Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

для учащихся 6-9 классов общеобразовательных

учреждений Челябинской области

«Краеведение»

Пояснительная записка

 

Статус документа

Программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Че­лябинской области на основе федерального компонента государс­твенного стандарта общего образования с учетом возрастных осо­бенностей обучающихся 6-9 классов. Программа по краеведению Челябинского Южного Урала раскрывает содержание региональ­ного учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изу­чения.

Программа выполняет две основные функции. Информацион­но-методическая функция позволяет всем участникам образова­тельного процесса получить представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функ­ция предусматривает выделение этапов обучения, структурирова­ние учебного материала, определение его количественных и качес­твенных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащих­ся.

Содержание программы достаточно универсально и служат ори­ентиром для учителя в условиях вариативности основного общего образования - с одной стороны и его стандартизации - с другой. Это предоставляет широкие возможности для создания рабочих календарно-тематических планов в общеобразовательных учреж­дениях. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения после­довательности изучения этого материала, а также путей формиро­вания системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая

творческой инициативы учителей, предоставляет широкие воз­можности для реализации различных подходов к построению учеб­ного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов по краевед­ческому образованию, рекомендуемую литературу.

Общая характеристика учебного предмета

Программа реализует идеи Концепции краеведческого образо­вания в Челябинской области и составлена на основе Примерных программ основного общего образования по географии, истории, искусству, технологии и биологии. Содержание краеведческого образования отражает комплексный подход к изучению родного края. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономи­ческие, социальные и культурные факторы, формирующие и изме­няющие состояние края, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззре­ния, целостной картины среды обитания, системы научно-обосно­ванных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональ­ном, но и рациональном уровне.

В основу содержания программы положено понимание краеве­дения как учебного предмета, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала. Крае­ведение вбирает в себя географические, биологические, экологи­ческие, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы. Обращается при­стальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и повседневной жизни родного района, города, села, мик­рорайона, улицы, дома.

Педагогический синтез содержания основных учебных предме­тов позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к при­родным богатствам, истории и культуре своего родного края.

Цели.

Главной целью краеведческого образования является воспита­ние гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и лю­бящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Изучение краеведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных краеведческих понятиях, осо­бенностях природы, населения и хозяйства Челябинской области во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России;

овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на реги­он с вычленением отдельных деталей повседневного бытия; ориен­тироваться на местности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание уважения к истории региона и местным тради­циям, любви к родному краю, позитивного отношения к окружаю­щей среде;

формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохра­нению природы родного края и социально-ответственному пове­дению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в областном базисном учебном плане Областной базисный учебный план отводит 136 часов для обя­зательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе ос­новного общего образования. В том числе: в VI классе - 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классе по 35 часов в год. Обращаем внимание на то, что в Областном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Челябинской области для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в национально-регио­нальный компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предме­та «Биология»; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета «История».

При этом общеобразовательные учреждения вправе самостоя­тельно дополнить этот лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклас­сной работы. Так, предлагаемые в учебной программе практичес­кие работы и экскурсии могут проводиться во внеурочное время.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по краеведению в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное зна­чение предмета. Краеведческое образование не только формирует определенную систему специальных знаний и умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для анализа источ­ников информации; выявления причинно-следственных связей; сравнения и проектирования систем, процессов и ситуаций; оцени­вания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; соблюдения норм поведения в при­роде и обществе.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета приведены в разделе «Требова­ния к уровню подготовки обучающихся», составленных на основе Примерных программ по географии, истории, искусству, техно­логии и биологии. Требования направлены на реализацию куль­турологического, деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися ин­теллектуальной и практической деятельности; овладение знани­ями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззрен­ческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни, поз­воляющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяс­нять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные источники краеведческой информации и пользоваться приборами.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представле­ны требования, связанные с личностными чертами и мировоззрен­ческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке.

Содержание программы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: