Вокальная импровизация

 

Импровизация мелодии, начинающейся интонацией чистой кварты, а затем включение данной интонации в середину или в конец сочиненной мелодии.

Импровизация в определенной форме: в одночастной форме (период), в трехчастной форме. Исполняются подобные импровизации в основном вокализом, но возможно и на специально подобранные тексты.

Импровизация-диалог вопросно-ответной структуры в форме предложений и периода (учитель-ученик; ученик-ученик). Неустойчивое и устойчивое окончание фрагмента формы. Исполняется вокализом.

Импровизация мелодий в определенном жанре, как вокализом, так и на заданный текст.

Импровизация мелодии на предложенный ритм.

Музыкально-пластическая деятельность

Главная задача – развитие чувства музыкальной формы в пластической деятельности.

 

1. Пластические этюды, импровизации:

 

М. Парцхаладзе «Снега - жемчуга»

Ф. Шопен       Прелюдия №7 A-dur

П. Чайковский «Сладкая греза»

Э. Григ            «Шествие гномов»

М. Глинка       «Арагонская хота» (тема хоты)

Д. Кабалевский «Рондо- марш»

Э. Григ            «Листок из альбома»

 

2. Театрализованные игры:

 

Ж. Бизе            «Фарандола» из музыки к драме А. Доде

«Арлезианка»

Э. Григ           «Норвежский танец» A-dur, «Танец эльфов»

Л. Сидельников «Марш солдатиков»

IV ЧЕТВЕРТЬ

Музыкальная грамотность

· освоение принципа варианта, вариантности как способа развития музыки. Прослушивание, анализ пьес, построенных на основании этого принципа;

· дальнейшее углубленное изучение музыки, построенной на основе сочетания принципов контраста и повторения. Усложняется учебная задача и вводится форма рондо, при этом оптимальный результат обеспечивается ее сравнением с трехчастной формой;

· обобщение всех знаний, полученных в области музыкальной азбуки: знания выразительных средств музыки (интонация, мажорный и минорный лад, регистр, ритм, метр, темп, тембр, динамика и т.д.). Проведение диагностической работы, позволяющей выявить уровень усвоения всех важнейших понятий;

· выявление уровня усвоения важнейших терминов, понятий. Дети должны понимать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: интонация, рондо, вариации; гамма, тональность, тоника, трезвучие, интервал; фраза, размер, такт, тактовая черта, пауза, названия длительностей; forte-piano; знание расположения нот первой октавы. Знать название оркестров и инструментов симфонического оркестра. Проведение игр, конкурсов, викторин и т.д. с целью закрепления важнейших терминов и уровня их понимания;

· выявление уровня сформированности навыка сольфеджирования;

· первоначальное освоение интервала «терция».

Попевки. Распевания

Закрепление всех изученных интонационных моделей, ладовых интонаций, образующих мажорный лад.

Повторение и закрепление материала, пройденного в течение учебного года.

М. Котляревская-Крафт «Зяблик»

Н. Потоловский               «Раз, два, три, четыре, пять»

Н. Римский-Корсаков      «Колыбельная царевичу» из оперы

«Сказка о царе Салтане» (фрагмент).

Украинская народная песня «Небылица»

Русская народная песня   «Слава»

М. Ройтерштейн                   «Зайчишка, волчонок и телеграмма»

(фрагмент)

А. Яковлев                                  Упражнения №1,2,3,5.

 

Гаммы до мажор, ре мажор, соль мажор, фа мажор с названием нот на слоги разными штрихами.

Исполнение канонов «Лягушки», «Гав-гав».

Исполнение вокализом темы пьесы Э. Грига «Утро».

Повторение темы из ΙΙΙ части симфонии № 4 П. Чайковского.

Повторение канонов по выбору детей. Пение гаммы C-dur и G-dur. Знаки альтерации: диез и бемоль. Знание расположения нот в пределах первой октавы.

 

Песни

 

Д. Кабалевский                 «Зачем нам выстроили дом?»

В. Ребиков                                  «Лягушка»

И. Иорданский                 «У дороги чибис»

А. Гретри                         «Спор»

Я. Дубравин                      «Добрый день»

Ц. Кюи                              «Весенняя песенка»

Ю. Чичков                                  «Музыкант-турист»

Б. Савельев                       «Из чего наш мир состоит»

Р. Паулс                            «Кашалотик»

Русская народная песня   «Во поле береза стояла»

(исполнение каноном, повторение)

Белорусская народная песня     «Сел комарик на дубочек»

 

Повторение песен, выученных в течение учебного года, подготовка заключительного урока – концерта.

 

Вокальная импровизация

 

Импровизация мелодии, включающей интонацию чистой кварты.

Импровизация мелодий в определенном жанре, как вокализом, так и на заданный текст.

Импровизация-диалог вопросно-ответной структуры в форме предложений и периода (учитель-ученик; ученик-ученик).

Импровизация мелодии в трехчастной форме, форме рондо. Освоение вариантного принципа развития в процессе вокальной импровизации.

 

Музыкально – пластическая деятельность

 

Обобщение по всем видам музыкально-пластической деятельности. Повторение музыкального материала и заданий по выбору детей.

Пластические импровизации, раскрывающие процесс становления музыкальной формы:

 

Г. Гладков       «Птичий рынок»

П. Чайковский «Камаринская»

Э. Григ           «Утро»

                  «В пещере горного короля»



Четвертый класс

ТЕМА УЧЕБНОГО ГОДА:

«МУЗЫКА МОЕЙ РОДИНЫ»

Тематизм четвёртого года обучения строится на базе освоения детьми в первых-третьих классах интонационной природы музыки, жанра, жанровости и дальнейшbм освоением этих понятий на материале русской музыки как народной, так и профессиональной (композиторской).

В течение первых трёх лет занятий на уроках музыки дети познакомились с основными выразительными средствами музыки, освоили такие фундаментальные для музыкального искусства понятия как интонация, жанр, музыкальное развитие, музыкальная форма, т.е. освоили МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ! Теперь наступила пора пользоваться накопленными знаниями и приобретёнными умениями и навыками музицирования, повторять, закреплять все основные понятия, связанные со спецификой музыкального искусства на новом музыкальном материале и принципиально новом тематизме, в котором на первый план выходят стилистические особенности русской национальной музыкальной школы и русской народной музыкальной культуры. На данном этапе освоения проблемы стиля необходимо подготовить детей к пониманию проблемы музыкального стиля самим подбором материала и логикой его построения.

Учитывая неразрывную связь русской профессиональной и народной музыкальной культуры целесообразно параллельно знакомить детей с музыкой русских композиторов и с жанрами русской народной песни, обеспечивая на уроке тесную связь певческой работы, работы по слушанию музыки и по совершенствованию музыкальной грамотности как с точки зрения поставленных учебных задач, так и с точки зрения предлагаемого музыкального материала.

Очень важно выявлять взаимосвязи народной и профессиональной музыки, заложенные в предложенном музыкальном материале, в разных видах музыкальной деятельности, например:

 

Певческая деятельность:               Слушательская деятельность:

 

Русская народная песня «Я с комариком» А. Лядов. «Я с комариком» Из сюиты «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра»
Русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени» И. Стравинский «Танец кормилиц» из балета «Петрушка»

 

Знакомство с жанрами народной песни происходит постепенно, методом накапливания музыкального материала, в основном, в певческой деятельности с последующим обобщением. В первом полугодии дети знакомятся с жанрами городской, хороводной, протяжной лирической крестьянской песней, в третьей четверти – с обрядовыми песнями и частушкой, в четвёртой четверти – с былинами и историческими песнями. В конце третьей четверти предполагается также знакомство с тембром русских народных инструментов и тембровой палитрой звучания оркестра русских народных инструментов.

В самом начале учебного года учитель знакомит детей с понятием «народная песня», с процессом создания народных песен, а в дальнейшем важно «напеть» как можно больше различных по уровню сложности русских народных песен, обобщая жанровые признаки тогда, когда дети уже усвоили их в процессе певческой деятельности и слушания. Предложенный алгоритм работы не касается только былин и исторических песен. Перечисленные ранее жанры русской народной песни не охватывают всего разнообразия народных песен, представленных в учебном плане, и тем более всего богатства жанров русской народной песни, оставляя простор для варьирования материала.

Профессиональная русская музыкальная школа представлена именами М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, П. Чайковского, А. Аренского, А. Лядова, И. Стравинского, Р. Щедрина, С. Прокофьева, В. Гаврилина и охватывает полтора века развития русской музыки. Подчёркивая неразрывную связь русской композиторской школы с национальными музыкальными корнями, целесообразно показать широту тематики и жанровое разнообразие творчества русских композиторов: и музыка, связанная с образами родной природы, и сказочная тема в русской музыке, и русские обряды и обычаи, нашедшие своё воплощение в творчестве русских композиторов,и русская опера, и русский балет (обобщение по этим жанрам проводится в рамках «сказочной» темы), и патриотическая тема в русской музыке. Вышеизложенные соображения явились основой для формирования тематизма четвертей.

К концу учебного года дети должны научиться не только узнавать на слух русскую музыку в сравнении с музыкой других национальных школ, но и отличать музыку народную от музыки «композиторской» (идея, заложенная в программе Д. Кабалевского).

 

Организация слушания музыки

Задачи на учебный год

1. Опираясь на опыт музыкального восприятия, накопленный в первых-третьих классах, и уровень сформированности музыкальной грамотности, необходимо продолжать работу по формированию целостного, образного, осмысленного музыкального восприятия, активизации процессов сотворчества в процессе восприятия. Актуальными остаются все задачи по развитию музыкального восприятия, поставленные перед учителем в предыдущих классах. Важно продолжать совершенствовать музыкальное восприятие, добиваясь сознательного, дифференцированного восприятия выразительных средств музыки, понимания неразрывного синтеза эмоционально-образного содержания произведения и развития выразительных средств музыкального искусства.

2. Осваивать типические черты стиля русской музыки на базе накопления слухового опыта (народной и композиторской), выявления интонационной, метро-ритмической и ладовой специфики русского мелоса способов его развития.

3. Разучивать, по возможности cольфеджировать, а затем исполнять вокализом темы музыкальных произведений, звучащих на уроке.

4. Посредством постепенного накопления интонационно-слухового опыта, освоения специфических форм интонационного развития (вариантность) формировать представление о национальном стиле русской музыки. Проводить тесты на определение стиля русской музыки.

5. Закреплять и углублять представление о жанре и жанровости на более сложном музыкальном материале.

6. Обогащать представление детей о музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте. Познакомить с жанром кантаты. Сформировать представление о некоторых жанрах русской народной песни.

7. Работать над дальнейшим осознанием структурных особенностей музыкальных произведений и принципов развития музыки; закрепление представления о двухчастной, трёхчастной форме, форме рондо и вариационной форме. Дальнейшее освоение принципов развития музыки: тождество, варьирование, контраст (Е. Ручьевская), особое внимание уделить принципу вариантности развития, так как вариантное развитие – характерная особенность русской национальной музыкальной школы.

8. Познакомить учащихся с циклической формой на материале фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года» (каждый месяц по пьесе, начиная с октября, а летние пьесы по выбору – в мае) и фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки».

9. Развивать тембровый слух: закрепление слуховых представлений о тембрах групп симфонического оркестра, более подробное знакомство с некоторыми инструментами симфонического оркестра: гобой, флейта, тромбон, саксофон и т.д. знакомство с тембром оркестра русских народных инструментов и отдельных инструментов, в него входящих (баян, балалайка, домра, гусли и т.д.).

10. Осваивать на новом уровне сложности тембры смешанного и однородного (мужской, женский, детский) хора.

11. Знать имена крупнейших русских композиторов, названия музыкальных произведений, включенных в программу.

К 4 классу дети уже умеют, как правило, регулярно вести тетрадь, которая выполняет функции и музыкального дневника, который пишется постепенно, на каждом уроке: здесь и основные термины, и фамилии композиторов, и названия произведений, прослушиваемых на уроке, и небольшие самостоятельные работы: тесты на определение лада, регистра, тембров инструментов, интервалов, стиля и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: