КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение.»
на тему: “Анатомо – физиологические особенности
организма ребенка”
Преподаватель:
Марфина Марина Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ: с.
Ведение 3
Оценка функционального состояния новорожденного
по ш. Апгар 5
Пограничные (транзиторные) состояния новорожденного 6
3. Кожа и подкожная жировая клетчатка 8
4. Костная и мышечные системы 9
5. Дыхательная система 11
6. Система пищеварения 12
7. Сердечно-сосудистая система 13
8. Система кроветворения 15
9. Система мочевыделения 16
10. Эндокринная система 17
11. Центральная нервная система 18
12. Нервно-психическое развитие 20
Заключение по АФО 21
Список используемой литературы 22
Введение
Ребенок несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.
Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям.
Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнить в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли
в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.
Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ - у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.
Оценка функционального состояния новорожденного
По ш. Апгар.
Проводят через 3 < 5 минут после рождения ребенка
Признак | 2Б | 1Б | 0 |
1. Дыхание 2. Окраска кожи 3. Сердечная деятельность 4. Мышечный тонус 5. Рефлексы | активный крик розовая >100 (120 -140) активное движение крик | писк розовая / конечности синие < 100 вялые движения писк | отсутствует синяя; бледная отсутствует отсутствует отсутствуют |
Оценка состояния:
10 - 8 баллов | хорошее; |
7 6-6 баллов | удовлетворительное (легкая степень асфиксии - удушье (синяя)); |
5 баллов | средней тяжести; |
4 баллов и < | тяжелое (тяжелая степень асфиксии “елая”; |
0 | клиническая смерть |
Оценка фиксируется в:
v истории родов;
v истории развития новорожденного;
v обменной карте;
v истории развития ребенка (112 форма). Пример: 9/8; 6/7.