Литературные произведения

 

А. Пушкин «Моцарт и Сальери» (фрагменты)

Н. Матвеева «Музыка»

В. Лазарев «Мне снилась музыка»

 



Архитектура классицизма

 

Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар Версаль

Церковь Святой Женевьевы в Париже

А. Полладио Вилла Ротонда в Винченце

К. Росси Михайловский дворец

Ч. Камерон Храм Дружбы в Павловске

 

Примерные тесты на определение стиля

1. В. Моцарт Симфония № 38, часть I                                1. В. Моцарт Симфония № 41, часть II                                        

2. П. Чайковский «Ромео и Джульетта» экспозиция       2. А. Корелли Концерт № 2, часть II

3. В. Моцарт Симфония № 35, часть I                                3. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 1, часть I

4. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 3, часть 3         4. В. Моцарт Симфония № 40, часть IV

 

1. С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2, часть I (побочная партия)

2. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 6, часть I                                                

3. В. Моцарт Концерт для фортепиано с оркестром № 23, часть I                    

                                                                                                                                         

1. И.С. Бах Бранденбургский концерт № 2, часть I                    1. Й. Гайдн Симфония № 94, часть I

2. П. Чайковский Симфония № 6, часть I                                     2. А. Вивальди Концерт «Зима»

3. В. Моцарт Симфония № 24, часть I                                           3. В. Моцарт Симфония № 41, часть IV  



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Термины Определение на слух Понимание Практическое применение Теоретическое осмысление (умение объяснить)
Интонация   * * *  
Стиль русской музыки * * *  
Стиль барокко * * *  
Стиль классицизм * * *  
Жанры массово-бытовые:
  • песня, танец, марш
* * * *
  • городская русская народная песня
* * *  
Жанры театральные:
  • балет
  * *  
  • опера buffa
  • опера seria
  *    
  • зингшпиль
  *    
  • увертюра
  * * *
  • ария
  * * *
  • ансамбль: дуэт, терцет
* * * *
  • декорации
  * *  
Жанры концертные:
  • симфония
  * * *
  • камерная музыка
  * *  
  • соната
  * *  
  • сюита старинная
  * *  
  • concerto grossi
  *    
  • концерт для фортепиано (скрипки) с оркестром
  * * *
  • дивертисмент
  *    
  • серенада
  * *  
Жанры культовые:
  • кантата (духовная)
  * * *
  • оратория
  *    
  • месса
  * * *
- Kyrie eleison   * *  
- Gloria   * *  
- Santctus   * *  
- Credo: Crucifixus   * *  
- Agnus Dei   * *  
Жанры и формы полифонической музыки:
  • хорал
    *     *     *     *
  • фуга
* * * *
  • прелюдия
  * *  
  • инвенция
  * *  
  • канон
* * * *
Форма:
  • двухчастная
* * * *
  • трехчастная
* * * *
  • рондо
* * * *
  • вариации
* * * *
  • сонатное allegro
- экспозиция - разработка - реприза
  * *  
  • секвенция
* * * *
Склад:
  • гомофонно-гармонический
  • полифонический
  *   *   *   *   *   *   *   *
Регистр * * * *
Лад:
  • мажор
  • минор
  • переменный
  * * * * * * * * * * *  
Мелодия   * *  
Аккомпанемент   * *  
Гармония   * *  
Аккорд * * *  
Гармонические функции: · тоника · доминанта · субдоминанта     * * *     * * * *  
Трезвучие * * * *
Тональность   * *  
Тон/полутон   * *  
Интервалы:
  • секунда
  • терция
  • кварта
  • квинта
  • секста
  • октава
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *    
Ритм * * * *
Такт   * *  
Тактовая черта   * *  
Размер * * * *
Синкопа * * *  
Пунктирный ритм * * *  
Основные длительности
  • восьмая
  • четверть
  • половинная
  * * * * * * * * *      
Пауза * * * *
Тембр   * *  
Оркестр:
  • духовой
  • камерный
  • русских народных инструментов
а) домра б) балалайка
  * * *       * * *   * *   * * *   * *   * * *    
Симфонический оркестр:
  • струнно-смычковые инструменты
а) скрипка б) альт в) виолончель г) контрабас
    *     * * * *     *     * * * *     *     * * * *   *      
  • деревянные-духовые инструменты:
а) флейта б) гобой в) кларнет д) фагот
  *   * * * *   *   * * * *   *   * * * * *    
  • медные духовые инструменты:
а) труба б) тромбон в) валторна г) туба
  *   * * * *   *   * * * *   *   * * * * *    
  • ударные инструменты:
а) литавры б) треугольник в) кастаньеты г) барабан и т.д.
  * * * * *   * * * * *     * * * * *   *      
Клавир   * *  
Клавесин * * *  
Орган * * *  
Хор:
  • детский
  • женский
  • мужской
  • смешанный
* * * * * * * * * * * * * * * *
Певческие голоса:
  • сопрано
  • меццо сопрано
  • котральто
  • тенор
  • баритон
  • бас
* * * * * * * * * * * * * * * * * *  
Динамика:
  • форте
  • пиано
  • крещендо
  • диминуендо
  * * * * *   * * * * *   * * * * * *      
Партитура   * * *
Распев * * * *
A capella   * * *
Импровизация   * * *
Консерватория   * *  
Филармония   * *  

 



Седьмой класс

ТЕМА УЧЕБНОГО ГОДА:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ)

«Величие искусства яснее всего проявляется в музыке»

И. Гете

Задачи на учебный год:

 

1. Расширять тематику, содержание, увеличивать сложность и объем музыкальных произведений, изучаемых учащимися.

2. Совершенствовать и дифференцировать процесс музыкального восприятия, развивать умение сравнивать, находить общее и разное в предлагаемых для анализа музыкальных произведениях.

3. На основе развития интонационного мышления развивать музыкальное мышление в тесном единении с эмоциональным переживанием музыки.

4. Развивать интонационное мышление, обогащать «интонационный словарь» (Б. Асафьев) учащихся. Формировать представления о характерном интонационном языке каждого композитора.

5. Формировать представления о характерных типических чертах стилей венского классицизма и романтизма. Закрепление представлений о стиле барокко (в тестах).

6. Формировать потребность в общении с музыкой, личностную мотивацию познания классического музыкального наследия.

7. Уметь самостоятельно сделать умозаключение о смысле и характере музыкального образа.

8. Определять на слух темы знакомых произведений, уметь пропеть их.

9. Определять в тестах музыку Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.Чайковского, В.Моцарта, И.С.Баха и т.д.

10. Разбираться в вопросах интерпретации музыки на базе овладения исполнительскими выразительными средствами и пониманием специфики их использования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: