Организация певческой деятельности

Задачи на учебный год

1. Развивать и совершенствовать певческие навыки, полученные в первых-третьих классах: владеть правильной певческой установкой, сохранять позиционную ровность звучания на всём протяжении диапазона, сохранять полётность, звонкость, округлость звука при некотором увеличении яркости и силы звучания детского голоса.

2. Овладевать разнообразными приёмами звукоизвлечения, развивать навык кантиленного пения.

3. Петь в диапазоне: сопрано: d1 – e2,

альты: h – h1.

4. Работать над постепенным формированием диафрагмального дыхания, увеличивать продолжительность певческого выдоха, формировать умение быстро менять дыхание в подвижных песнях.

5. Добиваться ясной, чёткой дикции в пении, особенно в подвижных песнях, продолжать работу над позиционной ровностью гласных в пении. Соблюдать в пении правила вокальной орфоэпии.

6. Совершенствовать навык унисонного пения.

7. Работать над освоением детьми различных видов хорового ансамбля.

8. Формировать у детей навыки пения без сопровождения в унисон и на два голоса. Добиваться хорошего строя как в унисонном, так и в двухголосном пении a’capella, освоить термин «пение a’capella», понимать его и пользоваться им.

9. Основная задача четвёртого года обучения – формирование навыков двухголосного пения. Использовать различные виды многоголосия: гетерофония; двухголосие типа вторы; полифоническое двухголосие: каноны, двухголосие подголосочного склада; двухголосие с выдержанным звуком в одном из голосов (I или V ступени); двухголосие с самостоятельным движением голосов. Разучивание различных упражнений, подготавливающих определённые типы двухголосия:

- упражнение: «Спой нижний звук из двух звучащих»;

- пение и определение на слух мелодических и гармонических интервалов;

- упражнения на развитие навыка подстраивания нижней и верхней вторы и т.п.;

- разучивание и исполнение канонов.

Работать над осознанным пением двухголосия, учить детей вслушиваться в гармонию, в гармонические интервалы, выстраиваемые в процессе двухголосного пения. Формировать эстетическое отношение к многоголосному пению, стремление наслаждаться красотой созвучий, рождаемых слиянием двух мелодических линий. Уровень сложности двухголосия определяется уровнем подготовки класса, поэтому целесообразно создавать свои переложения всех разучиваемых песен, адаптируя их соответственно возможностям конкретных классов. Сложность и объём многоголосья необходимо увеличивать постепенно, ставя перед детьми посильные задачи.

В четвёртом классе в начале учебного года необходимо прослушать всех учеников (индивидуально на уроке или во внеурочное время) и рассадить детей по партиям, исходя из их индивидуального тембра, диапазона и уровня развития музыкального слуха. Необходимо закрепить за детьми постоянное место в классе на уроке музыки, объяснив необходимость пересадки. Деление на сопрано и альты в четвёртом классе достаточно условное, так как тембровые особенности голоса только начинают формироваться. Лучше отделить партию высоких голосов (сопрано), туда включить детей с лёгкими голосами, даже не обладающих необходимым диапазоном, а зачастую и хорошим музыкальным слухом, а остальные, вторые сопрано и альты, составят на первых порах партию нижнего голоса. В течение учебного года необходимо постоянно прослушивать детей и при необходимости пересаживать их из партии в партию.

 

Вокальная импровизация

 

1. Импровизация–диалог вопросно-ответной структуры, исполняемая учителем и учеником, в форме предложений и периода; исполняется вокализом.

2. Импровизация мелодий на заданный стихотворный текст в соответствии с его эмоционально-образным содержанием. А. Плещеев. «Осень», Е. Баратынский. «Весна», А. Пушкин. «Осень», С.Есенин. «Нивы сжаты», И. Суриков. «Утро».

3. Импровизация мелодий в определённом жанре (в стиле плясовой русской песни, в стиле протяжной русской песни).

4. Импровизация мелодий на заданную интонацию.

5. Импровизация мелодий на заданный ритм.

6. Импровизация мелодий в знакомых простых формах: период, двухчастная форма, трёхчастная форма, форма рондо.

Особое внимание уделить работе по созданию вариантов одной мелодии, импровизации в форме вариаций.

7. Импровизация подголосков в русских народных песнях.

8. Сочинение текстов и вариантов мелодий частушек.

Музыкально - пластическая деятельность

1. Передавать в движении характер музыки и его изменения. Повторять и закреплять различные упражнения в области музыкально-пластической деятельности из числа пройденных во втором и третьем классе (на материале музыки русских композиторов и русской народной музыки).

2. Повторение ранее известных танцевальных движений, изучение элементов русской пляски.

3. Передавать в движении ощущение метрической пульсации, чередование сильных и слабых долей, определение размера в движении, изменение размера, темпа на материале русских народных песен и музыки русских композиторов.

4. На материале русской музыки формировать восприятие фразы как простейшего элемента музыкальной формы посредством передачи ее в движении.

5. Исполнять пластические этюды.

6. Создавать и исполнять пластические импровизации на материале русской музыки.

Дальнейшее развитие навыков игры на различных элементарных музыкальных инструментов, исполнение простых и более сложных ритмических партитур. Усвоение умения игры на ложках, других русских народных инструментах.

 

I ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Люблю тебя, мой край родной!»

Тема первой четверти связана с попыткой создать музыкальный образ Родины, написанный великими русскими композиторами, влюблёнными в «матушку Русь» с её прекрасными, немного грустными и беспредельно привольными пейзажами, колокольными звонами, сложной судьбой и мечтой о прекрасном будущем и бесшабашным весельем русской пляски. Главная цель этой работы – войти в интонационный мир русской музыки, создать на уроке атмосферу любви к Родине, восхищения её прекрасной природой и зажечь в душах детей ответное чувство. На уроках первой четверти желательно использовать слайды с репродукциями картин русских художников, в основном, пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, Ф. Васильева, А. Саврасова и других; слайды с изображением старинных русских соборов (Новгородская София, Собор во Владимире, Храм Покрова на Нерли, старинные храмы г. Пскова, Киева и т.п.), стихи русских поэтов: А. Пушкина, А. Фета, Н. Рубцова, Ф. Тютчева и т.д.

Соответствует тематике произведений, предложенных для прослушивания и певческий материал, который дополняет и расширяет звуковой образ Родины: это протяжные лирические, хороводные, плясовые русские народные песни.

Хотелось бы отметить важность сохранения предложенного порядка музыкальных произведений, позволяющего постепенно раскрыть разные грани темы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: