Музыкальные произведения для слушания

 

П. Чайковский         «Январь» («У камелька») из цикла

«Времена года»

А. Лядов             «Кикимора»

Н. Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане»:

«Три чуда» (вступление ко второй картине четвертого действия)

«Ария Царевны-Лебедь»

Н. Римский-Корсаков «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка»

П. Чайковский.       «Февраль» («Масленица») из цикла

«Времена года»

И. Стравинский      Балет «Петрушка» I картина

IV картина

«Танец кучеров»

«Танец кормилиц»

Р. Щедрин                         «Озорные частушки»

(фрагмент концерта для оркестра)

В. Гаврилин             «Страшенная баба» из симфонии-действа

«Перезвоны»

П. Чайковский        «Март» из цикла «Времена года».

Русская народная песня «Светит месяц» в обработке для оркестра

русских народных инструментов

Плясовые наигрыши на различных русских народных инструментах.

Музыкальная грамотность

 

Определение лада на слух: мажор, минор, переменный.

Определение на слух гармонических интервалов (секунда, терция, кварта, квинта, октава).

Продолжение освоения тональностей: A-dur – fis-moll, ми бемоль мажор – до минор.

Продолжение работы по освоению размера 4/4, пунктирного ритма.

Сольфеджирование песен, фрагментов песен, тем произведений по слушанию музыки, доступных детям по музыкальному языку.

Проведение тестов на определение тембров инструментов симфонического оркестра.

Актуализация представления о выразительных средствах музыки: регистре, ладе, метроритмических особенностях, темпе, динамике и т.д. в процессе анализа музыкальных произведений.

Расширение представления о музыкальной форме (фактурно-тембровые вариации И. Стравинского, А. Лядова).

Певческие упражнения

 

1. Повторяются упражнения А. Яковлева, усложняются упражнения способствующие развитию гармонического слуха и формированию навыка двухголосного пения. Овладение навыком пения «терцовой вторы»: Русская народная песня «Все мы песни перепели», русская народная песня «Зимний вечер» на стихи А. Пушкина.

 

2. Исполнение канонов:

 

  М. Анцев              «Соловушко»

Ю. Литовко            «Пойду ль я, выйду ль я»

Русская народная песня «Заиграй моя волынка»

Русская народная песня «Со вьюном я хожу»

 

3. Исполнение вокализом тем прослушиваемых музыкальных произведений:

 

А. Лядов                  тема «Колыбельной» («Кикимора»)

Н. Римский-Корсаков «Ария Царевны-Лебедь» (тема)

из оперы «Сказка о царе Салтане»

П. Чайковский        тема II части IV симфонии

Песни

 

Русская народная песня   «Комара женить мы будем»

(двухголосно)

Русская народная песня   «Зимний вечер» на стихи А.Пушкина

(двухголосно)                                       

Русская народная песня   «Во саду ли в огороде»

Н. Римский-Корсаков      «Колыбельная царевичу» из оперы

«Сказка о царе Салтане»

«Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»

«Проводы масленицы»

Русская народная песня   «В темном лесе» (двухголосно)

Русская народная песня   «Блины» (двухголосно)

Русская народная песня   «Ах, вы сени, мои сени» (двухголосно)

Русская народная песня   «Светит месяц» (двухголосно)

Мелодии частушек

Вокальная импровизация

 

Импровизация в стиле плясовой русской народной песни.

Импровизация мелодии частушек.

Сочинение частушек на материале предложенной мелодии.

Сочинение вариантов предложенной мелодии, подголосков к исполняемым русским народным песням.

Импровизация на предложенный текст:

 

Е. Баратынский                         «Весна»

Русские фольклорные дразнилки:     «Степанушка-Степан»,

«Миронушка-Мирон»,

«Шла собака через мост» и т.п.

 

Музыкально – пластическая деятельность

 

Продолжение освоения изученных элементов русской пляски, освоение новых: шаг с подскоком, присядка.

Пластические этюды, импровизации:

· П. Чайковский «Март».

· Р. Щедрин «Озорные частушки».

Русская народная песня «Светит месяц» (импровизация сопровождается звучанием оркестра русских народных инструментов. Движения меняются соответственно развертыванию вариационной формы).

Исполнение на элементарных музыкальных инструментах ритмической партитуры как сопровождения к песням:

· «Ах, вы сени, мои сени»

· «Блины»

· «Светит месяц»

IV ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Дела давно минувших дней!» (А. Пушкин)

Тема четвертой четверти возвращает нас к теме Родины, но теперь уже в героико-патриотическом аспекте. Репродукции картин В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье» обогатят и конкретизируют рассказ о Киевской Руси, подготовив восприятие особенностей былин, чтение текстов былин.

Важно эскизно пропеть с детьми мелодии былин, обратив внимание на их интонационные особенности, повествовательный характер, декламационность, близость к речевым интонациям, небольшой диапазон мелодий. Рассказывая о северном цикле былин, пропеть напевы былин Г. Рябинина с текстом или вокализом, а уже затем слушать фантазию А. Аренского.

При прослушивании фантазии необходимо обратить внимание детей на полифоническое изложение обеих тем в кульминационный момент развития.

Знакомство с жанром исторической песни необходимо предварить рассказом учителя о необходимости сохранения в памяти народной всех важных исторических событий, имён героев, их подвигов: ведь в песнях нашли отражение все важнейшие события русской истории. Выбор тем и песен огромный, но всё успеть на уроке невозможно. Целесообразно остановиться на песне «Про татарский полон»; а дополнительно провести интерактивную лекцию-концерт «Русская история в песнях», исполнив большое количество исторических песен как полностью, так и фрагментарно, активно включив детей в подготовку музыкальных фрагментов и поиск материала.

Большой интерес у детей обычно вызывает симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже». Перед прослушиванием знакомлю детей с кратким изложением русской легенды, положенной Н.Римским-Корсаковым в основу оперы, демонстрирую основные темы, пропеваю их с детьми вокализом, провожу сравнительный интонационный анализ тем. Если дети хотя бы эскизно пропели песню «Про татарский полон», они обязательно услышат интонационные изменения в этой теме, при этом важно: поймут ли, какое содержательное значение вложил Н. Римский-Корсаков в эти изменения, поймут ли они содержание музыки, сумеют ли объяснить, какими выразительными средствами музыки создаёт композитор эту картину, услышат ли дети полифоническое соединение тем в кульминационной точке развития. Уровень интонационного мышления детей достаточно явно демонстрирует ответ на вопрос, заданный перед прослушиванием: «Кто победил в Сече? (Какая тема победила?)».

Кульминацией четвёртой четверти, несомненно, является кантата С. Прокофьева «Александр Невский». К концу четвёртого класса дети подготовлены к восприятию этой музыки, они уже знают достаточно и о самом Александре Невском, и о его воинской славе, и о Ледовом побоище. Слушание этой части кантаты предваряется демонстрацией, интонационным анализом основных тем, их эскизным пропеванием, таким образом обеспечивается возможность прослеживания процесса развития и полифонического столкновения тем. Слушательский опыт, приобретенный в процессе работы над симфонической картиной «Сеча при Керженце», применение сходных приемов развития помогает детям освоить и понять это масштабное музыкальное полотно. Хор «Вставайте, люди русские» - это потрясающий жанровый сплав марша, гимна, клича, песни, с удивительно прекрасной песенной темой – темой Родины во второй части, может стать достойным завершением всей работы в начальной школе. Обе темы необходимо пропевать перед прослушиванием, тему второй части хора обязательно просольфеджировать, проанализировать и выявить в ней стилевые черты русской музыки. В процессе работы над кантатой необходимо познакомить детей с жанром кантаты, по возможности познакомить детей с фрагментами других частей кантаты. Очень полезно привлечь иллюстративный материал: виды древних построек Пскова, репродукцию с картины А. Корина «Александр Невский», репродукцию росписи В. Васнецова «Александр Невский» во Владимирском соборе г. Киева. Как обобщение всей работы над кантатой целесообразно предложить детям фрагменты из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».

Диктанты, викторины на материале прослушанной в течение учебного года музыке, тесты на определение стиля русской музыки, помогут обобщить слуховые представления детей и выявить уровень усвоения темы учебного года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: