Примеры целей деятельности организации
Функциональная область | Цель |
Маркетинг | Выйти на 1 место по продаже продукции на рынке |
Производство | Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех или определенных видов продукции |
НИОКР | Поддерживать конкурентоспособность и инновационность (постоянное обновление) выпускаемой продукции |
Финансы | Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал | Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Подразумевает оценку стратегического состояния фирмы с учетом факторов:
· внутренней микросреды, полностью контролируемой менеджментом фирмы и включающей подразделения фирмы;
· внешней микросреды (делового окружения), регулируемой менеджментом фирмы и включающей: поставщиков, конкурентов, посредников (торговые фирмы, транспортные компании, специализированные фирмы (реклама, консалтинг), кредитно-финансовые учреждения), клиентуру и контактные аудитории (средства массовой информации, государственные учреждения и органы, широкая публика);
|
|
· макросреды (фонового окружения), абсолютно неподконтрольной менеджменту фирмы и включающей:
1. Политическое окружение.
2. Экономическое окружение.
3. Социальное окружение.
4. Технологическое окружение.
Сущность анализа внешней среды состоит в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главная цель такого анализа — получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель — выявление сильных и слабых сторон самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.
Менеджер, занимаясь анализом состояния внешней среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по той же схеме, что IT анализ работы собственного предприятия.
Используются различные виды анализа и их комбинации:
· анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации — анализ фактов, или фактический анализ;
· анализ, проводимый на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее — анализ событий и отклонений. Анализ отклонений является частью процессов контроля;
· анализ, проводимый на базе будущей информации — анализ планируемых показателей. Служит для оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив.
Кроме анализа внешней и внутренней среды хороший менеджер должен уметь анализировать и оценивать деловую обстановку, в которой функционирует его предприятие. В зависимости от результатов такого анализа и должны приниматься многие управленческие решения, влияющие на стратегию поведения предприятия на рынке.
|
|
Деловая обстановка — вся совокупность элементов внешней и внутренней среды, оказывающих существенное влияние на достижение стратегических целей в деятельности предприятия на рынке.
Основные сферы деловой обстановки во многом совпадают: политическая, экономическая, социально-политическая, юридическо-правовая, криминальная сферы.
Для менеджеров очень важно уметь определять и прогнозировать деловую обстановку. От этого зависят не только рост или падение экономических показателей ведения бизнеса, но и безопасность деятельности компании в определенных условиях. В западных компаниях работа по оценке деловой обстановки и ее прогнозированию уже давно ведутся. Российские фирмы зачастую этим пренебрегают, за что и расплачиваются. Такая работа должна быть поставлена на научный уровень и доверена только грамотному специалисту. Смысл такой деятельности должен быть сведен к трем основным направлениям: во-первых, к классификации уровня безопасности; во-вторых, к оценкам внешних и внутренних воздействий на компанию; в-третьих, к выработке мер противодействия.
Оценка состояния деловой обстановки включает несколько параметров.
Внешние воздействия могут классифицироваться следующим образом: недобросовестная конкуренция; недобросовестные отношения; споры; опасности; угрозы; конфронтация.
Внутренние воздействия могут классифицироваться таким образом: межличностные, кадровые; техногенные и технологические.
Состояния деловой обстановки определяются по следующим уровням: благоприятная или нормальная; неблагоприятная, или усложняющая; сложная; напряженная, или предконфликтная; конфликтная; катастрофическая.
Ранжирование обстановки по вышеперечисленным уровням позволяет руководителям и менеджерам предприятий определять степень напряженности деятельности системы безопасности, необходимости обращения за поддержкой к государственным органам и фирмам, работающим в негосударственной системе безопасности.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия — очень важное направление в деятельности предприятия. Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется предприятиями во всем мире. Современный менеджер обязан в совершенстве владеть этим методом.
SWOT — это аббревиатурное обозначение сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), благоприятных возможностей (Opportunities), факторов угрозы (Threats).
Анализ SWOT помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует предприятие. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами. Ниже приводятся примерные группы вопросов для проведения SWOT-анализа. Первые две группы касаются внутренних факторов. Анализируются сильные и слабые стороны. Вторая группа вопросов касается внешних факторов и включает в себя благоприятные возможности и факторы угрозы.
Итак, на первом этапе нужно провести анализ по следующим факторам.
Внутренние факторы.
Сильные стороны:
· компетентность;
· наличие достаточных финансовых ресурсов;
· наличие хороших конкурентоспособных навыков;
· хорошая репутация у потребителей;
· признанное лидерство предприятия на рынке;
· наличие у предприятия хорошо продуманных стратегий в данной сфере деятельности;
|
|
· наличие собственных технологий высокого качества; наличие преимуществ в стоимости на продукцию и услуги; наличие преимуществ перед конкурентами; Способность к инновациям и т.п.
Слабые стороны:
· отсутствие стратегического направления;
· маргинальное положение на рынке;
· наличие устаревшей техники;
· низкий уровень прибыльности;
· неудовлетворительный уровень менеджмента;
· плохой контроль;
· слабость по сравнению с конкурентами;
· отсталость в инновационных процессах;
· узкий ассортимент продукции;
· неудовлетворительный имидж на рынке;
· низкие маркетинговые навыки у персонала;
· отсутствие достаточного финансирования проектов и т.п.