Сообщение учителем нового учебного материала

Усвоение знаний учащимися, развитие их интереса к предмету во многом зависит от того, как учитель преподнесет новый материал.

При описании методики работы с картой, а также при описании уроков с применением наглядных пособий мы уже останавливались на некоторых приемах сообщения знаний, специфических для вспомогательной школы. Однако необходимо учитывать, что в курсе географии для вспомогательной школы есть и такой учебный материал, который не может быть объяснен наглядными средствами. Например, нельзя наглядно объяснить влияние Северо-Атлантического течения на природные условия Баренцева моря или причины различия в климате умеренного пояса Азиатской и Европейской частей СССР. Кроме того, нельзя сводить обучение географии умственно отсталых школьников к описанию различных географических объектов и явлений, не разъясняя причинно-следственных отношений между ними. В. Н. Синев, исследуя процесс изучения учащимися вспомогательных школ географии как систематического курса, указывает, что они встречают более 200 различных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. При этом он отмечает, что значительная часть географического материала, содержащего такого рода зависимости, является новой для умственно отсталых школьников. (См.: В. Н. Синев. К вопросу об изучении причинно-следственных зависимостей на уроках географии во вспомогательной школе. «Специальная школа», вып. 2, 1967.)

Большинство причинно-следственных зависимостей учитель объясняет учащимся, используя методы устного изложения.

Объяснение учителя должно быть простым по изложению, последовательным, связанным с современностью, краеведением, эмоциональным, содержать четкие выводы. При этом рекомендуется использовать описания из художественной и научно-популярной литературы, что способствует лучшему осмысливанию школьниками изучаемого материала и тем самым развивает у них внимание, интерес. Например, при прохождении темы «Реки Сибири» можно дать такое описание Енисея: «Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся, и кажется странным, что этот силач не смял еще берегов... На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, на том — горы, напоминавшие мне о Кавказе, такие же красивые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега». (А. П. Чехов, Собр соч.. т. 10. М„ 1956, стр 35). Или по теме «Субтропики»: «Южный берег Крыма — узкая полоска земли, зажатая между горами и морем. Это край плодовых садов, полных тугих, налитых соком груш, ароматных слив и абрикосов, персиков, сладкого миндаля. Край цветов и виноградников». (В. Ветлина. Крымские путешествия. М. «Молодая гвардия», 1958, стр. 117).

Удачно подобранные к уроку описания дают познавательный материал, способствуют развитию речи учащихся, воспитанию у них эстетического чувства, облегчают учителю объяснение нового материала,

К речи учителя предъявляются большие требования: она должна быть выразительной, спокойной и безупречно правильной. Основное правило: не увлекаться своей речью на уроке и, рассказывая о многом понемногу, не забывать о том главном, что должны усвоить ученики. Когда у географических объектов, явлений отмечается слишком много признаков, можно «утопить» наиболее характерные, типичные и тем самым затруднить запоминание. Нельзя забывать особенности умственного развития детей-дебилов: они не могут на большом количестве разных примеров выделить основное и сделать обобщение. Запоминают же умственно отсталые учащиеся в первую очередь что-либо «необыкновенное», «занимательное».

На многих уроках географии изложение нового материала следует начинать с выяснения знаний по изучаемому вопросу, т. е. вводной беседой. Когда дети выскажут все, что они знают об обсуждаемом предмете, учитель приводит эти сведения в стройную систему с помощью рассказа. После рассказа в обобщающей беседе учитель выясняет правильность усвоенного,- выделяя еще раз узловые моменты, и закрепляет знания учащихся.

Самое широкое применение среди методов обучения во вспомогательной школе находит вопросо-ответная беседа. В такой беседе наиболее активно изучается материал, в ней сочетается изложение нового и проверка ранее усвоенного, вовлекается в работу весь класс, развивается мышление, речь учащихся, мобилизуется их внимание.

Таким образом, беседа — лучшая форма сообщения новых знаний, форма, на основе которой выявляются имеющиеся знания и строится дальнейшая работа (по наблюдениям, просмотру кинофильма, работа над текстом).

В зависимости от содержания учебного материала, на основе которой строится беседа, учитель выбирает и приемы ее проведения. Так, в беседе на основе наблюдений учитель соответствующей постановкой вопросов помогает сопоставить отдельные наблюдения между собой, подводит учащихся к обобщениям. В беседе, построенной, например, на просмотре диафильма, учитель подготавливает детей к его восприятию, с помощью вопросов знакомит с содержанием, обращает внимание на наиболее существенные моменты. В беседе, связанной с упражнениями (например, «Составление плана класса»), учитель на основе имеющихся у детей знаний ставит вопросы, которые заставляют детей думать и принимать самостоятельные решения. Беседа, построенная на основе прочитанного текста, предполагает вопросы, с помощью которых учитель определяет усвоение текста. Однако следует учесть, что, если сообщать новый материал только с помощью беседы, дети не получат примера хорошего рассказа, выразительного чтения. Да и далеко не всегда можно сообщить новые знания с помощью беседы, например, по темам «Современное положение коренного населения Австралии», «Капиталистические государства Азии» и т. п.

Следовательно, вводную беседу следует проводить в том случае, если у учащихся уже имеется достаточный запас знаний, а разъяснительную беседу во всех случаях следует проводить в сочетании с рассказом учителя, после которого всегда следует обобщающая беседа и закрепление знаний. Надо отметить, что эффективность, успех беседы зависят от того, насколько глубоко продуманы вопросы к учащимся. Поэтому учителю следует заранее подготовить вопросы и вписать их в план урока.

Примерами конкретных кратких вопросов могут быть вопросы к статьям в учебниках по географии.

Исследования В. Н. Синева показали, что успех любой беседы зависит не только от правильной постановки вопросов, но и от своевременности исправления неверных ответов учащихся, так как нельзя допустить закрепления неправильно воспринятых учеником знаний. Одни педагоги, исправляя неправильный ответ ученика, предлагают ему запомнить правильный вывод, другие объясняют ученику причину неправильного ответа (последний путь более эффективен). Значительно больших успехов может добиться учитель, если он создаст условия, при которых ученик сам сможет понять ошибочность своего вывода, и в зависимости от характера неправильного ответа выберет те или иные приемы его исправления.

ЛИТЕРАТУРА

1. В А. Грузинская. Методика географии во вспомогательной школе. М, Учпедгиз, 1949, стр. 37-58.

2. В. И. Синев. К вопросу об изучении причинно-следственных зависимостей на уроках географии во вспомогательной школе. «Специальная школа», вып. 4, 1967,

3. В. Н. Синев. О некоторых приемах проведения географической беседы во вспомогательной школе. «Специальная школа», вып. 2, 1968.

4. В. Н. Синев. Усвоение умственно отсталыми школьниками причинно-следственных зависимостей географического характера. «Специальная школа», вып. 4, 1968.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: