Практическое занятие 13. Дидактика как наука о теориях образования и технологиях обучения (2 ч)

Вопросы и задания:

1. Докажите, что XX век стал расцветом дидактики. 

2. Охарактеризуйте черты современной дидактической системы: демократизм, гуманизация и др.

3. Сравните два подхода к обучению: традиционный, при авторитаризме учителя, и современный, на основе сотрудничества учителя и ученика.

4. Проанализируйте современное состояние дидактики: изменение содержания классических категорий, расширение понятийного аппарата, обнаружение новых закономерностей.

5. Попытайтесь, опираясь на свой собственный ученический опыт, выявить те особенности процесса обучения, которые способствовали вашему развитию.

6. Составьте именной указатель выдающихся зарубежных и отечественных ученых-дидактов.

Основная литература:

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. Педагогика и психология / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 187 с.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов /под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Пед. общество России, 2007. – 430 с.

3. Педагогика: учеб. для студ. бакалавриата / под ред. А. П. Тряпицыной. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 280 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш пед. учеб. заведений: в 2-х кн. /И.П. Подласый. – М.: Просвещение. – ВЛАДОС, 2002. – 567 с.

 

Практическое занятие 14. Содержание образования (2 ч)

Вопросы и задания:

1. Подходы к определению содержания образования. Принципы формирования содержания образования. Способы структурирования содержания образования.

2. Сравнительный анализ школьных Государственных образовательных стандартов (ГОС) и Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС): структура, цель, содер­жание.

3. Реализация ФГОС в примерных и рабочих учебных программах, в учебниках.

4. Учебный план образовательного учреждения.

5. Компетентностный и системно-деятельностный подходы в организации современного образовательного процесса.

6. Профильное обучение: актуальность, цель, основные идеи, результаты внедрения.

Задания:

1. Проанализируйте сложившиеся в отечественной дидактике теории содержания образования.

 Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре, включает не только предметные знания и умения, но и опыт познавательной, эмоционально-оценочной и творческой деятельности (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин).

Содержание образования – содержание и результат процесса прогрессивных изменений и свойств и качеств личности (В.С. Леднев).

Содержание образования – образовательная среда, способная вызвать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение (А.В. Хуторской).

2. Особенности современного понимания содержания образования:

а) переосмысление категории «знание»;

б) соответствие между компонентами компетенции и видами знания.

3. Каковы источники предметного содержания образования в настоящее время? Проанализируйте проблему пересечения информационных потоков учителя и ученика.

4. Учебник традиционно считается основным средством предъявления содержания образования ученику. По каждому предмету сегодня существует большой выбор учебников. Учителя охотно ими пользуются. А учащиеся? Интерпретируйте представленные в учебнике результаты педагогических исследований: Педагогика: учеб. для студ. бакалавриата / под ред. А. П. Тряпицыной. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2014 - стр. 171-175,

5. Подготовьте презентацию о новых ресурсах информации, которыми могли бы использоваться учителями наряду с учебником в процессе обучения.

Основная литература:

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. Педагогика и психология / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 187 с.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов /под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Пед. общество России, 2007. – 430 с.

3. Педагогика: учеб. для студ. бакалавриата / под ред. А. П. Тряпицыной. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 280 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш пед. учеб. заведений: в 2-х кн. /И.П. Подласый. – М.: Просвещение. – ВЛАДОС, 2002. – 567 с.

Практическое занятие 15. Урок как основная форма обучения (2 ч. в интерактивной форме)

Вопросы и задания:

1.Определите, чем объясняется целесообразность применения как основной формы организации обучения в современной школе?

2. Определите, что лежит в основании типологии современных уроков? Какими могут быть типы и виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели?

3. Опишите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуру?

4. Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуры урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.

Задания:

1. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.

 

Параметры Характеристика
Законченность во времени    
Постоянство применения  
Обязательность посещения  
Гибкость и экономичность  
Воспитывающий характер  
Развивающий характер  

2. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:

Элементыструктуры урока Этапы деятельности ученика
    Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Упражнение
  Контроль
  Самоконтроль

Основная литература:

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. Педагогика и психология / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 187 с.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов /под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Пед. общество России, 2007. – 430 с.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш пед. учеб. заведений: в 2-х кн. /И.П. Подласый. – М.: Просвещение. – ВЛАДОС, 2002. – 567 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: