Анализ внешней среды макроуровня ПАО «Аэрофлот» (PEST-анализ)
Наименование факторов | Возможности (+) для бизнеса | Угрозы (-) для бизнеса |
1.Экономическая среда: | ||
Динамика ВВП | Сейчас возможно падение ВВП, что плохо повлияет на компанию | |
Курсы валют | Из-за повышения курса приходится увеличивать цены, что снижает спрос | |
Состояние рассматриваемой отрасли | Занимает большую часть рынка | Не может активно расширяться из-за ФАС |
2. Социальная среда: | ||
Численность и средний возраст населения региона | В России много людей, поэтому им нужно перемещаться между регионами | В России большое количество людей – молодежь, которая активно путешествует |
Доходы населения | Зарплаты людей достаточны для покупки авиабилетов | В данный момент у людей есть проблемы с зарплатой, из-за чего спрос станет в разы меньше на ближайшее время |
Географическое распределение населения | Россия – огромная по площади страна, людям требуется перемещаться между регионами | Маленький спрос на отдаленные пункты назначения |
Организованность работников в регионе, сила профсоюзного движения | Корпоративные продажи достаточно успешно влияют на бизнес | - |
3. Политическая среда: | ||
Эффективность работы государственного аппарата | ФАС не дает расширяться и заполучать еще большую долю рынка | |
4.Технологическая среда: | ||
Степень распространения новшеств в рассматриваемой отрасли | У авиакомпании активно развивается развлекательный сервис на борту, что привлекает многих пассажиров | У некоторых других авиакомпаний (Emirates, AirBaltic) быстрее появляются новшества и доступны всем пассажирам, а не отдельным категориям |
Инновации в сферах, связанных с деятельностью рассматриваемой организации | Wi-fi на борту, возможность смотреть фильмы и сериалы, играть в игры, слушать музыку | Из-за большого флота затраты на внедрение инноваций огромны |
5. Экологическая среда: | ||
Состояние физических ресурсов таких, как: земля, воздух, вода | Воздух – один из основных факторов, еоторый способствует данной сфере услуг | Самолеты сильно загрязняют воздух, из-за чего может встать вопрос о сокращении рейсов в день |
Состояние флоры и фауны | При появлении угроз птицам, станут ограничивать минимальную высоту полета | |
6.Институциональная среда: | ||
Транспортная инфраструктура: дороги, железнодорожные и водные пути | Самолет – самое средство передвижение, к тому же одно из самых комфортных и безопасных | Конкуренция с РЖД. Некоторые люди предпочитают не пользоваться услугами авиакомпаний из-за страхов, цен, возможностей |
Коммуникации: почта, телефон, Internet и т.д. | Возможность рекламировать, продавать услуги через различные средства коммуникации, а также проводить акции и распродажи | - |
|
|
|
|
Анализ внешней среды микроуровня
Наименование факторов | Возможности (+) для бизнеса | Угрозы (-) для бизнеса |
1. Ресурсы: | ||
Наличие ресурсов требуемого качества | Высокое качество услуг | Ресурсы требуют большого количчества затрат |
Динамика цен на ресурсы | Поиск альтернативных источников ресурсов | Цена на нефть по стране растет, поэтому растет цена на топлво, необходимое для обеспечения перелетов |
Наличие посредников | Сайты-агрегаторы рекламируют, предлагают акции, помогают с анализом цен | Высокие цены |
2. Потребители: | ||
Структура спроса на продукцию рассматриваемой отрасли | Расширение географии полетов способствует увеличению спроса | Из-за карантина, который сейчас установлен практически во всех странах, спрос практически исчез |
Наличие посредников | Договры с сайтами-агрегаторами, программы лояльности банков | Некоторые сайты-агрегаторы больше уделяют внимание другим авиакомпаниям, у банков есть системы, предназначенные только для определенных авиакомпаний |
3. Конкуренция: | ||
Соперничество между имеющимися конкурентами | Группа компаний показывает, что они лидеры по стране и одни из лучших по миру | Рост конкуренции и статистика несчастных случаев |
4. Государственные законы и постановления: | ||
Программы поддержки данной отрасли, данного предприятия | Часть акций принадлежит государству | |
5. Прочие характеристики отрасли: | ||
Потенциал роста отрасли | Потенциал растет из-за необходимости государств связываться друг с другом | |
Будущее отрасли | Отрасль активно развивается, в следствие чего развивается и компания |
Профильный анализ внешней среды ПАО «Аэрофлот»
Выделим для Группы компаний «Аэрофлот» внешние факторы, оказывающие наибольшее воздействие на показатели работы предприятия и оценим по пятибалльной шкале их фактическое состояние, при этом будем опираться на проведенный анализ окружения компании.
1. Соперничество с конкурентами - если в будущем не снизится качество предоставляемых услуг, то они продолжат занимать лидирующие позиции (2).
2. Географическое распределение потребителей – клиенты компании расположены по всей России, но заграничных клиентов не так много (3).
3. Государственная поддержка – часть акций принадлежит государству, что активно оказывает поддержку компании (5).
4. Динамика цен на услуги – сильно связано с окружающими факторами, на некоторые из которых компания не может повлиять (-3).
5. Качество продукции – высокое (4).
6. Клиенты – практически всем людям иногда требуется оказаться в другом городе/стране по различным причинам (5).
7. Доход – доход высокий, но прогнозируется скорое снижение дохода в связи с карантином практически во всех странах (2).
8. Самообеспечение ресурсами – Большинство процессов происходит в Группе компаний, что позволяет держать все в своих руках и не зависеть от других компаний (4).
9. Сезонность потребления – вне праздников/каникул/периода отпусков, спрос становится ниже (4)
10. Качество транспортной инфраструктуры – также являются конкурентами, за счет чего идет потеря клиентов (-1)
№ п/п | Ключевые факторы внешней среды | Оценки факторов | ||||||||||
-5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Соперничество с конкурентами | |||||||||||
2 | Географическое распределение потребителей | |||||||||||
3 | Государственная поддержка | |||||||||||
4 | Динамика цен на услуги | |||||||||||
5 | Качество продукции | |||||||||||
6 | Клиенты | |||||||||||
7 | Доход | |||||||||||
8 | Самообеспечение ресурсами | |||||||||||
9 | Сезонность потребления | |||||||||||
10 | Качество транспортной инфраструктуры |
|
|
Вывод: мы видим, что по большей части фактический профиль данной компании расположен в правой части с высокими положительными оценками ключевых факторов. Это свидетельствует о том, что состояние внешней среды компании на данный момент в целом благоприятное. Однако есть факторы внешней среды с отрицательными оценками, поэтому компании следует следить за состоянием внешней среды и стараться подстроиться по него, чтобы не потерять свои позиции на рынке.
Сценарии развития внешней среды ПАО «Аэрофлот»
Морфологическая таблица возможных состояний внешней среды ПАО "Аэрофлот"
Ключевые факторы внешней среды | Возможные состояния факторов | ||
Состояние 1 | Состояние 2 | Состояние 3 | |
Соперничество с конкурентами | Усиление Р11 | Ослабление Р12 | Отсутствие изменений Р13 |
Государственная поддержка | Усиление Р31 | Ослабление Р32 | Неизменный уровень Р33 |
Динамика цен на сырье | Рост цен Р41 | Снижение цен Р42 | Неизменный уровень Р43 |
Качество продукции | Улучшение Р51 | Ухудшение Р52 | Неизменный уровень Р53 |
Клиенты | Увеличение Р61 | Снижение Р62 | Отсутствие изменений Р63 |
Доход | Рост Р71 | Снижение Р72 | Отсутствие изменений Р73 |
Самообеспечение ресурсами | Увеличение Р81 | Снижение Р82 | Неизменный уровень Р83 |
Качество транспортной инфраструктуры | Улучшение Р91 | Ухудшение Р92 | Неизменный уровень Р93 |
|
|
Из таблицы можно вывести морфологические цепочки, соответствующие основным сценариям развития внешней среды:
· Оптимистический вариант: (Р12, Р21, Р32, Р41, Р51, Р61, Р71, Р81, Р92);
· Пессимистический вариант: (Р11, Р22, Р31, Р42, Р52, Р62, Р72, Р83, Р93);
· Наиболее вероятный вариант: (Р13, Р23, Р33, Р43, Р53, Р63, Р73, Р82, Р91)
Можно увидеть, что наиболее вероятный вариант ближе к оптимистичному, чем к пессимистичному по таким параметрам, как:
1) Государственная поддержка – увеличивается за счет необходимости вернуть на Родину людей, которые оказались за границей
2) Качество услуг – сейчас увеличивается качество предоставляемых услуг за счет инноваций
3) Самообепечение ресурсами – Группа компаний пытается открыть все больше компаний, чтобы не зависеть ни от кого
Данные параметры формируют зону риска для ПАО "Аэрофлот".
Но также можно отметить и вероятность улучшения следующих факторов:
1) Соперничество с конкурентами – компания “S7” и “Уральские авиалинии” улучшают качество и претендуют на место лидера по России
2) Качество транспортной инфраструктуры – “РЖД” развивается довольно быстро, многим людям комфортнее путешествовать на поездах, учитывая, что это дешевле