Работа с географической картой

Требования, предъявляемые жизнью к подготовке учащихся во вспомогательной школе, закономерно вызывают необходимость совершенствования методов работы с географической картой, этой «альфой и омегой географии», по выражению академика Л. С. Берга.

Значение карты в преподавании географии общепризнано.

По словам А. С. Баркова, «без карты нет и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география». (А. С. Барков. Вопросы методики и истории географии. М, Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр. 34.)

А. С. Барков утверждал, что работа с географической картой — обязательный элемент обучения, без которого преподавание географии не имеет смысла.

Автор многих учебных пособий по географии для учащихся массовой школы И. И. Заславский также подчеркивает роль карты как средства обучения: «Так же как и книга, карта во многих случаях является самостоятельным источником географических знаний... Если книга является словесным описанием земной поверхности, карта служит ее географическим описанием». (И. И. Заславский. Карты на уроках географии. М., Учпедгиз, 1957, стр. 7).

Что такое карта (в переводе с латинского языка — «чертеж, рисунок»), хорошо поясняет следующее определение: географическая карта есть чертеж земной поверхности, построенный на плоскости (математически точный), дающий уменьшенное, плановое, условное, генерализованное изображение предметов и явлений с целью точной передачи их размещения. (См.: К. А. Салищев. Картографии, её предмет и некоторые задачи. В кн.: «Вопросы географии», 1948,.N 9).

Карта отличается от других наглядных пособий (например, от картин) тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Школьные географические карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности.

Среди учителей и методистов географии распространены различные взгляды на роль и место карты в учебном процессе. В зависимости от цели применения карты работа с ней может носить неодинаковый характер.

Школьные карты делятся по способу использования (стенные, вкладные, приложенные к учебнику, контурные, рельефные и атласы), по масштабу (крупномасштабные и мелкомасштабные), по содержанию (общегеографические и специальные), по нагрузке и оформлению.

На уроках географии также используется глобус, который представляет собой модель земного шара. Хотя масштаб его обычно очень мал, он не искажает форму и размеры географических объектов и потому дает наиболее наглядное представление о форме Земли, о положении земной оси, полюсах, экваторе и т. п.

И. И. Заславский указывает, что в учительской практике следует различать четыре основных понятия, составляющих «знание карты»: 1) построение карты, 2) ее чтение, 3) понимание и 4) представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли. Он также отмечает, чти понятие «чтение карты» подчинено понятию «понимание карты», хотя их часто неправомерно смешивают, так как, для того чтобы читать карту, надо знать ее условные обозначения, а чтобы понимать, надо уметь и читать и обладать к тому же определенным запасом географических знаний.

Уметь читать карту — это значит уметь уяснять географическую действительность по сочетанию условных знаков, т. е. «видеть местность так, как она есть на самом деле», по словам В. Л. Буданова, который относит знание карты к категории умении и навыков. Знать карту — значит, во-первых, владеть возможно лучше картографической грамотой и, во-вторых, пользуясь этой азбукой, уметь читать карту и воспроизводить живую местность при помощи символов на бумаге.

Коллектив преподавателей Горьковского педагогического института провел исследование по вопросу работы с картой в школе. В созданном в результате пособии авторами выделяется три вида чтения карты: а) элементарное чтение, суть которого состоит в уяснении свойств объекта по его внешнему виду, на карте (эта горы, а это граница и т п.); б) сложное чтение (в средних классах), основанное на тех видах и свойствах, которые отражены на карте (Африка лежит в жарком поясе, берега ее мало изрезаны и т. п.); в) сложное чтение (в старших классах), в которое входят оба первых вида и, кроме того, требуется сделать выводы о факторах, не обозначенных на карте (рассказ о климате без климатической карты и т. п.).

Основываясь на этом делении видов чтения карты, горьковские ученые пришли к выводу, что первое знакомство детей с картами и глобусом, начальные сведения о Земле в целом можно отнести на II и даже на I класс общеобразовательной школы.

Во вспомогательной школе работа с картой проводится при изучении всего учебного материала, составляющего курс географии. При этом используется несколько видов географических карт, в том числе контурные, предназначенные для обучения учащихся массовой школы, и глобусы разной величины.

В основном во вспомогательной школе используют карты для начальной школы, масштаб которых крупнее, окраска более яркая, на них меньше изображено названий объектов. Применение отраслевых, общеэкономических карт для средней общеобразовательной школы и атласов не дает нужного эффекта в обучении умственно отсталых учащихся. Основным видом карт, которыми пользуются ученики вспомогательной школы, являются настольные карты, вложенные в учебник географии, и стенные карты, одна из которых должна висеть постоянно в каждом классе (с V по VIII класс).

В комплексе практических работ на уроках географии программой для вспомогательной школы предусмотрены разнообразные виды работ с картой. Во время выполнения этих работ ученики получают знания по предмету, закрепляют изученный материал.

Для учащихся вспомогательной школы характерно элементарное чтение карты, т. е. уяснение свойств объекта по его внешнему виду на географической карте, но умственно отсталые ученики, особенно в VII и VIII классах, способны при определенных условиях выполнять задания на установление причинно-следственных зависимостей географического характера, делать несложные выводы.

Опыт передовых учителей вспомогательной школы позволил выявить некоторые методы и приемы, способствующие осмысленному закреплению умственно отсталыми учениками знаний и навыков, связанных с картой. Было установлено, что для улучшения понимания и запоминания, для различения и уточнения учащимися названий географических объектов и их места на карте имеют значение форма изложения учителем нового материала, связанного с картой, проведение систематической словарной работы, развитие интереса учащихся к изучаемому материалу, система упражнений, выполняемых на контурной карте, практические работы, связанные с картой, и т. п. В процессе наблюдений были выявлены также конкретные приемы, которые применяют учителя географии в работе с картой при обучении умственно отсталых учащихся.

Эти методы и приемы по мере их использования можно разделить на две группы.

Одни из них широко и постоянно применяются на уроках, и эффективность их проверена практикой. Это прежде всего работа с контурной картой, записи и рисунки на классной доске и в тетрадях учащихся, «путешествия» по карте, географические диктанты. Как правило, рассказ учителя сопровождается показом картин, фотографий, кинофильмов и диафильмов. Лучшие учителя проводят с учениками достаточное количество полезных экскурсий и практических работ.

Методы и приемы другой группы на уроках географии во вспомогательной школе используются, к сожалению, крайне редко или не применяются совсем. К ним можно отнести работу с классной доской, с дежурной картой, проведение географических викторин, игр, привлечение художественных описаний, практические работы на географической площадке, в краеведческом уголке. Почти отсутствуют в практике вспомогательной школы задания ученикам, выполнение которых связано с применением географических знаний в быту, в жизни (например, найти на карте страну, название которой напечатано на этикетке, или город, изображенный на открытке или марке). Не используется зачастую карта и на других уроках (чтения, естествознания) в тех случаях, когда изучаемый материал требует ее применения.

Систематическая работа с картой во вспомогательной школе начинается с V класса. Прежде чем перейти к работе с ней, необходимо познакомить учеников с такими понятиями, как рисунок и план изображения окружающей местности.

Работа с планом служит введением в изучение географической карты. Вначале учитель показывает ученикам рисунок с изображенными на нем объектами, предметами и расположение их на плане. Полезно провести сравнение плана не только с рисунком, но и с аэрофотоснимком. Это поможет ученикам лучше понять, что план — это уменьшенный чертеж места, как если бы мы смотрели на него сверху. Сравнивая рисунок и план, ученики определяют их сходство и различие, выясняют, что на рисунке все предметы выглядят, как в действительности, а на плане эти же предметы обозначены условно.

К тому времени, когда учащиеся знакомятся с понятием плана, они уже знают стороны горизонта и с помощью компаса умеют определять их, что необходимо при его построении. Учитель объясняет ученикам, что при черчении плана следует помнить о том, что север будет в верхней части листа, а юг — внизу, соответственно слева будет запад, а справа — восток. Затем учитель знакомит учащихся с понятием масштаба. Для этого он предлагает измерить длину и ширину какого-либо предмета (парты, стола) и обозначить их на чертеже (условно приняв, например, две клеточки в тетради за 1 м).

Упражнения в измерении расстояний и изображении их на бумаге в определенном масштабе следует начинать с самых простых.

Например, ученику дается отрезок рейки или веревки длиной в 2 м и предлагается измерить ее метром. У него получилось 2 м, Учитель спрашивает ученика:

— Можешь ли ты нарисовать (начертить) в тетради веревку такой длины?

— Не могу, она не поместится.

— Как же все-таки ее начертить?

— Можно сделать меньше.

— А как узнать, какой длины на самом деле веревка, тому, кто увидит рисунок?

— Нужно написать: «В 1 см — 1 м».

Учитель предлагает остальным учащимся сделать это в тетради. Проводятся и варианты таких упражнений, например, раздаются листочки, на которых начерчены отрезки прямой длиной в 1, 2 и 3 см. Под линиями написано: «В 1 см —1 м» или «В 1 см — 3 м» и т.д.

При составлении плана школьного участка учащиеся измеряют расстояние шагами. Например, если ученица В. сделала от одного края площадки до другого 30 шагов (длина ее шага — 70 см), длина одной стороны участка, следовательно, будет равна 21 м. Выполняя такое задание, ученики измеряют школьный участок и наносят результаты измерения на план. Т. Н. Головина рекомендует при построении плана школьного участка делать сначала макет, а потом — план небольшого участка с холмиком, деревом и т, д., предварительно ограничив его веревкой, натянутой между колышками. Затем можно сделать план школьной территории, обозначив школу прямоугольником, отметив вход в школьное здание и один-два объекта перед школой. Учащиеся должны хорошо уяснить себе, куда каждый из них направляется, выйдя из школы (на север, на юг, восток или запад). На плане обозначаются основные направления (С, Ю, 3, В) можно дать и промежуточные (СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ), План, который впервые составляют дети, не должен быть перегружен деталями (достаточно двух-трех объектов). Условность наносимых на него топографических обозначений должна быть обоснована и понятна детям. Например, если на участке, изображенном на плане, есть небольшой холм, нужно предложить учащимся посмотреть на него (или на другой холм) сверху, тогда дети поймут, почему на плане он будет изображен в виде кружка. Условные обозначения лиственных и хвойных деревьев, домов, рек будут лучше поняты учащимися, если им сначала показать рисунки или фотографии этих объектов.

Составляя план, учащиеся овладевают такими необходимыми навыками, как ориентирование, определение масштаба, знаниями условных знаков топографической карты. Изучив условные знаки, ученики могут определить, пользуясь планом, сколько в районе заводов, электростанций, рек, озер и т. д.

При переходе от изучения плана местности к карте учитель отмечает, что план можно снимать сравнительно с небольших участков земли (план двора, улицы, города, колхоза), но людям надо знать не только местность, где они живут, но и страны, реки, горы на всей Земле. Все это не может поместиться на плане. Большие пространства Земли изображают на картах и глобусах. Учитель знакомит детей с глобусом — моделью земного шара и картами, которые могут быть разного размера и содержания. Далее учитель раздает детям карты-вкладки в учебник для вспомогательной школы, которые до этого времени хранились у учителя. Дети сравнивают масштаб стенных и вкладных карт. Затем ученики рассматривают разные по содержанию карты в альбоме к учебнику и читают рассказ в учебнике «Первые карты». Учитель делает дополнения к этому рассказу о том, как трудно составить карты и как они необходимы (без карты капитан не может управлять кораблем, летчик — самолетом, без карт невозможно строительство городов, дорог, каналов и т. л.), говорит о необходимости бережного отношения к картам. На дом ученики получат задание — вклеить карты в учебник между обложкой и последней страницей (иначе умственно отсталые ученики их теряют).

После первого знакомства с глобусом и картой учащихся знакомят с условными цветами и знаками географической карты. Упражняя детей в чтении карты по условным цветам, следует постоянно использовать на занятиях глобус, который дает возможность перейти к правильному представлению о форме земной поверхности. Полезно сравнивать, например, положение СССР на физической карте мира и на глобусе.

Прежде чем знакомить детей с основными направлениями на карте Советского Союза, нужно показать их на глобусе. Нередко простое задание: показать северный берег Черного моря или в каком направлении от Москвы расположен Ленинград — вызывает у учащихся значительные затруднения, в то время как они легко находят эти объекты на карте. Особенно трудно усваиваются учениками при работе с картой промежуточные направления. Знания направлений на карте облегчает ученикам такое вспомогательное пособие, как «звездочка направлений». Четырехлучевая звездочка вырезается из картона, на концах ее буквами обозначаются основные направления: С, В, Ю, 3. Первое время эту звездочку можно прикреплять к стенной карте или вешать рядом.

При переходе к изучению карты полушарий ученикам демонстрируется глобус, разрезанный вдоль на два полушария. Такого рода демонстрация поможет ученикам получить ясное представление об этой карте и тем самым исключитьнеправильные ответы учащихся типа «на карте полушарий нарисованы два шара».

Карта полушарий является первой картой, с которой знакомятся учащиеся V класса по теме «Земной шар». По этой карте ученики изучают расположение частей света и океанов, учатся правильно показывать их. Сначала разрешается считывать названия с карты, а затем требуется показать объект, не вглядываясь в напечатанные на карте названия.

Перед изучением карты необходимо создать у учащихся представление об объектах, обозначенных на ней. Как указывает И. Г. Розанов, занимавшийся вопросом усвоения карты учащимися вспомогательной школы, работа с географической картой и географическим описанием должна предшествовать изучению соответствующих деталей карты. Не ограничиваясь демонстрацией карты, учителю надо давать детям яркие, художественные, образные описания типических местностей, дополняя изложение показом ландшафта.

Таким образом, при изучении объектов необходимо, чтобы ученики представляли эти объекты в действительности. Для этого учитель, называя и показывая на карте новый для учащихся объект, в следующий момент показывает его на картине, в кадре диафильма, если ученики не смогли непосредственно с ним ознакомиться. Далее в беседе или по ходу своего рассказа учитель вторично возвращается к показу его на карте. Затем ученики находят в настольных картах необходимое название, и учитель вызывает детей к доске, для показа изучаемого объекта на стенной карте и картине, висящей рядом с ней. Только после этого учитель дает указание ученикам найти его местонахождение на контурной карте и отметить это место точкой, черточкой (простым карандашом). Учитель проходит по классу и проверяет, правильно ли ученики нашли необходимый объект. В случае правильного выполнения задания учитель дает указание надписать название (чернилами, с заглавной буквы) или раскрасить объект цветным карандашом.

Закрепление знаний об изучаемом объекте проводится с помощью различных упражнений не только с контурной картой, но и по стенной и настольной картам.

Очень важно обеспечить систематическую работу учащихся с контурными картами. Для этого учителю следует к началу учебного года обеспечить всех учащихся контурными картами и иметь набор цветных карандашей, не надеясь на самостоятельное приобретение их умственно отсталыми учащимися.

При заполнении контурных карт учениками участвуют несколько видов памяти: слуховая, зрительная и моторная. Это сочетание содействует усвоению знаний карты.

Работа с контурной картой начинается в V классе темой «Условные знаки карты», когда ученики наносят условные обозначения на контурные карты, пользуясь настольными картами или атласами. Нанесение обозначений на контурную карту проводится в указанной выше последовательности. На карте полушарий, кроме показа частей света и океанов по теме «Земной шар», ученики показывают кругосветные путешествия Магеллана, Крузенштерна, а затем наносят пунктиром на контурную карту путь их кораблей. При изучении темы «Тепловые пояса на земном шаре» можно использовать контурную карту, на которой уже надписаны учениками части света и океаны, или чистую контурную карту и закрасить тепловые пояса в соответствии с их расположением на карте. Жаркий пояс закрашивается красным цветом, умеренные пояса — зеленым, а холодные — простым карандашом. Названия тепловых поясов следует надписать непосредственно на полушариях, а не по их контурам снаружи, так как в последнем случае умственно отсталые ученики неправильно показывают границы тепловых поясов. При прохождении этой темы необходимы настольные глобусы и большой глобус, которые дают более точное представление о расположении тепловых поясов на земном шаре. При изучении темы «Картины природы и жизни людей на земном шаре» учитель, рассказывая о природных условиях жарких или холодных стран, показывает и требует от учащихся показать тепловой пояс, в котором расположены изучаемые страны, а также названия частей света, где они находятся, и океанов, омывающих их берега.

В процессе изучения природы различных стран целесообразно использовать зоографическую карту и цветную вкладку «Животный мир тепловых поясов» из учебника V класса.

Органически связана с работой по карте и тема «Карта нашей Родины». При ее изучении учащиеся наблюдают по карте протяженность границ Советского Союза, знакомятся с географическим положением столицы, морей, окружающих нашу Родину, наиболее крупных островов, полуостровов и рек страны, гор, озер, каналов и гидроэлектростанций СССР. Учащиеся должны усвоить названия объектов, указанных в программе, и их место на карте. В связи с этим важно, чтобы физическая карта СССР постоянно висела в классе, а на уроках использовались и карта полушарий, и глобус.

Каждое новое географическое название, показанное на карте, учитель иллюстрирует соответствующей картиной и рисунками. В процессе обучения ученики должны хорошо запомнить, что в работе с картой обо всем, что показываешь, надо рассказывать, а все, о чем рассказываешь, надо доказывать. Показывать по карте можно только указкой, держать ее следует в правой руке, стоять вполоборота справа и на некотором расстоянии от карты. На контурной карте по теме «Наша Родина» учащиеся V класса обозначают границы СССР и подписывают все названия географических объектов, предусмотренных программой. Названия на карте пишутся учениками с заглавной буквы.

При обозначении крупнейших гидроэлектростанций необходимо пользоваться картосхемой ГЭС и каналов на Волге, имеющейся в учебнике географии, а при обозначении крупнейших месторождений ископаемых руководствоваться таблицей и статьей, также помещенными в учебнике.

Для того чтобы ученики понимали, что они показывают, кроме иллюстраций изучаемых объектов, учитель дает краткие сведения о каждом из них, привлекая современный материал.

Основой закрепления знаний по теме «Карта нашей Родины», естественно, является работа с контурной картой, поэтому мы предлагаем примерную схему такого урока:

1. Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова) со словесным сопровождением.

2. Показ картины, диафильма, диапозитива с изображением изучаемого объекта. (Если на одном уроке изучается два или, что бывает крайне редко, три географических объекте, то проводится поочерёдный показ на карте и картине.

3. Выяснение знаний учащихся по теме.

4. Рассказ учителя об изучаемых объектах с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала для закрепления знаний у учащихся.

5. Запись новых названий, основных положений урока учителем на доске, а учащимися в тетрадях.

6. Повторный показ на стенной карте и глобусе учителем, затем ученикам».

7. Нахождение учащимися названий объектов на настольных, а затем на контурных картах.

8. Просмотр учителем места, объекта, намеченного учениками простым карандашом на карте, и указания ученикам к надписыванию и раскрашиванию объекта в классе или дома.

9. Чтение статьи учебника с рассматриванием рисунков (иногда просмотр учебного фильма).

10. Пересказ учащихся и показ изучаемых объектов на карте и картине.

11. Задание на дом, запись его в дневник. Если тема закончена, учитель отбирает у учеников контурные карты для проверки и хранения у себя. Если дети должны дома работать с контурной картой, то они складывают ее вчетверо и вкладывают в учебник,

Повторение пройденного в V классе материала с учащимися VI класса проводится главным образом по географическим картам.

По теме «Природные зоны СССР» постоянно используются карты природных зон СССР и физическая карта СССР, привлекается по мере надобности зоографическая карта. В процессе изучения каждой природной зоны учитель рассказывает и показывает по карте географическое положение соответствующей зоны, а затем требует показа со словесным сопровождением от учеников.

Знакомя учеников с природой зоны, т. е. с ее климатом, растительным и животным миром, учитель, а вместе с ним и ученики постоянно обращаются к карте. Вместе с тем выясняются те или иные причинно-следственные зависимости географического характера, связанные с изучаемой зоной, областью. Рассказы, объяснения учителя об основном населении и его занятиях также изучаются в тесной связи с картой. Например: «Покажи, где живут ненцы», «Покажи Чукотский полуостров и назови его основное население», «Назови основные занятия жителей субтропиков, пустынь и объясни, почему именно в этой зоне строят оросительные каналы», «Почему одно из главных занятий жителей тундры — оленеводство?», «Посмотри на карту и объясни, почему в тундре долгая и холодная зима» и т. п.

При изучении некоторых природных зон ученики читают на карте и заучивают названия городов, а затем подписывают их на контурных картах. Границы природных зон учащиеся сначала обводят (на контурной карте они обозначены точками), а потом раскрашивают условными цветами. Надписи названий природных зон и областей учащиеся делают, на одном из первых уроков по теме «Природные зоны», когда учитель знакомит их с расположением природных зон СССР.

В процессе изучения темы «Союз братских народов (15 республик)» ученики продолжают работать по физической карте СССР, карте природных зон и знакомятся с политической картой СССР и с картой народов СССР (вкладные в учебнике). По картам учащиеся изучают географическое положение каждой республики, ее поверхность, сравнивают величину различных географических объектов, территорий, республик. На контурной карте учащиеся обозначают границы республики, ее столицу, реки, основные месторождения полезных ископаемых. Рассказывая о географическом положении той или иной республики, учащиеся показывают и называют граничащие с ней республики и соседние государства, определяют, в какой природной зоне расположена изучаемая республика.

Несколько минут урока (как в VI, так и в других классах) учитель отводит на упражнение учащихся в определении масштаба и закреплении навыков ориентирования по карте. Этому способствуют вопросы и задания такого рода: «В каком направлении находится изучаемый объект?» и т. п. При показе по карте учитель требует от ученика называть направления. Например: «Киргизская ССР расположена к северо-востоку от Таджикистана», «Белорусская ССР находится на западе Советского Союза», «К юго-западу от Украины расположена Молдавская ССР».

Огромную роль в закреплении знаний карты имеют различного рода практические задания. Например, можно отметить на «дежурной» карте условными значкам (вырезанными из картона и укрепленными на булавке) главные места добычи полезных ископаемых или крупные города РСФСР. Полезно поручить ученикам найти на карте город, местность, о которых прочитали в рассказе на уроке чтения или услышали в беседе классного руководителя.

Для большей наглядности, популярности и занимательности карты, для облегчения умственно отсталым учащимся усвоения учебного материала И. Т. Розанов рекомендует давать карту в такой форме и в таком техническом выполнении, которые позволяют менять содержание карты в зависимости от задач, поставленных учителем на уроке. Учащиеся заинтересовываются возможностью «нагружать» карту. Подобная карта может быть использована для контроля знаний учащихся, для повторения, для развития умений пользоваться ориентирами, для облегчения запоминания учащимися географических названий.

Такого рода задания должны широко практиковаться с V по VIII класс.

В VII классе на уроках географии изучается тема «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», непосредственно почти не связанная с географической картой. Только две-три темы: «Земля — планета», «Землетрясения» и «Извержения вулканов» — не могут быть проработаны без карты.

Однако наличие карты в классе необходимо на каждом уроке. В VII классе в течение I четверти наиболее целесообразно чтение учениками физической карты полушарий. Она должна постоянно висеть в классе. В последние минуты урока, когда записано задание на дом, учитель вызывает учеников для чтения по карте знакомых и незнакомых названий по частям света: на одном уроке — островов и полуостровов, на другом — рек и гор, на третьем — возвышенностей и низменностей сначала только в Европе, а затем в Азии, в Америке, Африке и в Австралии.

Упражнения в чтении физической карты полушарий послужат основой для изучения темы «Части света и государства». Обзор частей света начинается с Европы. С помощью физической карты полушарий и глобуса ученики усваивают географическое положение этой части света. Следует отметить, что особые трудности вызывает у учеников показ границы, отделяющей Европу от Азии, несмотря на то, что с этим материалом они уже знакомились в V классе при изучении темы «Части света и океаны». Здесь ученику должны помочь контурная карта и тетрадь, с которыми он работал в V классе. Во вспомогательной школе учитель географии ведет обычно один V класс и один VI, редко больше. Поэтому сохранить контурные карты и тетради 40—60 учащихся в течение двух лет не так сложно. Результаты использования этих материалов весьма положительные. Узнавание своих надписей на карте, записей в тетради ясно облегчает умственно отсталому ученику понимание и восстановление когда-то полученных знаний.

В теме «Обзор частей света» используются главным образом физическая карта полушарий, политическая карта мира. По мере надобности привлекаются к занятиям физическая карта СССР и зоографическая карта. В процессе изучения каждой части света учитель знакомит учеников с новыми названиями островов, полуостровов, гор, рек, морей. Пройденные ранее названия географических объектов, относящиеся к изучаемой части света, повторяются. На контурных картах полушарий ученики в классе надписывают только новые для них названия, а нанесение пройденных ранее учитель задает на дом.

В процессе работы по теме «Основные капиталистические и социалистические государства» ученики должны усвоить название государства, его столицу, основное население и политический строй, а также уметь показать на карте границы указанных в программе государств и их столицы. При изучении этого материала учащиеся работают с контурной картой «Политическая карта мира». На этой карте удается надписать названия только самых крупных государств. Те государства, названия которых не умещаются, ученики закрашивают цветными карандашами и ставят номер. Затем на полях карты рисуют соответствующие цветные прямоугольники и рядом с ними пишут полное название государства, а в скобках его столицу,

Рассказ и показ по карте учитель проводит часто одновременно по нескольким картам. Особенно важно, чтобы политическая и физическая карты была связаны между собой. Например, нельзя говорить об Индии, не сказав, что она расположена на полуострове Индостан, или о Корее, расположенной на одноименном полуострове.

Опыт показывает, что контурные карты отдельных частей света, предназначенные для учащихся массовой школы, во вспомогательной школе могут использоваться только выборочно. Из этих карт можно использовать только контурные карты Африки и Австралии, Работа по контурным картам других частей света не облегчает, а затрудняет процесс понимания и запоминания учениками расположения государств в этих частях света.

Умственно отсталые ученики не могут мысленно перенести «разрозненные» части света (со многими государствами) на карту мира, глобус, на земной шар. Не помогает этому и специально разрезанная учителем политическая карта мира, вырезанные из нее контуры частей света. Поэтому мы рекомендуем по теме «Обзор частей света» ограничиться использованием двух видов контурных и стенных карт: картой полушарий и политической картой мира.

Заканчивается курс географии темой «СССР на карте мира». Знания карты СССР ученикам также помогают восстановить контурные карты и тетради по географии, с которыми они работали раньше. Для выяснения сохранившихся у учащихся знаний карты СССР полезно провести географический диктант, который ученики выполнят на чистых контурных картах СССР (для начальной школы). В дальнейшем эту карту можно будет использовать при прохождении темы «СССР на карте мира», темы, которая является обобщением, повторением и завершением курса географии во вспомогательной школе.

На уроках по этой теме используются политическая карта мира, карта полушарий, физическая и политическая карты СССР. Ученики показывают на этих картах границы СССР, называют пограничные государства и их политический строй.

Кроме того, учитель требует от учеников знания названий и положения на карте союзных республик, их столиц и основного населения. На контурных картах ученики надписывают названия республик, их столиц и пограничных государств. Дальнейшее заполнение контурной карты учениками идет по индивидуальным заданиям учителя, в зависимости от психофизических возможностей каждого ученика.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Программы вспомогательной школы». М., «Просвещение», 1965, стр. 86-103.

2. Т. Н. Головина. Практические работы по географии. М., «Просвещение», 1965.

3. Ю. К. Зубрилин. Работа с картой во вспомогательной школе. «Специальная школа», вып. I, 1969.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: