Музыкальные произведения для слушания

 

П. Чайковский «Первый концерт для фортепиано с оркестром»

(первая часть, фрагмент)

М. Мусоргский Пролог из оперы «Борис Годунов»

(вступление ко второй картине).

П. Чайковский «Четвертая симфония» (вторая часть)

«Камаринская» (повторение)

М. Глинка       «Камаринская»

(фрагмент вариаций на тему «Камаринской»)

С. Рахманинов «Третий концерт для фортепиано с оркестром»

(первая часть, фрагмент)

А. Даргомыжский «Шутка-фантазия «Баба-Яга»»

(фрагмент вариаций на тему русской народной песни «Вниз по матушке, по Волге»)

П. Чайковский «Осень»

«Октябрь» из цикла «Времена года»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»

(вступление)

 

Формировать у детей на основе обобщения интонационно-слухового опыта представление о таких чертах стиля русской музыки как песенность, распевность, широкое развитие мелоса, поступенность, переменный лад и т.д. На уроках постоянно сравниваются произведения, созданные русскими композиторами, музыка, созданная западно-европейскими композиторами и русские народные песни с целью выявления типических черт стиля русской музыки и своеобразия стиля каждого автора, каждой народной песни. Эффективным методом работы в этом направлении являются тесты, например:

 

I. С.Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 3, часть I

(фрагмент)

В. Моцарт              Концерт для фортепиано с оркестром № 21, часть II

П. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1, часть II

 

II. М. Глинка «Камаринская» (первая тема)

В. Моцарт              Дивертисмент си бемоль мажор, часть I

А. Аренский    «Фантазия на темы Рябинина» (первая тема) в       исполнении оркестра

 

Задание: найти музыку русских композиторов.

 

В течение четверти дети выполняют несколько творческих работ: рисунки на тему «Моя Родина», «Осень», «Рассвет на Москва-реке», а также подбираются и сочиняют (по желанию) стихотворения по темам «Моя Родина», «Осень».

 

Музыкальная грамотность

Актуализация и развитие слуховых навыков, дальнейшее формирование ладового чувства. Пение тонического трезвучия, тоники в качестве настройки.

Определение на слух лада: мажорного, минорного, переменного. Освоение понятия «переменный лад».

Конкретизация представлений о тональностях до мажор, соль мажор, фа мажор и о параллельных им минорных тональностях.

Освоение знаков альтерации: диез, бемоль, бекар.

Овладение навыками пения по партитуре: уметь проследить исполняемую песню, свою партию в двухголосной партитуре.

Сольфеджирование фрагментов разучиваемых песен, а доступные с точки интонации и ритма песни целиком. Сольфеджирование тем прослушиваемых произведений: М. Глинка «Камаринская» - тема плясовой песни; М. Мусоргский - тема вступления к опере «Хованщина».

Проведение тестов для определения на слух регистра, тембра инструментов симфонического оркестра.

Актуализация и расширение представления о жанрах симфонии, концерта для фортепиано с оркестром.

 

Певческие упражнения

1. Упражнения для развития певческих навыков. А. Яковлев, упражнения №1,2,3,4,5.

2. Упражнения для развития гармонического слуха:

· Игра «Сколько звуков слышу я?»

· Определение на слух тона и полутона, гармонических интервалов: секунды («ежик»), кварты («ворона»), терции («зайчик»), квинты («медуза») определяется количественная величина интервалов.

· Пение нижнего звука из двух звучащих

3. Повторение старых, разучивание и исполнение новых канонов на материале русских народных песен:

«Солнышко», «Как под горкой, под горой», «Во поле береза стояла», «А я по лугу», «В сыром бору тропина».

4.«Солнышко-туча» - повторение распевания, построенного на чередовании мажорного и минорного трезвучий.

     5.Исполнение вокализом тем, прослушанных произведений:

П. Чайковский IV симфонии II часть.

М. Глинка «Камаринская».

С. Рахманинов тема I чати концерта №3 для фортепиано с оркестром.

М. Мусоргский тема вступление к опере «Борис Годунов».

 

Песни

Русская народная песня   «Родина»

Русская народная песня   «Как пойду я на быструю речку»

Русская народная песня   «Вниз по матушке, по Волге»

(эскизное разучивание)

Русская народная песня   «Вдоль по улице молодчик идет» (двухголосно)

Русская народная песня   «Посею лебеду на берегу»

(двухголосно с тоническим остинато)

Русская народная песня   «В сыром бору тропина»

(исполнение каноном)

Русская народная песня   «На горе-то калина»

(двухголосно с тоническим остинато)

Русская народная песня   «Как у наших у ворот» (двухголосно)

П.Чайковский                   «Осень» из цикла «Времена года»

Г. Струвэ                          «Моя Россия» (двухголосно)

В. Баснер                          «С чего начинается Родина»

(эскизное разучивание)

А.Гречанинов.                   Обработки русских народных песен

 

Повторение русских народных песен, выученных в первом-третьем классах.

Все песни разучиваются по партитурам. Партитуры раскладываются на партах перед началом урока. Каждый ребенок работает со своей партитурой.

Музыкально-пластическая деятельность

Освоение элементов русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте; осваиваются положения рук, характерные для русской пляски.

Музыкальным материалом этой работы являются русские народные песни, разучиваемые на уроках.

Развития навыка «свободного дирижирования», показа фразы, штрихов, дыхания в процессе пения.

Пластические этюды, импровизации:

П. Чайковский Симфония №4, II часть тема,

«Камаринская»

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №3, I часть,

главная партия

Вокальная импровизация

1. Импровизация – диалог вопросно-ответной структуры в форме предложения и периода (исполняется вокализом).

2. Импровизация мелодий на заданный текст в соответствии с его эмоционально – образным содержанием. Для импровизации предлагается часть стихотворения.

 

А. Плещеев  «Осень»

А. Пушкин     «Осень»

С. Есенин «Нивы сжаты»

А. Фет   «Ласточки пропали»

А. Майков «Осень»

И. Бунин «Листопад»

 

3. Импровизация по созданию вариантов предложенной мелодии.

4. Исполнение на элементарных музыкальных инструментах ритмической партитуры к русским народным песням:

«На горе- то калина»

«Как у наших у ворот»

 

II ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Что за прелесть, эти сказки!» (А.  Пушкин)

В тему четверти вводит прекрасная, глубоко русская по духу пьеса П. Чайковского «На тройке». Она является как бы мостиком от пейзажных и колокольных ассоциаций первой четверти к сказкам, которые так хорошо и уютно слушать в долгие зимние вечера. В первой части симфонии П. Чайковского «Зимние грёзы» есть и удивительное ощущение суровой, величественной русской зимы, и слышится колокольчик бегущей тройки, и чувствуется что-то сказочное, фантастическое, временами грозное, что всегда есть в русской зиме.

Остальные пьесы прямо связаны со сказочными персонажами, причём есть возможность сравнить музыкальные образы Бабы Яги, созданные разными композиторами, детально анализируя выразительные средства музыки. Полезно предложить детям различные творческие работы в связи с представленными сказочными образами: рисунки, лепка, коллаж, выжигание, изготовление кукол и т.д., а затем обязательно устроить выставку с обсуждением работ.

В конце четверти детей порадует новая встреча с рождественским балетом П. Чайковского «Щелкунчик». Эта встреча – обобщение всей работы, связанным с этим произведением в начальной школе, обобщение знаний о жанре балета.

В центре внимания – дивертисмент из второго действия балета. Особое внимание следует обратить на детальный анализ тембровой палитры композитора во всех танцах: великолепный юмористический эффект сочетания двух крайних регистров и тембров флейты-пикколо и фагота в «Китайском танце», яркий тембровый контраст в «Танце пастушков» - тему рефрена этого ронда исполняют три флейты, в первом эпизоде солирует гобой, а во втором – валторны. Кульминация этой работы – просмотр фильма-балета «Щелкунчик».

Шуточные, плясовые и игровые русские народные песни дополнят материал по слушанию музыки, а песня – сказка П. Чайковского «Мой Лизочек» и юмористическая русская народная песня – сказка «Я с комариком», а также шуточная пьеса А. Лядова на тему этой русской песни помогут создать на уроке атмосферу сказки и праздника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: