Задачи на учебный год:
- закреплять навыки овладения певческой установкой;
- уметь петь мягким, лёгким, округлым, полётным, естественным звуком, используя мягкую атаку при пении;
- петь в диапазоне d1 – c2, используя, в основном, примарные тона, петь негромко (mp, mƒ);
- формировать навык кантиленного пения;
- в работе над дыханием опираться на «жизненное дыхание» ребёнка, учить детей вдыхать в основном через нос, не поднимая плеч, распределять дыхание на всю фразу;
- учить детей одновременно начинать и оканчивать пение. Понимать дирижёрский жест. В процессе разучивания песен использовать высотное тактирование;
- в певческой работе широко применять метод «свободного дирижирования» и метод пластического интонирования детей, рассматривая их как один из основных методов певческого освоения звуковысотности, метроритма и ощущения фразы. Свободное дирижирование является и самым эффективным методом работы над выразительностью исполнения как каждой фразы, так и произведения в целом;
- работать над правильным формированием и пропеванием гласных; чётким, ясным, единовременным произношением согласных, особенно в конце слова; работать над позиционной ровностью звучания; соблюдать правила вокальной орфоэпии (правильное вокальное деление на слоги));
- отрабатывать отдельные навыки на небольших попевках – упражнениях;
- учить детей умению выстраивать первый звук в начале пения. Работать над формированием в классе чистого унисона к концу учебного года. Индивидуально работать с так называемыми «гудошниками», определив в начале работы причину гудения каждого. Работать над освоением различных видов ансамбля в пении. Учить детей слушать себя и своих товарищей во время пения;
- всю работу по формированию комплексного певческого процесса осуществлять через максимально выразительное, осмысленное исполнение каждой интонации, фразы, попевки. Ребёнок, прежде всего, должен понимать что он должен выразить в пении. Опора на создание определённого образа позволит свести до минимума технические проблемы, возникающие в певческой деятельности. Работать над развитием исполнительских навыков у детей;
- необходимо сочетать коллективную, групповую и индивидуальные форма вокальной работы на уроке;
- к концу года дети должны знать и уметь исполнить целиком несколько любимых песен, сохраняя точную интонацию и правильный ритм;
- исполнять песни разной степени сложности: от элементарно простых до очень трудных. Полезно сочетать на одном уроке песни разного уровня сложности. Трудные песни (как бы «на вырост») можно осваиват эскизно.
Певческие упражнения
Речь идет о группе технологических, стабильных (см. главу III) распеваний. Их количество на данном этапе ограничено, и они исполняются в течение года, поэтому этот раздел дан в обобщающих, установочных замечаниях. Основной материал распеваний состоит из попевок, связанных с освоением лада.
1. Дети должны понимать роль и значение распевания как музыкальной и певческой настройки, а затем и тренировки голоса.
2. Весь год важно использовать в распеваниях несколько народных песенок, основанных на нисходящем движении в небольшом диапазоне:
«Скок- поскок»;
«Ладушки»;
«Гули»;
«Петушок»;
«Не летай, соловей».
3. Пение вокальных упражнений на слоги «ле», «мо», «ма», «му» в нисходящем движении.
4. Разучивание и исполнение на каждом уроке упражнений А. Яковлева №1,2 (см. приложение).
5. Пение фрагментов и отдельных фраз из песен в разных тональностях.
Попевки
В основной своей массе попевки тесно связаны с изучением ладовых интонаций и предназначены для сольфеджирования.
Опыт показывает, что в первом, втором и третьем классах оптимально использовать метод относительной сольмизации, и последовательность предлагаемых попевок обусловлена порядком изучения ступеней лада и связанных с ними интонационных комплексов. Особое внимание необходимо уделить чистоте интонирования всех попевок, всех изучаемых ладовых интонаций. Работать неторопливо и тщательно. Все попевки исполняются и разучиваются без сопровождения и в разных тональностях. Каждый ребенок должен чисто интонировать изучаемые интонации в удобной для себя тональности, тесситуре, диапазоне. Все изучаемые интонации дети должны определять на слух, в том числе в разучиваемых песнях и прослушиваемых пьесах. Параллельно идет освоение нотной записи знакомых интонаций.
Дети должны узнавать в нотной записи знакомые песенки, уметь найти знакомую интонацию в нотной записи незнакомой мелодии, уметь найти знакомую песенку среди незнакомых, написанных на доске. Все изучаемые интонации закрепляются в различных формах простейших музыкальных диктантов (различные виды «Игры в эхо»).
Интонационные и метроритмические особенности попевок и песен, упражнений для развития музыкального слуха, музыкального восприятия, на каждом уроке определенным образом сопрягается, например, при изучении интонаций, связанных с трезвучием, подбираются песни, в мелодии которых достаточно ярко представлен этот итонационный оборот: В. Кикта «Слон и скрипочка», Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!», латышская народная песня «Ай-я-жу-жу», П. Вейс «Я мороженное ем», Ю. Соснин «Мы – уточки», З. Левина «Тимоти-тим» и т. д. Очень важно и соотношение метроритмических особенностей в песнях и попевках; так при освоении двухдольного и трехдольного метра на каждом уроке разучиваются две-три песни и попевки в разном размере («Пестрый колпачок» 2/4 Г. Струве и «Наш край» ¾ и Д. Кабалевского, «Веселые гости» 2/4 С. Баневича и чешская народная песня «Сапожник» ¾).






