Проверка знаний учащихся

Проверка знаний учащихся может проводиться не только как отдельный этап работы, но и при объяснении нового материала, при закреплении и во время самостоятельной работы, выполняемой учениками. Проводится она систематически на каждом уроке. При проверке учитель внимательно следит за ответом вызванного ученика (за правильностью изложения материала, за его полнотой, за тем, как учащийся представляет предметы и явления, о которых рассказывает, как умеет применять на практике полученные знания). Слушая ученика, учитель внимательно следит за классом.

Систематичность, индивидуальный подход, спокойный тон и терпеливость со стороны учителя, правильная конкретная краткая форма вопроса, соответствие его программе — таковы основные требования к проверке. Следует учесть, что требовать от ученика нужно главным образом знаний наиболее существенных фактов, основных выводов. Если учитель спрашивает подробности, детали, учащиеся стараются запомнить именно их, упуская главное.

В зависимости от структуры урока, от цели его, от объема изучаемого материала учитель использует разные виды опроса. Это оживляет урок, дает возможть опросить большее число учащихся. При всех видах проверки знаний решающее значение имеет вопрос учителя.

Поэтому необходимо помнить, что а) вопросы должны задаваться в определенной последовательности; б) не следует задавать вопросов, предполагающих односложные ответы; в) нужно больше задавать вопросов, заставляющих учащихся думать, вопросов практического характера.

Индивидуальный и систематически проводимый учет знаний имеет большое значение для повышения качества обучения, стимулирует внимание и прилежание учащихся, помогает учителю научить каждого ученика.

Сокращение времени, затрачиваемого на опрос, достигается тщательной подготовкой проверочных вопросов, использованием различных приемов, и форм проверки.

Индивидуальный опрос с вызовом к карте дает возможность получить от учащегося основательный ответ с использованием наглядных пособий и зарисовок на доске. Хороший рассказ ученика — это и развитие речи, и развитие мышления. Во время рассказа, как и при чтении, учитель исправляет ошибки, неправильности в речи ученика, но не останавливается подробно на них, так как это можно сделать позднее, когда ученик закончит свой рассказ. Нельзя сбивать и без того слабо развитую мысль и речь умственно отсталого ребенка. В пересказывании статьи большую помощь оказывает ученику план, по которому учитель учит детей излагать свои мысли. Первоначально план выписывается ежедневно на доску, и дети по нему пересказывают прочитанное (такой же план можно поместить в тетрадях учащихся). В дальнейшем они запоминают этот план и рассказывают, пользуясь им уже по памяти.

Чтобы индивидуальный опрос не превратился в беседу с одним учеником, учитель предлагает остальным учащимся дополнять ответ или задавать вопросы отвечающему (на которые может ответить сам задающий). Для экономии времени можно нескольким учащимся одновременно вручить карточки с вопросами. Вопрос задается учителем всему классу (для мобилизации внимания учащихся). Затем вызывается один ученик. Учащиеся слушают его ответ, добавляя и поправляя. За это время подготовится отвечать кто-либо из учеников, которым были розданы карточки. Таким образом можно опросить с вызовом к карте несколько человек.

В процессе проверки знаний и навыков учащихся следует использовать вопросы к статьям в учебнике.

Разнообразие методов опроса развивает внимательность учащихся, закрепляет их знания.

Во вспомогательной школе трудно заставить весь класс думать в то время, когда опрашивается один ученик, особенно слабый. Поэтому учитель вынужден применять те формы опроса, которые заставят работать максимальное количество учащихся.

В этом отношении эффективен фронтальный опрос, который дает возможность за короткое время опросить многих учащихся, активизировать их внимание. Такой опрос может проводиться по пройденному материалу и по всей теме. Удобен он тем, что ответы на вопросы даются в краткой форме, поэтому можно задать много вопросов. Фронтальный опрос подготавливает учеников к участию в последующей работе на уроке. Особенно полезно проводить его после прохождения темы и при переходе к изучению нового материала.

Одной из форм проверки знаний является уплотненный опрос: учитель одновременно вызывает несколько учеников для заполнения таблиц на доске или на карточках. Например, в V—VI классах при прохождении тем «Умеренные страны», «Лесная полоса» можно предложить заполнить следующую таблицу:

Деревья Растения Лесные животные Птицы Рыбы Грибы Цветы Ягоды
               

Или в V классе при прохождении темы «Холодные и жаркие страны» (вызываются 3 ученика):

Растения Животные Занятия населения
     

В V, VI и VII классах при прохождении темы «Реки»:

Название реки Откуда берет начало Куда впадает
     

В VI классе при прохождении каждой природной зоны, области, республики (вызываются одновременно 4 ученика):

Республика, главный город Основное население Занятия населений В какой природной зоне расположено
       

В VII классе при изучении довольно трудной темы «Азия» можно заполнить такую таблицу:

Животные на севере Азии Животные в тайге Деревья тайги Животные в пустыне Растения пустынь Животные в лесах Индии и Индонезии Полезные растения на юге Азии
             

Заполнение таких таблиц может проводиться одновременно всем классом, а затем ответы зачитываются, проверяются и дополняются.

Активизации класса способствует и несколько другая работа, в процессе которой ученики по очереди заполняют на доске по одной графе таблицы. Например, в. VII классе при обзоре какой-либо части света учитель пишет в таблице название государства, а главный город и население вписывают вызванные ученики, или указывается главный город, а графы «Государство» и «Население» нужно заполнить и т. п.

Государство Главный город Население
Англия?? ? Париж? ?? Русские

Такие таблицы суммируют знания, приводят их в систему, зрительно закрепляют, создают цельность темы.

Другой вид проверки знаний учащихся — письменный опрос: учитель пишет на доске вопросы, а ученики отвечают на них в тетрадях. Учащиеся не предупреждаются о проверочной письменной работе. Продолжается она не более 10—20 минут. Вопросы должны быть краткими. Учитель может провести такую же работу по карточкам с индивидуальными заданиями. Этот вид проверки может быть весьма продуктивным, так как основывается он на индивидуальном подходе к детям, занимает немного времени и исключает списывание.

Заканчивая изучение темы, полезно провести следующие виды контрольных работ по контурной карте:

а) надписать названия группы изученных объектов (полуостровов, островов, океанов, частей света и т. п.);

б) обозначить путь кораблей Магеллана, Северный морской путь или границы изучаемого объекта;

в) обозначить условными знаками и надписать, например, гидроэлектростанции, каналы, основные месторождения полезных ископаемых;

г) географический диктант: диктуются медленно названия крупнейших рек, столиц и т. п., а дети надписывают их на картах.

Перед выполнением учащимися такой письменной работы учитель дает указание, как надписывать карту, можно ли пользоваться атласом,- настольными картами и т. д.

Проверка знаний и умений учащихся сопровождается оценкой. Выбор метода или приема проверки зависит от содержания материала и возраста учащихся. Лучшие результаты приносит сочетание разнообразных методов.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. А. Грузинская. Методика география во вспомогательной школе. М. Учпедгиз, 1949, стр. 37—58.

2. Т. И. Пороцкая. Методы преподавания географии по вспомогательной школе. В сб: «Опыт учебно-воспитательной работы вспомогательной школе». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МЕТОДИКЕ ГЕОГРАФИИ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Коррекционно-воспитательное значение и задачи курса географии во вспомогательной школе.

2. Анализ программы по географии для вспомогательной школы (по годам обучения).

3. Содержание начальных сведений по географии в программе предметных уроков и экскурсий в I—IV классах.

4. Методика проведения наблюдений за природой в младших и старших классах вспомогательной школы.

5. Осуществление краеведческого принципа в процессе обучения учащихся географии.

6. Виды и формы наглядных средств, применяемых на уроках географии во вспомогательной школе. Методика работы с картиной и с учебными фильмами. Рисование и записи на классной доске.

7. Виды карт, применяемых в обучении географии учащихся вспомогательной школы. Методика работы со стенными, контурными и настольными картами.

8. Организация экскурсии, по географии.

9. Значение практических работ по географии во вспомогательной школе и методика их проведения.

10. Организация географической площадки во вспомогательной школе. Виды работ, которые проводятся на географической площадке.

11. Организация краеведческого уголка. Виды работ учащихся по изучению своего края.

12. Методика сообщения учителем новых знаний. Требования к речи учителя.

13. Методика словарной работы на уроках географии.

14. Методы и приемы закрепления знаний учащихся на уроках географии.

15. Значение развития интереса к урокам географии у учащихся. Приемы этой работы.

16. Какие материалы содержатся в учебниках географии для вспомогательной школы? Как и на каком этапе проводится чтение учебной статьи, выполнение заданий, работа с иллюстрациями учебника?

17. Виды работ, выполняемых учащимися в тетради по географии. Методика работы с тетрадью.

18. Виды домашних заданий по географии.

19. Методика изучения тем программы по географии:

V класс

«Ориентирование на местности», «Формы поверхности Земли и вода», «От вида местности к плану и карте», «Земной шар», «Тепловые пояса на земном шаре», «Картины природы и жизни населения на земном шаре», «Карта нашей Родины».

VI класс

«Природные зоны СССР», «СССР — союз братских народов».

VII класс

«Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Краткий обзор частей света», «СССР на карте мира».

20. Принципы тематического планирования уроков географии. Анализ урока.

21. Внеклассная работа по географии.

Приложение. ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Приборы

Термометры уличные и комнатные. Флюгер, Барометр, Компасы (20 штук).

Глобусы настольные (20 штук).

Теллурий,

Метр складной или рулетка.

Мяч небольшой.

Универсальный проектор,

Киноаппарат.

Эпидиаскоп и фильмоскопы.

Большой глобус и глобус, предназначенный для обучения слепых.

Карты

Физическая карта полушарий. Физическая карта СССР. Карта природных зон мира. Карта природных зон СССР. Зоографическая карта СССР. Политическая карта мира, Политическая карта Европы. Карта союзных республик СССР. Атласы для начальной школы (20 штук), Физические карты отдельных частей света.

Наглядные пособия

Картины отдельные и наборы иллюстраций по географии (соответствующие программному материалу).

Таблицы по географии. Схемы (круговорот воды, затмения Солнца и Луны и т.п.)

Портреты великих географов-путешественников.

Диафильмы и диапозитивы.

Картинки-вырезки из журналов, открытки.

Самодельные наглядные пособия (коллекции, гербарии и пр.).

Литература для учителя географии

Дефектологический словарь.

Книга для учителя вспомогательной школы.

Хрестоматии и учебники по географии для массовой школы.

Словари-справочники по географии для учителей.

Детская энциклопедия.

Школьный календарь.

Настольный календарь.

Ежегодники «Земля и люди» и «Глобус».

Журналы: «Дефектология», «Начальная школа», «География в школе», «Вокруг света», «Мурзилка», «Пионер», «Юность», «Юный натуралист».

 

Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: