Введение в краеведение Челябинского Урала (6 класс, 35 час.)

Тема 1. Школа юного краеведа (6 ч.)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.

История школы. Знаменитые люди района (города, села), мест­ные краеведы. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике.

Край как часть региона и страны. Соотношение террито­рии и границ Южного Урала и Челябинской области,? Геогра­фическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. В.Н. Татищев о границе между Европой и Азией. Обелиск «Европа - Азия». Географическое положение района (города, села). Происхожде­ние названий местных населенных пунктов, улиц. Официаль­ные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг. Символы района (города, села).

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных органов власти, обще­ственных организаций и движений о проблемах местного самоуп­равления и благоустройства.

2. Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района (города, села) за последние десятилетия.

3. Беседа с учителями-ветеранами, выпускниками образователь­ного учреждения об истории школы.

4. Беседа с родителями и родственниками о семейных реликви­ях.

Экскурсии, походы:

1. Знаменитые географические пункты Челябинской области: обелиск «Европа - Азия» (г. Златоуст), мосты через р. Урал (г.Верхнеуральск, г. Магнитогорск, с. Кизильское) - граница между частями света; крайние южная, северная, западная и восточные точки; географический центр Челябинской области.

2. Комплексная экскурсия по изучению территории своей мест­ности, своего населенного пункта. Съемка плана местности.

3. Школьный (краеведческий) музей. Источники по изучению родного края.

4. Картинная галерея (фотовыставка). Виды города (села).
Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте природных и админист­ративных границ Южного Урала и Челябинской области, своего района (города, села). Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток.

2. «Ориентирование». Решение задач по плану местности. Опре­деление географического положения своей школы, дома.

3. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рас­сказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.

4. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополни­тельной литературой).

Тема 2. Геология и рельеф нашего края (6 час).

«Как были открыты Уральские горы». Происхождение на­званий уральских гор. Уральские горы на древних и старинных картах. Карта А.Дженкинсона из атласа Ортелия (1570 г.), Кни­га Большому чертежу (1627 г.). Знаменитые географы, геологи и краеведы, изучавшие Южный Урал.

Рельеф Южного Урала. История формирования и геологическое строение Урала. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влияни­ем внутренних и внешних факторов.

Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района (города, села), их использование в хозяйственной деятельности и строительстве (ди­зайне). Редкие и уникальные ископаемые, их практическое значе­ние. Поделочные и драгоценные камни. Способы обработки камней. Богатства недр Южного Урала в искусстве, художественной ли­тературе и публицистике. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова. «Картины П.Рейхета, А.Альховского, В.Чуднова, В.Романова, Т.Федоровой, В. Лукка об Ильменах.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с краеведом, спортсменом-туристом о восхождениях на горы Южного Урала.

2. Беседа с местными мастерами о камнерезном искусстве. Из­делия из поделочных камней.

Экскурсии, походы:

1. Места естественных или искусственных обнажений горных пород.

2. Школьный (краеведческий, геологический) музей; Ильменс­кий заповедник. Минералогическая экспозиция.

3. Знаменитые географические пункты Челябинской области и местной территории: самая высокая (г. Б. Нургуш) или самая низ­кая точки (долина р. Уй на границе с Курганской областью).

4. Картинная галерея (фотовыставка). Местные пейзажи.
Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

2. Обозначение на контурной карте (Челябинской области, сво­ей территории) местных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых.

3. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 час).

Главные факторы, влияющие на местный климат. Историчес­кие изменения климата. Редкие и катастрофические погодные яв­ления на Южном Урале. Местные приметы о погоде, слова и выра­жения, характеризующие погоду и климат. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Южного Урала. Погодные явления Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литерату­ре и публицистике.

Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная ради­ация. Биологические часы. Местное (декретное) время, его влия­ние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района (города, села). Ветер, причины его образования. Господствующие местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характе­ристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели на территории Челябинской области и района (города, села). Вли­яние местного климата на здоровье человека и хозяйство.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с местными старожилами о приметах, изменениях в климате, редких и катастрофических погодных явления.

2. Беседа с врачом, спортсменом-туристом или специалистом МЧС о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях.

Экскурсии, походы:

1. Фенологические наблюдения за погодой на местности.

2. Гидрометеоцентр (метеорологический пункт). Наблюдения за погодными явлениями.

3. Музей искусств (картинная галерея, фотовыставка). Местные пейзажи в разные времена года.

Практические- работы:

1. Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города, села). Подсчет среднесуточной (средне­месячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц.

2. Построение местной «розы ветров», диаграмм облачности.

3. Составление климатического очерка района (города, села).
Тема 4. Край рек и озер (6 час).

Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Юж­ного Урала. Горные и равнинные реки Южного Урала. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Вли­яние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озер на Южном Урале. Численность озер. Мест­ные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности чело­века местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое ис­следование водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района (города, села). Водные богатства Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с местными старожилами о местных источниках и во­доемах. Легенды, предания и былички.

2. Беседа с врачом, спортсменом-туристом или специалистом МЧС о местных водоемах и правилах безопасного поведения в раз­ные времена года.

Экскурсии, походы:

1. Местный водный объект (озеро, река, пруд, болото, источник, колодец и т.п.). Определение гидрологических характеристик. Местные и акклиматизированные водные растения и животные.

2. Зоопарк (живой уголок, аквариум). Местные и акклиматизи­рованные водные растения и животные.

Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озер (работа с топонимическим словарем, дополни­тельной литературой).

2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинс­кой области, поверхностных и грунтовых вод района (города, села).

3. Учебный проект по экономному использованию и охране вод­ных объектов города (села).

Тема 5. Природные комплексы нашего края (6 час).

Растительный мир горно-лесной, лесостепной и степной зон Южного Урала: типичные представители природных зон, их при­способленность к местным условиям. Зависимость между местны­ми формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Местные ле­карственные и ядовитые растения.

Животный мир лесной, лесостепной и степной зон Южного Урала: типичные представители природных зон, их приспособлен­ность к местным условиям. Описание местных животных и оп­ределение их хозяйственного значения. Животные - синантропы, спутники человека.

Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе (городе, селе). «Красная книга» Челябинской области. Акклиматизация новых видов. Природные объекты и городская среда. Знаменитые биоло­ги, экологи и краеведы, изучавшие флору и фауну Южного Урала. Местные животные и растения в фольклоре, искусстве, художест­венной литературе и публицистике.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных экологических организа­ций и общественных движений о природоохранительных мероп­риятиях в районе (городе, селе).

2. Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками, ры­баками и охотниками об интересных растениях, повадках живот­ных района.

3. Беседа с местными мастерами об использовании лесных ре­сурсов. Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву. Экскурсии, походы:

1. Экологическая тропа. Определение местных растений, на­блюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных
растений для аптеки.

2. Музей искусств (картинная галерея, фотовыставка). Местные растения и животные.

3. Школьный (краеведческий) музей. Местные и акклиматизи­рованные растения и животные.

4. Зоопарк (живой уголок, ферма). Местные и акклиматизиро­ванные животные.

Практические работы:

1. Составление осенней икебаны из местных растений.

2. Определение местных растений по гербарию.

3. Определение местных птиц по пению (аудиозаписи) и гнез­дам (коллекции).

4. Составление календаря цветения местных медоносов.

5. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Бере­гите природу!».

6. «Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных.
Местный (школьный) компонент. Резерв учителя. (5 час).







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: