Профильный анализ внешней среды ПАО «Аэрофлот»

Анализ внешней среды макроуровня ПАО «Аэрофлот» (PEST-анализ)

Наименование факторов Возможности (+) для бизнеса Угрозы (-) для бизнеса
1.Экономическая среда:    
Динамика ВВП   Сейчас возможно падение ВВП, что плохо повлияет на компанию
Курсы валют   Из-за повышения курса приходится увеличивать цены, что снижает спрос
Состояние рассматриваемой отрасли Занимает большую часть рынка Не может активно расширяться из-за ФАС
2. Социальная среда:    
Численность и средний возраст населения региона В России много людей, поэтому им нужно перемещаться между регионами В России большое количество людей – молодежь, которая активно путешествует
Доходы населения Зарплаты людей достаточны для покупки авиабилетов В данный момент у людей есть проблемы с зарплатой, из-за чего спрос станет в разы меньше на ближайшее время
Географическое распределение населения Россия – огромная по площади страна, людям требуется перемещаться между регионами Маленький спрос на отдаленные пункты назначения  
Организованность работников в регионе, сила профсоюзного движения Корпоративные продажи достаточно успешно влияют на бизнес -
3. Политическая среда:    
Эффективность работы государственного аппарата   ФАС не дает расширяться и заполучать еще большую долю рынка
4.Технологическая среда:    
Степень распространения новшеств в рассматриваемой отрасли У авиакомпании активно развивается развлекательный сервис на борту, что привлекает многих пассажиров У некоторых других авиакомпаний (Emirates, AirBaltic) быстрее появляются новшества и доступны всем пассажирам, а не отдельным категориям
Инновации в сферах, связанных с деятельностью рассматриваемой организации Wi-fi на борту, возможность смотреть фильмы и сериалы, играть в игры, слушать музыку Из-за большого флота затраты на внедрение инноваций огромны
5. Экологическая среда:    
Состояние физических ресурсов таких, как: земля, воздух, вода Воздух – один из основных факторов, еоторый способствует данной сфере услуг Самолеты сильно загрязняют воздух, из-за чего может встать вопрос о сокращении рейсов в день
Состояние флоры и фауны   При появлении угроз птицам, станут ограничивать минимальную высоту полета
6.Институциональная среда:    
Транспортная инфраструктура: дороги, железнодорожные и водные пути Самолет – самое средство передвижение, к тому же одно из самых комфортных и безопасных Конкуренция с РЖД. Некоторые люди предпочитают не пользоваться услугами авиакомпаний из-за страхов, цен, возможностей
Коммуникации: почта, телефон, Internet и т.д. Возможность рекламировать, продавать услуги через различные средства коммуникации, а также проводить акции и распродажи -

 

 

Анализ внешней среды микроуровня

Наименование факторов Возможности (+) для бизнеса Угрозы (-) для бизнеса
1. Ресурсы:    
Наличие ресурсов требуемого качества Высокое качество услуг Ресурсы требуют большого количчества затрат
Динамика цен на ресурсы Поиск альтернативных источников ресурсов Цена на нефть по стране растет, поэтому растет цена на топлво, необходимое для обеспечения перелетов
Наличие посредников Сайты-агрегаторы рекламируют, предлагают акции, помогают с анализом цен Высокие цены
2. Потребители:    
Структура спроса на продукцию рассматриваемой отрасли Расширение географии полетов способствует увеличению спроса Из-за карантина, который сейчас установлен практически во всех странах, спрос практически исчез
Наличие посредников Договры с сайтами-агрегаторами, программы лояльности банков Некоторые сайты-агрегаторы больше уделяют внимание другим авиакомпаниям, у банков есть системы, предназначенные только для определенных авиакомпаний
3. Конкуренция:    
Соперничество между имеющимися конкурентами Группа компаний показывает, что они лидеры по стране и одни из лучших по миру Рост конкуренции и статистика несчастных случаев
4. Государственные законы и постановления:    
Программы поддержки данной отрасли, данного предприятия Часть акций принадлежит государству  
5. Прочие характеристики отрасли:    
Потенциал роста отрасли Потенциал растет из-за необходимости государств связываться друг с другом  
Будущее отрасли Отрасль активно развивается, в следствие чего развивается и компания  

 

Профильный анализ внешней среды ПАО «Аэрофлот»

Выделим для Группы компаний «Аэрофлот» внешние факторы, оказывающие наибольшее воздействие на показатели работы предприятия и оценим по пятибалльной шкале их фактическое состояние, при этом будем опираться на проведенный анализ окружения компании.

1.    Соперничество с конкурентами - если в будущем не снизится качество предоставляемых услуг, то они продолжат занимать лидирующие позиции (2).

2.    Географическое распределение потребителей – клиенты компании расположены по всей России, но заграничных клиентов не так много (3).

3.    Государственная поддержка – часть акций принадлежит государству, что активно оказывает поддержку компании (5).

4.    Динамика цен на услуги – сильно связано с окружающими факторами, на некоторые из которых компания не может повлиять (-3).

5.    Качество продукции – высокое (4).

6.    Клиенты – практически всем людям иногда требуется оказаться в другом городе/стране по различным причинам (5).

7.    Доход – доход высокий, но прогнозируется скорое снижение дохода в связи с карантином практически во всех странах (2).

8.    Самообеспечение ресурсами – Большинство процессов происходит в Группе компаний, что позволяет держать все в своих руках и не зависеть от других компаний (4).

9.    Сезонность потребления – вне праздников/каникул/периода отпусков, спрос становится ниже (4)

10.  Качество транспортной инфраструктуры – также являются конкурентами, за счет чего идет потеря клиентов (-1)

 

 

№ п/п

Ключевые факторы внешней среды

Оценки факторов

-5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5  
1 Соперничество с конкурентами                      
2 Географическое распределение потребителей                      
3 Государственная поддержка                      
4 Динамика цен на услуги                      
5 Качество продукции                      
6 Клиенты                      
7 Доход                      
8 Самообеспечение ресурсами                      
9 Сезонность потребления                      
10 Качество транспортной инфраструктуры                      

 

Вывод: мы видим, что по большей части фактический профиль данной компании расположен в правой части с высокими положительными оценками ключевых факторов. Это свидетельствует о том, что состояние внешней среды компании на данный момент в целом благоприятное. Однако есть факторы внешней среды с отрицательными оценками, поэтому компании следует следить за состоянием внешней среды и стараться подстроиться по него, чтобы не потерять свои позиции на рынке.

 

Сценарии развития внешней среды ПАО «Аэрофлот»

 

 

Морфологическая таблица возможных состояний внешней среды ПАО "Аэрофлот"

Ключевые факторы внешней среды

Возможные состояния факторов

Состояние 1 Состояние 2 Состояние 3
Соперничество с конкурентами Усиление   Р11 Ослабление   Р12 Отсутствие изменений Р13
Государственная поддержка Усиление   Р31 Ослабление   Р32 Неизменный уровень Р33
Динамика цен на сырье Рост цен     Р41 Снижение цен     Р42 Неизменный уровень   Р43
Качество продукции Улучшение   Р51 Ухудшение   Р52 Неизменный уровень Р53
Клиенты Увеличение   Р61 Снижение   Р62 Отсутствие изменений Р63
Доход Рост   Р71 Снижение   Р72 Отсутствие изменений Р73
Самообеспечение ресурсами Увеличение   Р81 Снижение   Р82 Неизменный уровень Р83
Качество транспортной инфраструктуры Улучшение   Р91 Ухудшение   Р92 Неизменный уровень Р93

 

Из таблицы можно вывести морфологические цепочки, соответствующие основным сценариям развития внешней среды:

· Оптимистический вариант: (Р12, Р21, Р32, Р41, Р51, Р61, Р71, Р81, Р92);

· Пессимистический вариант: (Р11, Р22, Р31, Р42, Р52, Р62, Р72, Р83, Р93);

· Наиболее вероятный вариант: (Р13, Р23, Р33, Р43, Р53, Р63, Р73, Р82, Р91)

Можно увидеть, что наиболее вероятный вариант ближе к оптимистичному, чем к пессимистичному по таким параметрам, как:

1) Государственная поддержка – увеличивается за счет необходимости вернуть на Родину людей, которые оказались за границей

2) Качество услуг – сейчас увеличивается качество предоставляемых услуг за счет инноваций

3) Самообепечение ресурсами – Группа компаний пытается открыть все больше компаний, чтобы не зависеть ни от кого

Данные параметры формируют зону риска для ПАО "Аэрофлот".

Но также можно отметить и вероятность улучшения следующих факторов:

1) Соперничество с конкурентами – компания “S7” и “Уральские авиалинии” улучшают качество и претендуют на место лидера по России

2) Качество транспортной инфраструктуры – “РЖД” развивается довольно быстро, многим людям комфортнее путешествовать на поездах, учитывая, что это дешевле

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: