Форма и содержание правовых актов исполнительной власти

В специальной литературе[18] освещаются классические формы актов управления – это деление актов на словесные и конклюдентные, словесные в свою очередь делятся на письменные и устные. Письменная форма – это классическая форма, как правило, предусмотрена нормами права, регулирующими правое положение органа. В некоторых случаях законодатель специально оговаривает письменную форму акта (например, постановление о вынесении предупреждения при привлечении к административной ответственности). Современные административные процедуры предусматривают электронную форму акта, появление и применение которой олицетворяет собой революционные изменения в самом государственном управлении[19].

Устные акты могут приниматься в особых сферах государственного управления – на воздушном и железнодорожном транспорте, в военном управлении. Но все равно акты, поскольку они обязательны для исполнения и влекут правое последствия. Иногда законодательством предусмотрена детальная регламентация действий и устных актов, как правило, в сферах государственного управления, связанных с оперативностью управления и жесткой дисциплиной (военное управление, управление в области внутренних дел, на железнодорожном и воздушном транспорте).

В литературе отмечается, что некоторые акты носят конклюдентную форму. Например, дорожные знаки, сигналы регулировщика[20]. Некоторые авторы их не к актам, а к действиям должностных лиц, указывая, что акты должны иметь форму документа, т.е. письменную форму. Кроме того, на практике часто принимаются особые акты – резолюции. В зависимости от формы все эти акты обладают главным признаком актов управления – юридическими последствиями.                  

Издание правовых актов исполнительной власти.

Требования, предъявляемые к правовым актам исполнительной власти.

С позиции юридического содержания правовых актов управления можно выделить следующие предъявляемые к ним требования. Правовой акт должен быть должен: не противоречить Конституции РФ, действующему законодательству; не ограничивать и не нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы органов исполнительной власти; не ограничивать и не нарушать права и законные интересы граждан и негосударственных структур; быть изданным полномочным субъектом системы органов исполнительной власти в камках закрепленной за ним компетенции; основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, быть юридически обоснованными и др.

Определенные требования предъявляются к порядку подготовки и издания правовых актов. Перед началом подготовки правового акта должны быть определены: наименование акта, отвечающее как его будущему содержанию, так и возможности издания данным органом или должностным лицом; исполнители; сроки разработки проекта акта; его структура. В процессе подготовки акта требуется: провести антикоррупционную экспертизу; согласовать проект акта с заинтересованными сторонами; обеспечить коллегиальность при принятии акта (если она предусмотрена для данного вида акта).

Отмена, приостановление и изменение актов исполнительной власти. 8. Муниципальные правовые акты.

Тема 3.3

Административно- правовые методы.

Понятие и особенности метода осуществления исполнительной власти.

Под методами деятельности обычно понимают способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач.

Если говорить об управлении в целом, как воздействия субъекта на объект управления, то методы управления – это способы подчинения воли подвластных воле управляющего субъекта.

Методы государственного управления показывают, как, каким образом государство решает стоящие перед ним задачи в области государственного управления и как, каким образом реализуются функции, значит, методы государственного управления – конкретные способы реализаций функций управления[21].

Методы являются способами реализации функций, то можно предложить для их характеристики применение тех же приемов анализа, которые ранее были использованы при описании функций: универсальные функции управления (как любой управленческой деятельности), функции исполнительной власти, функции органов исполнительной власти, функции стадий управленческого процесса, функции отдельных действий-операций, а также субъектные, объектные, технологические.

Характерные черты методов государственного управления, которые традиционно выделяются в отечественной литературе:

1) сфера применения – публичное управление;

2) применяются в процессе государственно-управленческой деятельности и исполнительной власти;

3) выражают публичный интерес, формируются по воле государства;

4) субъект, применяющий методы – государственно-властный субъект;

5) в отношении кого применяется – объект управления, адресат;

6) в методах выражаются связи между субъектом и объектом государственного управления;

7) используются субъектами управления как средство реализации их компетенции, выражают государственно-властные полномочия;

8) выражаются преимущественно в юридической форме управленческой деятельности;

9) методы принудительные детально регламентированы правом.                  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: