметник в своем 10м классе. Несколько учащихся решили выбрать гуманитарный профиль и в будущем учиться по профессии, связанной с преподаваемым Вами учебным предметом. Они просят Вас дать им дополнительное задание по своему любимому предмету. Сформулируйте педагогическую проблему, предложите и опишите алгоритм применения педагогической технологии, которая поможет её решить.

2. Вы – тьютор и классный руководитель учащихся 9 класса. В Вашем классе есть пять учеников, которые постоянно принимают участие в школьных и городских конференциях и конкурсах по разным направлениям, имеют грамоты участников и дипломы победителей. Предложите педагогическую технологию, направленную на помощь учащимся в определении своих профессиональных предпочтений, опишите алгоритм её применения.

3. Вы – тьютор и классный руководитель учащихся 10 класса. В течение первых двух месяцев Вы заметили, что часть ребят ведут себя на уроках активно, включаются в учебную работу. Однако большая часть учащихся пассивны, хотя при собеседовании они рассказывали, что хотели бы учиться в этом профильном классе. Эти ребята показали успешные результаты обучения в 9 классе, но сейчас они никак не могут включиться в учебный процесс. Сформулируйте педагогическую проблему. Предложите и опишите алгоритм применения педагогической технологии, с помощью которой, Вы поддержите учебную активность старшеклассников.

Основная литература:

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е издание, исправленное. – М., 2006.

5. Селевко В.Г. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2000.

6. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. В. Бордовская, Л. А. Даринская, С. Н. Костромина и др. – М.: КНОРУС, 2011. – 32 с.

 

Практическое занятие 24. П роектирование аспектного анализа и самоанализа современного урока (2 ч)

Задания для самостоятельной подготовки:

1. Выберите из предложенных вариантов аспект для изучения. Формулировка всех представленных аспектов связана с содержанием универсальных учебных действий (УУД) школьников.

2. Подготовьте материалы, определяющие сущность универсального учебного действия, критерии для диагностики его проявления в поведении у учащихся.

Варианты аспектов для конструирования аспектного анализа урока

1. Развитие критического мышления учащихся.

2. Развитие умения принимать самостоятельные решения в различных ситуациях.

3. Формирование у учащихся мотивации к обучению.

4. Развитие умений самоорганизации учащимся своей учебной деятельности.

5. Развитие у учащихся умения планировать свою деятельность.

6. Развитие у учащихся умений самоконтроля и коррекции своей деятельности.

7. Развитие у учащихся умений самостоятельно оценивать свою деятельность.

8. Развитие у учащихся умений волевой саморегуляции поведения.

9. Развитие у учащихся умения самостоятельное формулировать познавательную цель

10. Развитие у учащихся умений находить и структурировать информацию.

11. Развитие у учащихся умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

12. Развитие у учащихся умения осуществлять рефлексию процесса и результатов деятельности.

13. Развитие у учащегося умения самостоятельно анализировать проблемы, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

14. Развитие у учащихся умения строить логическую цепь рассуждений, приводить доказательства.

15. Развитие у учащихся умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

Задание для практической работы на занятии:

1. Заполните бланк аспектного анализа урока:

- сформулировать цель аспектного анализа урока;

- сформулировать критерии для диагностики проявлений УУД в поведении учащихся;

- сформулировать критерии, определяющие особенности организации деятельности учителя по развитию УУД учащихся;

2. Изучите уровни проявлений, представленные в бланке, при необходимости отредактировать их с учетом своего аспекта.

Таблица - Уровни проявления критериев на каждом этапе урока:

Уровни организации деятельности учителя по развитию наблюдаемого УУД у учащихся Уровни проявления УУД в поведении учащихся
«В» - высокий – учитель максимально ориентируется на развитие УУД в ходе организации учебно-воспитательной работы на уроке. «С» - средний – учитель периодически обращает внимание на необходимость работы с учащимися с учетом наблюдаемого УУД. «Н» - низкий – в процессе организации урока учитель не направляет свою деятельность на развитие анализируемых УУД. «В» - высокий – учащиеся самостоятельно, осознанно и грамотно проявляют наблюдаемое универсальное учебное действие, корректируют себя в случае ошибки. «С» - средний – учащиеся грамотно проявляют универсальное учебное действия только после стимулирования или при поддержке учителя. «Н» - низкий – учащиеся слабо проявляют универсальное учебное действие, не корректируют себя даже после замечания учителя.

3. В ходе наблюдения оформите протокол и сделайте выводы об особенностях организации учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию УУД.

Литература:

4. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. Педагогика и психология / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 187 с.

5. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов /под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Пед. общество России, 2007. – 430 с.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш пед. учеб. заведений: в 2-х кн. /И.П. Подласый. – М.: Просвещение. – ВЛАДОС, 2002. – 567 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: