Неспецифическая иммунопрофилактика

Дипломная работа

Роль участковой медицинской сестры в специфической иммунопрофилактике детей на закрепленном участке

 

Студентка: ФИО

 

43 группа

 

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

 

Руководитель: Лаврова Т.В.

 

Работа допущена к защите__________________________________

 

Дата защиты______________________________________________

 

Отметка ГЭК_____________________________________________

 

Председатель ГЭК_________________________________________

 

 

Бузулук, 2020 г.

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретическая часть……………………………………...………… 5
      1.1 Иммунопрофилактика.................………...………………………. 5
      1.1.1 Неспецифическая иммунопрофилактика……………………... 7
      1.1.2 Специфическая иммунопрофилактика…................................... 10
      1.1.3 Национальный календарь прививок ……………...................... 15
      1.2 Вакцины, используемые для иммунизации…………………… 10
      1.2.1 Вакцины для иммунизации от туберкулеза………………....... 22
1.2.2 Вакцины для иммунизации от коклюша, дифтерии, столбняка………….......................................................................................... 24
      1.2.3 Вакцины для иммунизации от полиомиелита ………….......... 28
1.2.4 Вакцины для иммунизации от краснухи, кори, эпидемического паротита……………………………………………............ 29
      1.3 Организация и проведение вакцинопрофилактики…………...... 30
1.4 Роль участковой медсестры в специфической иммунопрофилактике детей............................................................................ 36
Глава II Практическая часть……………………………………………...…. 38
2.1 Цель, объект, методы исследования 38
2.2 Анализ статистических данных по иммунопрофилактике детей, обслуживаемых детской поликлиникой  ГБУЗ “ББСМП” за 2017-2019 гг ……………………………………………………………………… 38
2.3 Отработка умений и навыков участковой медицинской сестры в специфической иммунопрофилактике………………………………….. 42
2.4 Работа в кабинете педиатрического участка №7……………….. 44
Заключение…………………………………………………………………… 51
Список используемой литературы………………………………………….. 52

 

 

Аннотация

к дипломной работе на тему:

«Роль фельдшера образовательного учреждения в процессе профилактики кариеса у детей с учетом возраста».

 

Выполнена студенткой Бузулукского медицинского колледжа отделения 34.02.01 «Сестринское дело» 46 группы Жидковой Анной Михайловной

Объект исследования – роль фельдшера образовательного учреждения в процессе профилактики кариеса.

Предмет исследования – роль фельдшера образовательного учреждения в процессе профилактики кариеса в различных периодах детского возраста.

Целевая установка: отработка навыков фельдшерской деятельности в образовательном учреждении в процессе профилактики кариеса в различных периодах детского возраста.

Объём дипломной работы 52страниц. При написании диплома использовалось 14 источников. Структура данной работы следующая: введение, две главы, приложения 8, диаграммы 18, таблицы 2, список использованной литературы, заключение.

В главе первой предложено теоретическое обоснование: кариес - определение, этиология, патогенез, классификация, клиническая картина, диагностика, лечение, профилактика, методы индивидуальной гигиены полости рта, средства индивидуальной гигиены полости рта, рекомендации по уходу за полостью рта и выбору средств гигиены полости рта, определение эффективности рациональной гигиены полости рта.

В выводе по ней подводятся итоги по изучению теоретического материала.

В главе второй осуществляется исследовательская работа, состоит из 5 этапов нашей работы, которые были проведены на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения г Бузулука «Средняя общеобразовательная школа № 10».

Заключение: исходя из сравнительного анализа профилактических мероприятий, проводимых фельдшером школы у учеников 7 «Б», мы выяснили, что основными профилактическими мероприятиями являются беседы, буклеты, рекомендации, обучение рациональной гигиене полости рта, стандартному методу чистки зубов.

 

 

     Введение

 

Иммунопрофилактика - одна из актуальных проблем медицины.

В настоящее время иммунопрофилактика является наиболее надежным и проверенным средством снижения инфекционной заболеваемости. Плановое проведение активной иммунопрофилактики, получившее широкое распространение во всех странах мира позволило поставить вопрос о ликвидации отдельных нозологий. Прививочная работа – один из важных разделов деятельности участковой медицинской сестры поликлиники.

В результате контакта с микробами во время инфекции развивается временный или постоянный иммунитет к ним. Иммунопрофилактика позволяет выработать иммунитет до естественного контакта с возбудителем. Благодаря созданию вакцин стала возможной профилактика многих инфекционных болезней и ликвидация тяжелых заболеваний. Инфекционные болезни наиболее распространены на земном шаре. Эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, дифтерии, кори, сыпного тифа и других болезней до недавнего времени уносили множество человеческих жизней, причиняя непоправимый урон здоровью и экономическому процветанию человечества. Не менее опасны эпидемии гриппа, менингококковой инфекции, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других болезней, которые и сейчас угрожают здоровью и жизни многих людей.

До настоящего времени иммунопрофилактика в полной мере сохраняет свое приоритетное значение в борьбе против многих инфекционных заболеваний. Профилактические прививки являются основной мерой радикально воздействующей на эпидемический процесс. Именно с проведением активной иммунизации связаны большие успехи, достигнутые в борьбе с инфекционными болезнями, и на ней строятся перспективы ликвидации некоторых инфекций. Также следует учитывать, что среди различных медицинских манипуляций в педиатрической практике первое место по частоте занимают профилактические прививки, и наибольшее их количество, особенно первичных вакцинаций, приходится на самый ранний возраст. Поэтому проведение активной иммунизации широкому кругу детского населения, качественная и всесторонняя организация прививочной работы в детской поликлинике являются значимыми факторами в формировании и укрепления здоровья детей. В связи с этим, рассматриваемая мною тема, является актуальной. [1,5,9,10,12,]

Объект изучения: роль медицинской сестры в специфической иммунопрофилактике

Предмет изучения: Роль участковой медицинской сестры в специфической иммунопрофилактике детей на закрепленном участке

Гипотеза: умения и навыки участковой медицинской сестры в специфической иммунопрофилактике детей на закрепленном участке будут отработаны, если:

- будет накоплена и обобщена теоретическая база исследования;

- будут определены и описаны умения и навыки участковой медицинской сестры в специфической иммунопрофилактике детей на закрепленном участке;

- будут отработаны умения и навыки участковой медицинской сестры в специфической иммунопрофилактике детей на закрепленном участке ГБУЗ «ББСМП»;

- будут разработаны рекомендации для родителей по иммунопрофилактике детей в рамках национального календаря прививок в виде памяток.

Цель работы: отработать умения и навыки участковой медицинской сестры педиатрического участка в иммунопрофилактике в рамках национального календаря прививок.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

- накопить и обобщить теоретическую базу исследования;

- определить и описать умения и навыки участковой медицинской сестры в специфической иммунопрофилактике детей на закрепленном участке;

- отработать умения и навыки участковой медицинской сестры в специфической иммунопрофилактике детей на закрепленном участке на базе детской поликлиники (ул. Максима Горького, 65) ГБУЗ “ББСМП”;

- разработать рекомендации для родителей по иммунопрофилактике детей в рамках национального календаря прививок в виде памяток.

 

     Глава I. Теоретическая часть

 

 

    1.1 Иммунопрофилактика

 

 

Иммунопрофилактика - метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета.

В Российской Федерации иммунопрофилактика инфекционных болезней регламентируется Федеральным Законом «Об иммунопрофилактике инфекционныхболезней», утвержденным 17.09.98 г.  N 157-ФЗи  приказ МЗ РФ от 27.06.2001 N 229 “О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям”.

 Федеральный Закон устанавливает правовыеосновы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционныхболезней, предусматривающие сочетание прав, обязанностей и ответственности индивидуума и государства.

В Федеральном Законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» дана трактовка основных понятий.

Иммунопрофилактика – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Федеральный Закон возводит иммунопрофилактику в ранг государственной политики и гарантирует гражданам:

- доступность профилактических прививок;- бесплатное проведение прививок, включенных в Национальный календарь и проводимых по эпидемиологическим показаниям, в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

- социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;

- использование эффективных медицинских иммунобиологических препаратов для осуществления иммунопрофилактики;

- государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов;

- разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ в области вакцинопрофилактики;

- поддержку научных исследований в области разработки новых иммунобиологических препаратов;

- обеспечение современного уровня производства медицинских иммунобиологических препаратов;

- государственную поддержку отечественных производителей медицинских иммунобиологических препаратов;

- включение в государственные образовательные стандарты подготовкимедицинских работников вопросов иммунопрофилактики.

Закон четко определяет право граждан на:

- получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости прививок,

- последствиях отказа от них и возможных осложнениях;

- выбор государственных, муниципальных или частных форм здравоохранения для проведения вакцинации;

- бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости - обследование илечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

- отказ от профилактических прививок.

Последнее положение соответствует Хельсинской декларации, но оно заставляет медицинский персонал активно разъяснять родителям опасность отказа от прививок, поскольку это нарушает его право на жизнь и здоровье, провозглашенное Венской декларацией и Оттавской декларацией о праве ребенка на здоровье, принятой Всемирной медицинской ассоциацией (1998г.).

Отказ от вакцинации могут быть приравнены к неоказанию необходимой медицинской помощи.В случае отказа граждан от профилактических прививок Закон предусматривает определенные права государства, к ним относятся:

- запрет для граждан выезд в страны, пребывание в которых требует конкретных профилактических прививок;

- временный отказ в приеме в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозевозникновения эпидемий;

- отказ в допуске к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.Специальная глава закона посвящена социальной защите граждан при возникновении поствакцинальных осложнений.

Иммунопрофилактика бывает:

- специфическая (направленная против конкретного возбудителя) и неспецифическая (активизация иммунной системы организма вцелом)

-активная (выработка защитных антител самим организмом в ответ на введение вакцины) и пассивная (введение в организм готовых антител) [1,2]

 

 

Неспецифическая иммунопрофилактика

Методов неспецифической профилактики болезней очень много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности, получивших обобщенное название «закаливание организма». Если исходить из определения, что закаливание – это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям, понятие его значительно расширяется по сравнению с общепринятым, как системы воздушных, водных, солнечных и других ванн для повышения устойчивости к различным метеорологическим (простудным) явлениям. [1,3]

Известные в настоящее время средства повышения неспецифической резистентности организма:

-Утренняя физзарядка с элементами дыхательной гимнастики

-Утренние гигиенические мероприятия и закаливающие процедуры

Гигиеническим мероприятиям: чистка зубов и умывание, с проведением при этом закаливающих процедур.

-Физкультминутки при проведении развивающих занятий с элементами закаливания

Физкультминутка проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия. Не все занятия требуют проведения физкультминутки, а лишь те из них, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей: занятия по родному языку, развитию элементарных математических представлений и т. д. Необходимость проведения физкультминуток появляется лишь в дошкольном возрасте.

-Точечный массаж

В исследованиях последних лет отмечено стимулирующее влияние на некоторые иммунологические показатели рефлексотерапии – эффективного безмедикаментозного средства, не дающего побочных реакций. Показано, что стимуляция биологически активных точек повышает активность макрофагов, усиливает фагоцитоз, влияет на синтез антител, нормализует подвижность нервных процессов, состояние гипоталамо-гипофизарной системы и повышает адаптационные возможности организма.

-Хождение босиком

Ходьба босиком тренирует сосуды кожи стоп, рефлекторно улучшает деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

-Биологически активные вещества (БАВ)

БАВ – это органические соединения, выполняющие различные функции в организме и обладающие высокой активностью и специфичностью. К БАВ относятся ферменты, гормоны, витамины, антибиотики, активаторы роста, биогенные стимуляторы. Различные БАВ обладают как специфическим, так и неспецифическим действием, регулируя обменные процессы в организме, его адаптивные и защитные реакции. Некоторые из БАВ, такие как биогенные стимуляторы, активаторы роста, оказывают стимулирующее действие на другие биологически активные вещества, в частности на активацию ферментных и эндокринных систем организма.

 Адаптогены приспосабливают организм к различным вредным факторам окружающей среды. Они также повышают работоспособность, не оказывая при этом отрицательного влияния на организм. Положительный эффект адаптогенов обычно нарастает постепенно, достигая своего максимума через 15–30 дней ежедневного приема. Стимулирующий эффект сохраняется лишь во время приема препарата. С прекращением приема он быстро исчезает.

 Действие адаптогенов проявляется через центральную нервную и гипофиз-адреналовую системы, в результате чего наблюдается увеличение гликогена в мышцах, повышается содержание белка и рибонуклеиновой кислоты в тканях, увеличивается активность окислительных ферментов, что в целом способствует повышению неспецифической резистентности организма.

-Аэронизация

Аэроионы действуют на организм главным образом через органы дыхания. Проникая в легкие (бронхи, бронхиолы), аэроионы раздражают центростремительные волокна и передают импульсы в соответствующие центры, а через них – рефлекторно во внутренние органы, оказывая непосредственное влияние на функциональные отправления органов и тканей.

 Под влиянием аэроионизации установлено повышение фагоцитарной активности лейкоцитов, бактерицидности крови, титра комплемента сыворотки крови и антителообразования. В целом выявляется достаточно высокая эффективность аэроионизации воздуха отрицательными ионами для повышения устойчивости организма к охлаждению, к недостатку кислорода, а также к различным инфекционным заболеваниям.

 Положительное влияние на организм оказывают образующиеся при распылении жидкостей гидроаэроионы (баллоэлектрический эффект). Отдача заряда электроаэрозоля начинается уже в носу и продолжается в нижних дыхательных путях. Возможно, заряженные частицы вызывают в тканях электрохимические изменения, которые оказывают, кроме раздражения рецепторов слизистой оболочки носа и влияния на его рефлекторные связи, воздействие еще и на ферменты, а также на железы внутренней секреции, активизируя защитные силы организма.

-Бассейн как оздоровительная процедура

Занятия плаванием в бассейнах - мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма.

-Солнечные ванны

Проведение времени на свежем воздухе, прогулки, занятия спортом.

-Фитотерапия и фитопрофилактика

 Лекарственные растения применяются в свежем виде, в виде порошка из высушенных и измельченных растений или путем извлечения из растений действующих веществ, подвергая их несложной обработке с сохранением структуры природного комплекса этих веществ. Их используют для приготовления настоев, отваров, настоек, вытяжек или сгущенных вытяжек (экстрактов). Лекарственные растения обладают одним неоценимым преимуществом перед искусственно созданными препаратами: они являются живыми организмами и синтезируют вещества, физиологически более близкие нам по сравнению с полученными на химических предприятия. [4,5,6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: