Виды административно-правовых методов

Методы можно разделить на:

1) общие, используемые при выполнении всех или почти всех функций управления.

 2) специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций или на отдельных стадиях управленческого процесса (например, методы принятия управленческого решения или методы сбора и обработки информации)[22].

Также методы делятся по степени и характеру воздействия на управляемые системы:

1) регулирование;

2) общее руководство;

3) непосредственное воздействие.

По масштабу организационной деятельности выделяют методы:

1) внутриорганизационные (в пределах одного органа);

2) внутриведомственные (в системе органа и подведомственные ему структур);

3) методы взаимодействия органа с другими государственными органами;

4) внешненаправленные методы (методы взаимоотношений органа с гражданами и их объединениями).

Методы также могут быть поделены в зависимости от целей:

1) стратегические;

2) тактические;

3) оперативные.

Традиционно рассматриваются два универсальных метода управляющего воздействия в системе государственного управления: убеждение и принуждение. На практике эти методы имеют множество различных проявлений.

К убеждению как методу воздействия на людей прибегают в процессе принятия разъяснительных, воспитательных, поощрительных и других мер морального значения. Поощрение, например, способствует обеспечению законности и дисциплины как в системе государственного управления, так и во взаимоотношениях исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами, различными субъектами правовых отношений.     

Административное принуждение как один из методов исполнительной власти.

Принуждение, как универсальный и наиболее последовательный метод, должно наступать только после того, как выяснилось, что объект управления добровольно не выполняет указаний субъекта управления, т.е. откланяется от заданного поведения.

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только те, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т.д.

Административное принуждение как вид государственного принуждения обладает всеми общими чертами, а также имеет и специфические признаки:

1) применяется в области государственного управления для охраны, складывающихся в этой сфере отношений. Эти отношения регулируются преимущественно нормами административного права, поскольку носят публичный характер, но могут быть урегулированы и нормами других отраслей права (земельного, финансового, экологического и т.д.);

2) предусмотрено не только законами, но и многочисленными подзаконными актами (в этом числе, органов исполнительной власти и местного самоуправления);

3) всегда является актом реализации государственно-властных полномочий.

4) применяется, как правило, органами исполнительной власти или их должностными лицами, но может осуществляться  и иными субъектами, осуществляющими полномочия государственно-властного характера, например органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также в некоторых случаях судами;

5) осуществляется вне рамок служебной подчиненности, применяется субъектами не дисциплинарной власти, а функциональной;

6) реализуется на основе административно-процессуальных норм и представляет собой более простой порядок применения этих мер по сравнению с другими, например уголовно-правовыми;

7) применяется не только в отношении физических, но и юридических лиц;

8) применяется в целях прекращения правонарушений и наказания виновных, а также в целях обеспечения общественной безопасности, когда наступление чрезвычайных обстоятельств определяет необходимость применения принуждения и при отсутствии правонарушения.

 4. Административно-предупредительные меры: их назначение, основания и порядок применения.

Административно-предупредительные меры – это меры принудительного характера, применяемые, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, ДТП, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее из них связаны:

1) с осуществлением надзорных проверок;

2) дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

3) досмотром вещей и личным досмотром граждан;

4) проверкой документов, удостоверяющих личность;

5) введением карантина;

6) прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);

7) освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: