А. Пушкин «Моцарт и Сальери» (фрагменты)
Н. Матвеева «Музыка»
В. Лазарев «Мне снилась музыка»
Архитектура классицизма
Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар Версаль
Церковь Святой Женевьевы в Париже
А. Полладио Вилла Ротонда в Винченце
К. Росси Михайловский дворец
Ч. Камерон Храм Дружбы в Павловске
Примерные тесты на определение стиля
1. В. Моцарт Симфония № 38, часть I 1. В. Моцарт Симфония № 41, часть II
2. П. Чайковский «Ромео и Джульетта» экспозиция 2. А. Корелли Концерт № 2, часть II
3. В. Моцарт Симфония № 35, часть I 3. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 1, часть I
4. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 3, часть 3 4. В. Моцарт Симфония № 40, часть IV
1. С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2, часть I (побочная партия)
2. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 6, часть I
3. В. Моцарт Концерт для фортепиано с оркестром № 23, часть I
|
|
1. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 2, часть I 1. Й. Гайдн Симфония № 94, часть I
2. П. Чайковский Симфония № 6, часть I 2. А. Вивальди Концерт «Зима»
3. В. Моцарт Симфония № 24, часть I 3. В. Моцарт Симфония № 41, часть IV
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
Термины | Определение на слух | Понимание | Практическое применение | Теоретическое осмысление (умение объяснить) |
Интонация | * | * | * | |
Стиль русской музыки | * | * | * | |
Стиль барокко | * | * | * | |
Стиль классицизм | * | * | * | |
Жанры массово-бытовые:
| * | * | * | * |
| * | * | * | |
Жанры театральные:
| * | * | ||
| * | |||
| * | |||
| * | * | * | |
| * | * | * | |
| * | * | * | * |
| * | * | ||
Жанры концертные:
| * | * | * | |
| * | * | ||
| * | * | ||
| * | * | ||
| * | |||
| * | * | * | |
| * | |||
| * | * | ||
Жанры культовые:
| * | * | * | |
| * | |||
| * | * | * | |
- Kyrie eleison | * | * | ||
- Gloria | * | * | ||
- Santctus | * | * | ||
- Credo: Crucifixus | * | * | ||
- Agnus Dei | * | * | ||
Жанры и формы полифонической музыки:
| * | * | * | * |
| * | * | * | * |
| * | * | ||
| * | * | ||
| * | * | * | * |
Форма:
| * | * | * | * |
| * | * | * | * |
| * | * | * | * |
| * | * | * | * |
| * | * | ||
| * | * | * | * |
Склад:
| * * | * * | * * | * * |
Регистр | * | * | * | * |
Лад:
| * * * | * * * * | * * * * | |
Мелодия | * | * | ||
Аккомпанемент | * | * | ||
Гармония | * | * | ||
Аккорд | * | * | * | |
Гармонические функции: · тоника · доминанта · субдоминанта | * * * | * * * | * | |
Трезвучие | * | * | * | * |
Тональность | * | * | ||
Тон/полутон | * | * | ||
Интервалы:
| * * * * * * * | * * * * * * * | * * * * * * * | * |
Ритм | * | * | * | * |
Такт | * | * | ||
Тактовая черта | * | * | ||
Размер | * | * | * | * |
Синкопа | * | * | * | |
Пунктирный ритм | * | * | * | |
Основные длительности
| * * * * | * * * * | * | |
Пауза | * | * | * | * |
Тембр | * | * | ||
Оркестр:
| * * * | * * * * * | * * * * * | * * * |
Симфонический оркестр:
| * * * * * | * * * * * | * * * * * | * |
| * * * * * | * * * * * | * * * * * | * |
| * * * * * | * * * * * | * * * * * | * |
| * * * * * | * * * * * | * * * * * | * |
Клавир | * | * | ||
Клавесин | * | * | * | |
Орган | * | * | * | |
Хор:
| * * * * | * * * * | * * * * | * * * * |
Певческие голоса:
| * * * * * * | * * * * * * | * * * * * * | |
Динамика:
| * * * * * | * * * * * | * * * * * | * |
Партитура | * | * | * | |
Распев | * | * | * | * |
A capella | * | * | * | |
Импровизация | * | * | * | |
Консерватория | * | * | ||
Филармония | * | * |
|
|
Седьмой класс
ТЕМА УЧЕБНОГО ГОДА:
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ)
«Величие искусства яснее всего проявляется в музыке»
И. Гете
Задачи на учебный год:
1. Расширять тематику, содержание, увеличивать сложность и объем музыкальных произведений, изучаемых учащимися.
2. Совершенствовать и дифференцировать процесс музыкального восприятия, развивать умение сравнивать, находить общее и разное в предлагаемых для анализа музыкальных произведениях.
3. На основе развития интонационного мышления развивать музыкальное мышление в тесном единении с эмоциональным переживанием музыки.
4. Развивать интонационное мышление, обогащать «интонационный словарь» (Б. Асафьев) учащихся. Формировать представления о характерном интонационном языке каждого композитора.
5. Формировать представления о характерных типических чертах стилей венского классицизма и романтизма. Закрепление представлений о стиле барокко (в тестах).
6. Формировать потребность в общении с музыкой, личностную мотивацию познания классического музыкального наследия.
|
|
7. Уметь самостоятельно сделать умозаключение о смысле и характере музыкального образа.
8. Определять на слух темы знакомых произведений, уметь пропеть их.
9. Определять в тестах музыку Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.Чайковского, В.Моцарта, И.С.Баха и т.д.
10. Разбираться в вопросах интерпретации музыки на базе овладения исполнительскими выразительными средствами и пониманием специфики их использования.