Музыкальные произведения для слушания

С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и Волк» (повторение)

П. Чайковский Симфония №6 (фрагмент III части)

Э. Григ           «Шествие гномов»

С. Прокофьев «Болтунья»

Г. Гладков      «Птичий рынок»

П. Чайковский Симфония №4, IV часть

М. Глинка       «Камаринская» (фрагмент)

Э. Григ           «Утро»

                  «В пещере горного короля»

 

В течение всего полугодия проводятся тесты на определение тембра и игра на определение формы.

 

ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ

Первые игры, в процессе которых происходит осознание формы, дети осваивают в 1-2 классе – это игры-движения, игры-инсценировки. Педагог исполняет пьесу в простой трехчастной форме («Мазурка» А. Гречанинова), затем, после обсуждения содержания пьесы, педагог предлагает показать, как растет цветок (дети присаживаются на корточки и, понемногу поднимаясь, раскрывают руки, как бы раскрывая цветок). Педагог просит остановиться в тот момент, когда изменится музыка. Во второй части дети выполняют мягкие, кругообразные движения корпусом и руками, а вот третью часть педагог играет без предупреждения – кто догадается, что надо делать? Дети обычно предлагают сами повторить движения первой части, ведь музыка повторяется, другой цветочек вырастает и тянется к солнцу.

С помощью детей можно придумать и «игру в солдатиков» («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского), и игру «Происшествие в кукольном городе» («Марш» Д. Шостаковича), и игру «Дождик» («Дождик» В. Косенко) и так далее.

Есть еще одна игра, помогающая осознанию музыкальной формы. Для каждого из детей приготовлен конверт с разноцветными квадратами (10х10 см): шесть красных, шесть зеленых, шесть синих, шесть желтых, шесть коричневых (в дальнейшем использовать большее количество цветов). У педагога набор тот же. Начинать надо со знакомой музыки, лучше в трехчастной форме с контрастной второй частью, и следует обязательно договориться о цвете первой карточки. Учитель играет на рояле, дети выкладывают карточки перед собой, потом поднимают и показывают учителю. Когда дети хорошо поймут суть игры, можно пригласить к роялю одного из способных детей. По окончанию звучания, дети одновременно с учеником, находящимся у рояля, показывают свои карточки; обязательно исправляются ошибки, причем дети сами объясняют, как надо правильно выполнить предложенное задание. Обязательным условием проведения игры является неоднократное повторение анализируемой пьесы.

В третьем классе, когда вопросы формообразования в музыке выходят на первый план, эту игру необходимо использовать на каждом уроке, причем ее можно постепенно усложнять: дети сами должны определить цвет первой карточки (мажор – красная, минор – синяя), если же все три части в одном ладу, то надо подобрать цвета соответствующим образом. После определения формы можно, усложняя игру, предложить детям определить: что изменилось в музыке? Почему они изменили цвет карточки? Для подобного продолжения игры необходимо, конечно, повторное, а иногда и неоднократное прослушивание всей пьесы.

Усложняется игра и по мере увеличения объема произведения. Если на первых порах педагог подбирает пьесы, написанные для фортепиано, то постепенно вводятся и произведения, исполняемые другими музыкальными инструментами, симфоническим оркестром. Проводя игру, педагог должен постоянно опираться на характер и содержание музыкального образа, на смысловое значение формы. Тема повторяется, потому что композитор хотел, чтобы мы запомнили и хорошо поняли главную мысль, основное настроение. Так можно играть во все репризные формы, включая рондо, постепенно переходя на буквенное обозначение частей. Для вариаций же необходимо много оттенков одного цвета, что довольно трудно обеспечить, поэтому стоит сразу перейти к буквенному обозначению.

 

Музыкальная грамотность

  Главной задачей четверти является исследование процессов становления музыкальной формы, прослеживание интонационного развития музыкального образа, осознание музыкальной формы как результата этого развития, осознание способов развития музыки и соответствующих слуховых впечатлений в области «построения» (Д. Кабалевский) музыки, осмысление принципов повторения (тождества) и контраста; как основных принципов построения музыки. Знакомство с простыми двухчастными и трехчастными формами.

· актуализация знаний всех выразительных средств музыки в процессе музыкально- диагностических игр: «Солнышко-туча» (лад): «Игра в регистр», игра «В прятки» (динамика), тесты на определение тембра, темпа, ритма и т.д.;

· закрепление всех изученных ранее интонаций внутри лада, продолжение освоения неустойчивых ступеней лада и интонаций, связанных с ними: опевание устоев, скачки, поступенное движение и т.д.;

· освоение понятия интервал в результате осмысления накопленных  слуховых ощущений. Интервал кварта вначале рассматривается как внутриладовый интервал, выявляющий функциональные отношения V и VΙΙI ступеней лада. Другой мелодический интервал, секунда, дается как соотношение V-VΙ, Ι-ΙΙ, ΙΙ-ΙΙΙ ступеней, а затем учащиеся осваивают: ΙΙΙ-IV и VΙΙ-VΙΙΙ ступени. Гармонически эти интервалы даются в сравнении, причем на этом этапе речь идет только о количественной величине интервалов. Кварта – «ворона»; секунда – «ежик»; эти названия помогают детям конкретизировать слуховые впечатления. Проводится игра «Узнай интервал»;

· продолжается освоение пунктирного ритма. Вводится размер 4/4;

· освоение тональностей G-dur и F-dur;

· изучение знаков альтерации: диез и бемоль;

· пение канонов, понимание значения и содержания этого понятия;

· продолжение изучения нотной грамоты: знание расположения нот первой октавы;

· совершенствование навыков сольфеджирования.

 

Попевки. Распевания

 

Освоение интонации кварты V-VIII ступени (D-T↑).

Опевание устойчивых ступеней лада, освоение неустойчивых терций:II-IVступени, IV-VI ступени, VII-II ступени.

Пение гаммы до мажор.

 

З. Ринкявичус                     «Я гуляю с папой»

(сольфеджирование, двухголосно).

Ю. Литовко                      «Колокольчик»

(сольфеджирование, исполнение каноном)

Е. Тиличеева                     «Левой, правой» (сольфеджирование)

Немецкая народная песня «Лягушки» (сольфеджирование)

М. Котляревская-Крафт «Гав-гав» (сольфеджирование,

исполнение каноном)

Немецкая народная песня «Сапожник» (сольфеджирование,

исполнение каноном)

Французская народная песня    «Пастушья» (сольфеджирование,

исполнение каноном)

Ю. Литовко                      «Лягушки» (сольфеджирование,

исполнение каноном)

А. Яковлев                               Упражнения №1,2,3,5.

 

Исполнение гаммы до мажор, соль мажор, фа мажор, ре мажор с названием нот и на слоги разными штрихами.

Исполнение трезвучий и отрезков звукоряда (см.Ι и ΙΙ четверть).

Исполнение канонов: «Моется цапля», «Лягушка».

Исполнение вокализом темы пьесы П. Чайковского «Сладкая греза».

Исполнение темы ΙΙΙ части симфонии № 6 П. Чайковского (марш) на слоги «но», «до», «лё».

 

Песни

 

А. Бирнов                           «Праздник в зоопарке» (повторение)

М. Парцхаладзе                «Снега-жемчуга»

Л. Сидельников                  «Марш солдатиков»

Французская народная песня    «Пастушья»

З. Левина                            «Как там живется на свете слону»

из цикла «Десять музыкальных картин»

Русская народная песня   «Коровушка»

Л. Книппер.                      «Почему медведь зимой спит»

Французская народная песня    «Кадэ Руссель»

Л. Бетховен                       «Малиновка»

Е. Тиличеева                     «Наша мама»

Кубинская народная песня «Моя мама»

М. Старокадомский        «Любитель- рыболов»

В. Калинников                  «Мишка»

 

Сольфеджирование, сольмизация доступных фрагментов в системе относительной и абсолютной сольмизации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: