Вопросы и задания:
1. Понятия «группа», «коллектив». Функции коллектива.
2. Признаки коллектива. Закономерности развития коллектива.
3. Структура и стадии развития коллектива.
Задания:
1. Заполните таблицу:
| Коллектив – это... | Признаки понятия | Совпадающие признаки | Несовпадающие признаки |
| «...Культурная ценность, и как таковая он составляет культурную среду жизнедеятельности учащихся; в то же время он используется воспитателем в качестве средства воспитания внутреннего мира личности воспитанников» (П.И. Пидкасистый) |
| ||
| «...Такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения» (А.С. Макаренко) | |||
| «...Система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей» (И.П. Иванов) | |||
| «...Группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» (Г.М. Коджаспирова) |
2. В.А. Сухомлинский писал:
Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту... Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общением дети должны переживать потому, что они являются активными творцами красоты.
Согласны ли вы с этими словами? Обоснуйте свой ответ.
3. Определите и напишите, какой стиль педагогического руководства был использован в ситуациях:
1) При ………….. стиле было выполнено меньше работы, и качество ее было хуже. Дети не получили удовлетворения от занятий, отношения между ними [учителем и учениками] остались без изменений.
2) ……………стиль оказался более эффективен. Дети сдружились, возникло самоуправление. Появилось чувство гордости за общие успехи, уверенность в себе, желание работать лучше. Повысилось качество выполнения работ, они стали более оригинальными. Но количественные результаты работы ниже, чем при…………………стиле.
3) При………………….стиле зафиксирована враждебность во взаимоотношениях, а также множество проявлений непокорности и заискивания. Работы выполнено много, но удовлетворения от нее никто не получил (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000).
4. В начале XX в. А.В.Луначарский писал: «Мы хотим воспитать человека, который <…> жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами <...>. Наряду с этим мы отнюдь не стремимся к стадности, к растворению личности, к стиранию оригинальности. Нисколько! Нам нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие. Мы должны развернуть особенности, дарования, развить навыки, которые человек себе выбрал, и которые общество ему указало». (Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М., 1976. – С. 306).
Что вы думаете по этому поводу? Может ли личность в коллективе достичь полного расцвета своей индивидуальности?
Литература
1. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М.Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков.–М.: 2007. С.207–212.
2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. вузов / Н. Ф. Голованова. - М.: Академия, 2011. - 238, [2] с.
3. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: 2004. С.279–282.
РАЗДЕЛ 3. «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
Практическое занятие 21. Нормативно-правовое обеспечение практической педагогической деятельности (2 ч. в интерактивной форме)
Задания для самостоятельной подготовки:
1. Система, каких документов составляет законодательство об образовании? В чем проявляется их системность?
2. Изучите Конвенцию о правах ребёнка и выпишите, что говорится в международном документе:
- о школьной дисциплине и наказаниях;
- о недопустимости всех видов эксплуатации детей;
- о гарантиях ребёнка в случае обвинения его в нарушениях уголовного законодательства;
- о гражданстве ребёнка и праве на сохранение своей индивидуальности;
- о незаконном перемещении и невозвращении детей из-за границы;
- о признании прав ребёнка в образовании.
3. Выпишите, какие права ребёнка государства-участники Конвенции обязуются обеспечить.
4. Изучите структуру и содержание закона «Об образовании в Российской Федерации». Решите педагогические ситуации на основе содержания Федерального закона.
5. Найдите в сети Интернет и изучите содержание устава образовательного учреждения, в котором вы учились. Какие права и обязанности обучающегося и педагога в нем представлены.
6. Изучите требования к организации обучения, установленные в содержании «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
7. Примените содержание изученных нормативных документов для решения педагогических ситуаций.
Задание для практической работы: решите педагогические ситуации с опорой на ФЗ «Об образовании в РФ», Устав образовательного учреждения, Конвенцию о правах ребенка. В ответе укажите главу, статью и пункт в документе, которые подтверждают сформулированный вами ответ. Ситуации представлены без редактирования, авторские стилистика и грамматика сохранены.






