Сказка и народные истоки (национальный стиль) в музыке Э. Грига

«Музыка Грига <…> – постижение норвежского народного духа»

Б.Асафьев

 

Слушательская деятельность                             Певческая деятельность  

Э. Григ «Танец эльфов»                                           Э. Григ «Лесная песня»

         «Шествие гномов»(повторение)                 Норвежская народная песня «Пер - музыкант»

Э. Григ «Свадебный день в Тролльхаугене»            Э. Григ «Избушка» (адаптированный вариант)

Э. Григ «Норвежский танец» A-dur                                   Э. Григ «Заход солнца»

Э. Григ Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

       «Утро» (исполнение темы вокализом)

        «Смерть Озе»

        «Танец Анитры» (фрагмент)

        «В пещере горного короля» (повторение)

        «Возвращение Пера»

        «Песня Сольвейг» (исполнение тем вокализом)

 

Тесты на определение стиля

1. П. Чайковский «Июнь»

2. Э. Григ «Поэтическая картинка» №1

3. М. Мусоргский Вступление к опере «Борис Годунов» (исполнение на фортепиано)

 

1. М. Мусоргский «Богатырские ворота»

2. Э. Григ «Сердце поэта»

3. П. Чайковский «Декабрь»

 

1. Э. Григ «Одинокий странник»

2. П. Чайковский «Подснежник»

3. Э. Григ «Весной»

4. П. Чайковский «Жалоба»

 

М. Глинка – основоположник русской классической национальной школы

«Музыка – душа моя»

 М. Глинка

Слушательская деятельность Певческая деятельность
М. Глинка «Камаринская» (исполнение тем вокализом) М. Глинка «Ты, соловушко, умолкни»
М. Глинка «Вальс - фантазия» (исполнение тем вокализом) М. Глинка «Жаворонок»  
М. Глинка «Я помню чудное мгновенье» М. Глинка «Я помню чудное мгновенье» (эскизное разучивание)
М. Глинка «Попутная песня»                                                            М. Глинка «Попутная песня» (эскизное разучивание)
М. Глинка опера «Жизнь за царя» Русская народная песня «У зори - то, у зореньки»
             Хоровая интродукция  М. Глинка Тема хора «Родина моя» из интродукции оперы «Жизнь за царя»
              II действие  «Полонез»                                                 А. Анцев «Соловушко» (канон)
                                        «Краковяк»  
                                        «Мазурка» Русская народная песня «Сусанин»
              III действие Песня Вани      М. Глинка Песня Вани (эскизное разучивание)
                                    Сцена И. Сусанина с поляками Д. Бортнянский «Многолетие»
                                        Романс Антониды    
              IV действие     Ария Сусанина       
                            Эпилог хор «Славься»    М. Глинка Хор «Славься» (исполнение темы)
   
М. Глинка опера «Руслан и Людмила»  
                         Увертюра  
                          Первая песня Бояна (фрагмент)  
                          Марш Черномора  
                         I действие  
                                           Ария Людмилы  
                                           Рондо Фарлафа  
                         III действие 2 картина   
                                             Ария Руслана  
                                             Хор Головы  
М. Глинка «Венецианская ночь» М. Глинка «Венецианская ночь»
М. Глинка «Арагонская хота» (фрагменты)               (исполнение темы хоты вокализом)  

 

Традиции М. Глинки в творчестве композиторов «Могучей кучки»

 

Великий сказочник земли русской

 

Слушательская деятельность                                                   Певческая деятельность

Н. Римский-Корсаков опера                                                   Н. Римский-Корсаков опера

«Сказка о царе Салтанe»                                                                   «Сказка о царе Салтане»

Ария Царевны – Лебедь (повторение)                 Ария Царевны – Лебедь (тема)

«Три чуда» (повторение)                                     В. Кикта «Чудо из чудес»

 

Н. Римский-Корсаков                                                               Русская народная песня «Гибель Варяга»

Симфоническая сюита «Шехеразада» (все части)             

Разучивание и исполнение тем Шахриара        Г. Струвэ «Школьный корабль»

Шехеразады, царевича Kалендера (II часть)     А. Зацепин «Ты слышишь, море»

Царевича и царевны (III часть)                            Н. Мартынов «Снилось мальчишке море»

Н. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»          Н. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье»

Вступление                                                             Русская народная песня «Во кузнице»

Ария Звездочета                                                                        

Ария Шемаханской царицы                                    

Марш Додона                                                        

Дуэт Додона и Шемаханской царицы (II акт)       

Н. Римский-Корсаков опера «Садко»                               

Вступление (сравнительный анализ с темой

I части симфонической сюиты Шехеразада)

II картина. Песня Садко «Ой, ты темная дубравушка» Песня Садко «Ой, ты темная дубравушка»

(эскизное разучивание) 

Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»               Песня Садко «Заиграйте мои гусельки»

IV картина. Песня Варяжского гостя

Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя

(фрагмент)

VII картина Колыбельная Волховы                      Колыбельная Волховы (эскизное разучивание)

 

Тест на определение тембров певческих голосов на материале оперы

Н. Римского – Корсакова «Снегурочка»

1. Каватина Берендея (II акт)        

2. Ария Снегурочки (пролог)    

3. Ариозо Мизгиря (III акт)       

4. Третья песня Леля (III акт)

Произведения изобразительного искусства

И. Айвазовский «Девятый вал», «Радуга», «Черное море», «Среди волн»

М. Врубель «Волхова», «Пан»

И. Репин «Садко»

Н. Рерих «Заморские гости»

 

Богатырские сказания А. Бородина

Музыкальные произведения                               Певческая деятельность

Для слушания                                             

А. Бородин Симфония № 2, часть 1                  А. Бородин «Спящая княжна»

(расширенное повторение)                                 (разучивание рефрена и прослеживание по партитуре)

А. Бородин опера «Князь Игорь»                           М. Глинка Тема хора «Славься»

Пролог. Хор «Солнцу красному слава»             Г. Струве «Матерям погибших героев»

I акт II картина                                                          С. Баневич «Спи, война»

Хор «Мужайся, княгиня»                                            

Набат

II акт Ария князя Игоря

Ария хана Кончака

Половецкие пляски (видеофильм)

IV акт Ариозо Ярославны («Ах, плачу я»)

 

Произведения изобразительного искусства

В. Васнецов «Три богатыря», «Витязь на распутье»

М. Врубель «Богатырь»

 

«Прошедшее в настоящем – вот моя задача» М. Мусоргский

Музыкальные произведения для слушания             Певческая деятельность

М. Мусоргский Вступление к опере «Хованщина»          Русская народная песня «Вдоль да по речке»

(повторение)

Исполнение темы вокализом                                             Русская народная песня «В темном лесе»

(повторение)

Песня Марфы «Исходила младешенька» (III акт)       Русская народная песня «Исходила младешенька»

М. Мусоргский опера «Борис Годунов»                         И. Шварц «Ленинградские мальчишки»

Вступление (исполнение темы вокализом)

Песня Варлаама

Сцена у собора Василия Блаженного

М. Мусоргский «Сиротка», «С куклой» (повторение)

М. Мусоргский «Блоха»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

(повторение в форме викторины)

 

Произведения изобразительного искусства

Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве»

И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»

 

Тест на определение тембров певческих голосов

1. А. Бородин опера «Князь Игорь» Песня Галицкого (I акт)    

2. А Бородин опера «Князь Игорь» каватина Кончаковны (II акт)

3. М. Мусоргский опера «Борис Годунов» Монолог Бориса (II акт)



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Термины Определение на слух Понимание Практическое применение Теоретическое осмысление (умение объяснить)
Интонация     * *  
Стиль русской музыки   * * *
Жанры массово-бытовые: песня, танец, марш * * * *
Жанры театральные:
  • балет
  * * *
  • опера
  * * *
  • увертюра
  * *  
  • либретто
  * *  
  • ария
  * *  
  • ариозо
  * *  
  • ансамбль (дуэт)
* * *  
  • декорации
  * *  
Жанры концертные:
  • симфония
  * *  
  • сюита
  * *  
  • кантата
  * *  
  • увертюра
  * *  
  • романс
  * *  
Форма:
  • двухчастная
* * * *
  • трехчастная
* * * *
  • рондо
* * * *
  • вариации
* * * *
Склад:
  • гомофонно-гармонический
  • полифонический
*   * *   * *   * *   *
Регистр * * * *
Лад:
  • мажор
  • минор
  • переменный
  * * *   * * *   * * *  
Мелодия   * *  
Аккомпанемент   * *  
Тоника * * * *
Трезвучие * * * *
Тональность   * *  
Тон/полутон * * * *
Интервалы:
  • секунда
  • терция
  • кварта
  • квинта
  • октава
  * * * * * *   * * * * * *   * * * * * * *    
Ритм * * * *
Такт   * *  
Тактовая черта   * *  
Размер * * * *
Синкопа * * *  
Пунктирный ритм * * *  
Основные длительности
  • восьмая
  • четверть
  • половинная
    * * *   * * *    
Пауза * * * *
Тембр   * * *
Оркестр:
  • духовой
  • русских народных инструментов
а) домра б) балалайка
    * * * *       * * * *       * * * *       * *  
Симфонический оркестр:
  • струнно-смычковые инструменты
а) скрипка б) альт в) виолончель г) контрабас
    *     * * * *     *     * * * *     *     * * * *    
  • деревянные-духовые инструменты:
а) флейта б) гобой в) кларнет д) фагот
  *   * * * *   *   * * * *   *   * * * *    
  • медные духовые инструменты:
а) труба б) тромбон в) валторна г) туба
  * * * * *   * * * * *   * * * * *  
  • ударные инструменты:
а) литавры б) треугольник в) кастаньеты г) барабан д) колокола е) челеста
  * * * * * *   * * * * * * *   * * * * * *      
Хор:
  • детский
  • женский
  • мужской
  • смешанный
* * * * * * * * * * * * * * * *
Певческие голоса:
  • сопрано
  • меццо сопрано
  • котральто
  • тенор
  • баритон
  • бас
* * * * * * * * * * * * * * * * * *  
Динамика:
  • форте
  • пиано
  • крещендо
  • диминуендо
  * * * *   * * * * *   * * *     *    
Партитура   * * *
Распев * * * *
A capella   * * *
Консерватория   * * *
Филармония   * * *
Импровизация   * *  

Шестой  класс

Источник всего нового – есть старое.

В. Белинский

 

ТЕМЫ УЧЕБНОГО ГОДА:

1. СТИЛЬ РУССКОЙ МУЗЫКИ

2. ХУДОЖЕСТВЕННО – ИСТОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

(БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ)

 

Задачи на учебный год:

1. Совершенствование процессов музыкального восприятия на основе развития музыкального мышления.

2. Развитие интонационного мышления, осуществление интонационного подхода к анализу прослушиваемых произведений, расширение «интонационного словаря» учащихся, формирование представлений о характерном «интонационном словаре» каждого композитора в отдельности, музыкально-исторического стиля в целом.

3. Развитие и совершенствование навыков анализа музыкальных произведений на основе углублённого освоения и использования комплекса всех выразительных средств музыки с одной стороны, глубокого сопереживания, погружения в звучащую материю музыки с другой стороны.

4. Организация необходимого уровня восприятия наиболее значимых музыкальных произведений, обеспечивающих возможность достижения учащимися состояния катарсиса. (VI симфония П. Чайковского, симфония №40 В. Моцарта).

5. Освоение в общем виде понятия: художественно-исторический стиль. Знакомство с важнейшими типическими особенностями стилей барокко и классицизма в музыке.

6. Освоение понятия «склад» и его видов: гомофонно-гармонического и полифонического.

7. Знакомство с жанрами стиля барокко: инвенция, фуга, прелюдия, токката, страсти, месса.

8. Закрепление представления об основных формообразующих принципах, актуализация знаний опорных схем трехчастной формы, формы рондо, вариационной формы, умение определять форму в звучащих произведениях. Знакомство с формой сонатного allegro, освоение и понимание специфики симфонического цикла, способов симфонического развития.

9. Знакомство с биографиями П. Чайковского, И.С. Баха, В. Моцарта.

10. Определение на слух основных тем прослушанных произведений, умение петь вокализом темы, выбранные для этой работы учителем. Сочинение текстов к некоторым инструментальным темам по желанию учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: