Экономический анализ как наука и способ познания

Литература.

План.

БАЛАШОВА О.В.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

«АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


ТЕМА 1: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1. Экономический анализ как наука и способ познания.

2. Роль экономического анализа в управлении предприятием.

3. Виды экономического анализа.

1. Бабець Є.К., Горолов М.І., Жуков С.О., Стасюк В.П. Теорія економічного аналізу. Навч. посібник. – К.: Професіонал, 2007. – 384 с.

2. Баканов М. Й., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 285 с.

Задание для индивидуальной работы студентов.

1. История развития экономического анализа.

Экономический анализ – это система специальных знаний для исследования изменений и развития экономических явлений и процессов в их взаимозависимости и взаимообусловленности, для обеспечения целевого управления ними.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные свя­зи между экономическими явлениями и процессами.

Объектами экономического анализа является обеспеченность трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, эффективность их использования, экономические результаты деятельности, финансовое состояние, платежеспособность, ликвидность, финансовые результаты, объем производства и продажи, себестоимость и т.д.

Основной целью экономического анализа является обоснование и оценка эффективности управленческих решений.

Основные функции экономического анализа.

Название функции содержание функции
Оценочная Определение соответствия состояния экономической системы ее целевым параметрам функционирования и потенциальным возможностям.
Диагностическая Установление причинно-следственных изменений экономической системы в количественном и качественном измерении, влияния факторов на это изменение и развитие.
Поисковая Выявление неиспользованных резервов и потенциальных возможностей изменения и развития экономической системы, обоснование механизмов их мобилизации.

Эти функции реализуются путем решения основных задач.

Основные задачи экономического анализа.

1. Изучение характе­ра действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явле­ний и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов.

3. Контроль за вы­полнением планов и управленческих решений, за эконо­мным использованием ресурсов..

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что по­зволяет объективно оценивать работу предприятия, делать пра­вильную диагностику его состояния и прогноз развития на пер­спективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности.

5. Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

6. Разработка рекомендаций по использова­нию выявленных резервов в процессе хозяйственной дея­тельности.

Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых ре­зультатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и опе­ративного воздействия на экономические процессы

    1. Роль экономического анализа в управлении предприятием.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновы­ваются управленческие решения. Экономический анализ пред­шествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.

Как функция управления анализ тесно связан с планировани­ем и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций.

Как анализ используется в планировании?

Важна роль анализа в подготовке информации для планирования, оцен­ке качества и обоснованности плановых показателей, в про­верке и объективной оценке выполнения планов. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие про­изводства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изу­чаются тенденции развития экономики предприятия, выявляют­ся и учитываются дополнительные резервы производства экономический анализ является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Экономический анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.

Как используется анализ в регулировании?

Большая роль отводится анализу при определении и испо­льзовании резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявле­нию и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат и т.д.

    1. Виды экономического анализа.

По отраслевому признаку, анализ делится на:

- отрас­левой, методика которого учитывает специфику отдельных от­раслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.),

- межотраслевой, который является теоретической и методологической ос­новой анализа во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной дея­тельности.

По признаку временианализ подразделяется на:

- предварительный (перспективный)

- последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

В каких случаях чаще всего проводится перспективный анализ?

(оценка инвестиционных проектов, разработка планов)

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

- оператив­ный

- итоговый (результативный).

Оперативный анализ про­водится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сут­ки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная эконо­мика характеризуется динамичностью ситуации как произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности предпри­ятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный ) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год).

Перспективный анализ в зависимости от длины времен­ного горизонта делится на:

- краткосрочный

- долгосрочный.

Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а дол­госрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса.

По пространственному признаку можно выделить внутрифирменный и межфирменный анализ.

Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприя­тия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

По функциональному признаку (по той роли и зада­чам, которые анализ решает), выделяют:

- финансовый,

- управ­ленческий,

- маркетинговый,

- инвестиционный,

- социально-экономи­ческий,

- экономико-экологический,

- функционально-стоимостный,

- логистический

и другие виды анализа.

Основное назначение финансового анализа состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового со­стояния предприятия и выявлении резервов повышения его ус­тойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предпри­ятия с целью предоставления руководству информации, необ­ходимой для планирования, контроля и принятия оптималь­ных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Технико-экономический анализ проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его задача - изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности пред­приятия.

Социально-экономический анализ проводят экономи­ческие службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на эко­номические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализ применяется ста­тистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрас­ли, региона.

Экономико-экологический анализ проводят органы ох­раны окружающей среды, экономические службы предприя­тия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улуч­шением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта гото­вой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложе­ния, коммерческого риска, формирования ценовой политики, раз­работки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятель­ности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостный анализ иссле­дует функции, которые выполняет объект, и методы их реали­зации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненуж­ные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

Ло­гистический анализ, исследует товар­ные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логисти­ка координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению ма­териальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия по­лучают возможность снижать затраты за счет организации снаб­жения, производства и сбыта на принципах "точно вовремя". Логистика становится основным ключом к успеху, важным стра­тегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

По методике изучения объектов различают:

- качест­венный

- количественный анализ,

- экспресс-анализ,

- фундаментальный анализ,

- маржинальный анализ,

- экономико-математический анализ и т.д.

Качественный анализ — это способ исследования, осно­ванный на качественных сравнительных характеристиках и экс­пертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ основан на коли­чественных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагности­ки состояния экономики предприятия на основе типичных при­знаков, характерных для определенных экономических явлений.

Фундаментальный анализ представляет собой углублен­ное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого слож­ного инструментария

Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснова­ния эффективности управленческих решений в бизнесе на ос­новании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой проблемы с использованием экономико-математических методов и моделей. Выявляются резервы повышения эффективнос­ти производства за счет более полного использования имею­щихся ресурсов.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.

Внутренний анализ осуществ­ляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производствен­ной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Внешний ана­лиз проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, фи­нансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По степени охвата изучаемых объектов анализ де­лится на сплошной и выборочный.

При сплошном анали­зе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследова­ния только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплекс­ным и тематическим.

При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определен­ный момент наибольший интерес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: